Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность социальных институтов, их типы



 

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» (от лат. institutum) означает «устройство, установление».

Социальные институты являются специфическими образованиями, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в социальную систему.

Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые элементы социальной жизни. В жизни люди, желая реализовать свои потребности, ищут различные способы, приемлемые образцы поведения, которые при частом повторении превращаются в стандарты, привычки, обычаи, образцы поведения, шаблоны. На этой основе разрабатываются приемлемые стандарты, система санкций, навыки, которые узакониваются общественным мнением.

Социальные институты – это определенная организация специальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которые объединяют важнейшие общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. При этом нужно отметить, что общественные ценности– это идеи, цели, общественные процедуры – это образцы поведения в групповых процессах, система социальных связей – это сплетение социальных ролей и статусов. Пример – семья, институт дуэлей.

С формальной стороны, социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной, социальной функции.

 

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт – поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

- более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

- набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

- систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

- конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

 

Дж. Ленски выделил ключевые социальные потребности общества:

 

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком, образованием, связью, транспортом;

2) потребность в производстве товаров и услуг;

3) потребность в распределении товаров, услуг и привилегий;

4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности);

7) потребность в поддержании системы неравенства (размещения общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев).

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество – становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом.

Социальная структура общества часто находит свое выражение в институтах, которые существуют в обществе.

Социологи выделяют несколько типов институтов: семейные, политические, экономические, образовательные, религиозные, институт науки, медицины, социальной деятельности, бизнеса, власти, промышленный, обрядовый, церковный и многие другие. В каждый институт входят группы, ассоциации с определенными целями и поведением.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует, как минимум, пять групп социальных институтов.

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг.

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти, обеспечивающие сохранение организаций общества – политики, армии.

3. Институты стратификации, регулирующие распределение в обществе статусных позиций и доходов.

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций.

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей, регулирующие деятельность театров, кино, музеев, средств массовой информации (книгоиздание, печать, радио, телевидение).

Таким образом, социальный институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают стабильность в обществе, порядок и социальные структуры.

На этой основе происходит замена спонтанного поведения индивидов на предсказуемое, регулируемое, ожидаемое, моделируемое. И осуществляется это в виде институционализации. Этот процесс невозможен без появления социальной потребности – материальной, духовной, культурной, физиологической.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

- формирование общих целей;

- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

- появление процедур, связанных с нормами и правилами;

- институционализация норм и правил, процедур, их принятие, практическое применение;

- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Институционализация представляет собой процесс упорядочения и формализации социальных связей, определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, приведение их в такую систему, которая способна удовлетворить общественные потребности. Особенно они проявляются в коммуникации, в обеспечении безопасности граждан, в социальном контроле за поведением членов общества, в производстве продуктов и услуг, в распределении благ и привилегий. Отсюда важным компонентом институционализации является материальная, финансовая и ресурсная ее базы.

Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Отсюда, термин социальный институт подразумевает упорядочение, формализацию общественных связей и отношений. Институт обладает такими чертами, как:

- постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

- четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;

- регламентация и контроль за взаимодействием субъектов;

- наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов.

Все социальные институты имеют общие характеристики:

- наличие цели своей деятельности;

- наличие функций, обеспечивающих достижения целей;

- набор социальных позиций, ролей и статусов.

В зависимости от сферы действий, функций, социальные институты делятся на:

- реляционные – определяют ролевую структуру общества по различным признакам: полу, возрасту, образованию, виду занятий, способностям;

- регулятивные определяют границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы;

- культурные – идеологические, религиозные, связанные с искусством, образованием, духовным развитием общества и личности;

- интегративные – связаны с социальными ролями, ответственными за удовлетворение интересов и потребностей социальной общности;

- традиционные – держатся вековых традиций, ритуалов, родственных отношений, обрядов, обычаев, сформированных исторически;

- современный социальный институт – государство, семья, наука, мораль, личность, бизнес.

Традиционными социальными институтами являются: институты собственности, власти, права, семьи, образования и науки, средств массовой информации, здравоохранения, управления, бизнеса, религии и многие другие. Все институты имеют институциональные признаки в виде культурных символов, кодексов поведения, идеологии. Культурные символы могут быть в виде материального или нематериального элемента культуры, дают представление об институте, его образ: для государства – флаг, герб, для церкви – распятие, для университета – эмблема «альма-матер». Кодексы поведения – это выраженные в правилах нормы поведения, которые несут в себе необходимые ролевые установки и ролевое поведение, неформальные традиции, ожидания (присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа).

Многие современные общества, в том числе и российское, отмечены явлениями, связанными с внеинституциональными формами поведения, индивида, как институализацией, так и деинституализацией.

Внеинституциональные формы поведения включают в себя разрушение традиций, привычек, устоявшихся видов, типов социального поведения. Вытекающие из этого формы поведения чаще всего носят деструктивный характер. Они связаны с разрушением социальных институтов, что дестабилизирует общественные отношения. Но вместо разрушающихся институтов появляются новые, например, институт предпринимательства некоммерческих организаций, институты общественных, политических объединений, нормативные институты. В жизни общества играют немалую роль неформальные институты, например, институт дружбы. Дружба как особая форма нравственных отношений способствует решению важных задач.

Особой формой регулирования процесса деинституонализации является социальный контроль, включающий формальные и неформальные институты. Социальный контроль – это система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.

Социальный контроль выделяют внутренний и внешний. Внутренний – это вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные в процессе социализации.

Внешний социальный контроль – это совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций.

Идеология выступает как система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Она включает в себя главные, основополагающие убеждения данного института, в комплексе содержит кредит доверия институту, оправдывает и объясняет его деятельность.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.