Здавалка
Главная | Обратная связь

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА



 

Лабораторный стенд представляет собой электрическую схему, состоящую из резисторов, конденсаторов, индуктивностей, имитирующих активные и реактивные сопротивления линии электропередачи и нагрузки. В качестве активных сопротивлений линий электропередачи выбраны низкоомные резисторы, позволяющие изменять сопротивления линий. В схему включены выключатели SB2, SB3, SB4, позволяющий, образовывать разомкнутые электрические сети, кольцевые сети, сети с двумя номинальными напряже­ниями, имитировать аварийные ситуации в электрических сетях.

В электрической схеме предусмотрены гнезда и перемычки P1 ... P5, позволяющие изменять конфигурацию сети, а также включать электроизмерительные приборы.

Сигнальные лампы HL1 и HL2 служат для контроля наличия напряжения. Схема имеет батарею конденсаторов СК, служащих для компенсации реактивной составляющей сетей.

Электрическая схема стенда собрана на плате и расположена внутри стенда. На лицевой панели лабораторного стенда выполнена мнемосхема. Вместо изображения выключателей, клемм, сигнальных ламп на па­нель выводятся сами выключатели, клеммы и сигнальные лампы.

В качестве электроизмерительных приборов в лабораторной работе используются многопредельные комбинированные приборы (аналоговые и цифровые) – тестеры.

 

3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

1Выполнить расчет режима электрической сети с двумя номинальными напряжениями со следующими исходными данными:

S4 = 1 + j 0,47 ВА

z12 = 0,48 + j 0,45 Ом

z34 = 4,9 + j 2,5 Ом

вС 34 = wC34; C34 = 0,1 мкФ

вС 12 = wC12; C12 = 0,25 мкФ

U1 НОМ измерить с помощью многопредельного комбинированного прибора

Т + jDQT = 0,036 + j ,034 ВА

U3 НОМ = U2 НОМ /КТ ;

где КТ = 5,2

rТ = 0,5 Ом - активное сопротивление трансформатора

хТ = 1 Ом - реактивное сопротивление трансформатора.

2 Измерить на лабораторном стенде (после сборки соответствующей схемы) и определить DS34, S4, S3, DS12, S1 DU12 , DU34, U2, U3, U4.

3 Вычислить абсолютные расхождения между расчетными и практически измеренными значениями величин. Объяснить причину расхождения.

4 Составить баланс мощностей для исследуемой схемы.

Примечание: падение напряжений DU12 , DU34 определяется как сумма падений напряжений на обоих проводах линии.

 

4 МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

 

Результаты измерений можно представить в следующем виде:

 

, (23)

 

где ∆x – погрешность измерений.

Точно определить величину погрешности невозможно, так как она носит случайный характер. Иначе можно было бы найденную погрешность ввести в результат измерения и получить истинное значение xист. Задачей математической статистики является наилучшая оценка результата xист и нахождение пределов интервала (23) по результатам измерений.

Если проведено n измерений величины x, то среднее арифметическое значение принимается за лучшую оценку истинного результата измерений

 

, (24)

 

где xi – результат i-го измерения.

Средняя квадратичная погрешность определяется по формуле

 

, (25)

 

где n – число измерений.

Важно знать, насколько может отличаться от истинного значения x среднее арифметическое, полученное по формуле (24) для n повторных равноточных измерений. Из теории видно, что средняя квадратичная погрешность среднего арифметического S равна средней квадратичной погрешности каждого результата измерений Sn, деленного на корень из числа измерений n

 

. (26)

 

Вероятность того, что результат измерений отличается от истинного на величину, не большую, чем ∆x обозначим через α. Вероятность α называется доверительной вероятностью, а интервал значений измеряемой величины от -∆x до +∆x называется доверительным интервалом.

Определим доверительный интервал. Чем большим он будет установлен, тем более вероятно, что xист окажется в этом интервале. Но широкий интервал дает меньшее представление относительно величины xист. При учете только случайных погрешностей и при небольшом числе измерений n для уровня доверительной вероятности α полуширина доверительного интервала равна

 

, (27)

 

где tα,n – коэффициент Стьюдента.

Для окончательной установки границы доверительного интервала необходимо расширить его с учетом систематической погрешности ∆xсист. Систематическая погрешность, как правило, указана в паспорте или на шкале прибора, а в некоторых случаях может быть принята равной половине цены деления младшего разряда шкалы. Суммарная погрешность определяется как корень квадратный из суммы квадратов случайной и систематической погрешностей:

 

. (28)

 


Таблица 1 – Коэффициент Стьюдента

α = 0,68 α = 0,95 α = 0,99
n tα,n n tα,n n tα,n
2,0 12,7 63,7
1,3 4,3 9,9
1,3 3,2 5,8
1,2 2,8 4,6
1,2 2,6 4,0
1,1 2,4 3,7
1,1 2,4 3,5
1,1 2,3 3,4
1,1 2,3 3,3

 

Определенная по формуле (28) величина ∆x является абсолютной погрешностью.

Относительная погрешность определяется как

, (29)

и выражается в процентах. Выражение (29) позволяет оценить величину погрешности по отношению к самой измеряемой величине.

При обработке результатов прямых измерений предлагается следующий порядок операций.

1 Вычисляется среднее значение из n измерений по формуле 24.

2 По формуле 25 определяется среднеквадратичная погрешность среднего арифметического значения.

3 Задается доверительная вероятность α и определяется коэффициент Стьюдента tα,n для заданного α и числа произведенных измерений n по таблице 1.

4 По формуле 27 находится полуширина доверительного интервала (абсолютная погрешность результата измерений).

5 Оценивается относительная погрешность результата измерений по формуле 28.

6 Окончательный результат записывается в виде

 

. (30)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1 Какие величины требуется определить на первом этапе расчета (последовательность и формулы)?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.