Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Сущность учения и его закономерности».



Методические рекомендации по подготовке

К семинарским и лабораторным занятиям для студентов ОДО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПП 3 КУРС, 6 СЕМ.

СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: МАЗУР Е.Н.

 

 

СЕМИНАР №1.

Тема: «Теория учебной деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие учебной деятельности. Различные подходы в понимании структуры учебной деятельности.

2. Анализ структурных элементов учебной деятельности

1) Мотивация учебной деятельности. Классификация мотивов. Уровни развития учебной мотивации.

2) Учебная задача и её характеристика.

3) Действие как единица анализа учебной деятельности. Структура умственных действий.

4) Знания в качестве продукта учебной деятельности.

3. Показатели сформированности учебной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М., 1988.

2.Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1983.

5.Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. –М., 1985.

6.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

7.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.С.191-248.

ЗАДАНИЕ:

1. Познакомиться с различными подходами к пониманию структуры учебной деятельности (Фридман, Вергелес, Давыдов)
2. Уметь объяснить, почему учебная деятельность называется полимотивированной. Как происходит сдвиг мотива на цель в учебной деятельности. Привести примеры.
3. Выписать показатели сформированности учебной деятельности.
4. Изучить приемы, с помощью которых можно определить уровень обученности и обучаемости школьников.

 


 

СЕМИНАР №2

Тема: «Характеристика субъектов учебной деятельности»

4-часовой семинар (2 часа на школьников и 2 часа на студентов)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о субъекте учебной деятельности.

2. Психологические основы обучения дошкольников, младших школьников и подростков.

3. Студент как субъект учебной деятельности.

4. Современные концепции обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. С.124-132, 166-191.

2. Немов Р.С. Психология Кн. 2 - М., 1998. С.330-377.

3. Якунин В.А. Педагогическая психология. –СПб., 2000. С.130-229.

ЗАДАНИЕ:

1. Изучить основные характеристики категории субъекта.

2. Составить таблицу «Возрастные особенности субъектов учебной деятельности».

Возрастной период Характеристика учебной деятельности
Младший школьный возраст  
Средний школьный возраст  
Старший школьный возраст  
Студенческий возраст  

Подготовиться к обсуждению вопроса, как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности.

 

СЕМИНАР №3

Тема: «Сущность учения и его закономерности».

 

Вопросы для обсуждения:

1. сихологические компоненты усвоения знаний и умений (Н.Д. Левитов)

А) положительное отношение учащихся к учению;

Б) процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом:

В) процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала;

Г) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.

2. Психологическая формула успешного обучения (Л.Д. Столяренко).

3. Учет индивидуальных особенностей обучающихся при организации процесса обучения.

 

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. С.124-132, 166-191.

1.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. –М., 1972. С.152-162.

2.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону,2000. С.89-99.

 

Задание:

1. Подумайте о приёмах, которые может использовать педагог на занятии для активизации мыслительной активности обучающихся.

2. Выпишите эффективные приёмы запоминания учебного материала.

 

Семинар № 4.

Тема: «Мотивация учебной деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика учебной мотивации.

2. Классификация учебных мотивов.

3. Формирование мотивации учения:

- этапы становления мотивов учения,

- уровни развития мотивации школьников,

- психологические принципы формирования мотивации учения школьников

4. Мотивация разносторонней деятельности учащихся

5. Изменение отрицательного отношения неуспевающего к учению.

 

ЛИТЕРАТУРА:

8. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М., 1988.

9. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.