Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения к вопросу III



 

3.1. Изобразите отношения между понятиями круговыми схемами. Выявите среди данных понятий несравнимые, совместимые, несовместимые.

– Адвокат, бессребреник, прокурор.

– Брат, внук, дедушка, сын.

– Женщина, мужчина, умный человек, философствующий субъект.

– Здание, конура, небоскрёб, фундамент, часть здания.

– Конституция, основной закон.

– Материалист, милетский философ, натурфилософ, Сократ, Фалес.

– Остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, треугольник.

– Причина неуспеваемости учащегося, пропуск учебных занятий, чья-то болезнь.

– Ярость, исписанный листок.

 

3.2.Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют круговым схемам:

1) 2) 3)

d h i

a b e f

c g k j

 

 

4) 5) 6)

l m n o p q r s t u

 

7) w 8) z 9)

v x y a b c

 

d

 

Литература:

 

1. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967. Гл. II.

2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. II. § 14.

3. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М., 1961.

4. Зегет В.Н. Элементарная логика. М., 1985. § 3.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. II.

6. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. II. § 58.

7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 6-10.

8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. II. § 1, 2.

Практическое занятие 3

Операции с понятиями

1) Операции с классами (объёмами) понятий. Объединение (сложение), пересечение (умножение), вычитание, дополнение. Алгебра понятий.

2) Деление понятий. Виды деления (по видообразующему признаку, дихотомическое). Правила и ошибки в ходе деления понятия. Классификация. Виды классификации (естественная и искусственная (вспомогательная).

3) Определение понятия. Термин, понятие, образ. Определение понятия и локализация образа (представления). Виды определений. Правила явного определения, возможные ошибки в процессе определения. Значение определений в научном познании.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.