Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние.



Религия и право являются системами социальной регуляции поведения в обществе. При этом студент должен иметь в виду, что границы их деятельности, формы взаимодействия, специфические полномочия имеют социально-исторический характер и определяются каждой эпохой, страной индивидуально. Вместе с тем, религия и право имеют общие элементы: ритуал, традицию, авторитетность и универсальность.

Студент должен понимать, что в ходе исторического развития религия и право взаимно обогащают друг друга. И если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил её функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценит его.

На ранних этапах становления религии порядок устанавливался мононормой, представляющей собой нерасчлененное единство не только религиозных, но и протоправовых и нравственных правил индивидуального и коллективного поведения.

Язычество, как правило, признавало верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости. В различных направлениях языческой религии действие этого принципа осуществляется весьма разнообразно: как действие всемирного безличного принципа, которому подчиняются даже боги; как установление определенного божества, отвечающего за миропорядок и т.д.

В эпоху возникновения монотеистических религий источником справедливости и ее канонов объявляется Бог. Все, что согласуется
с его волей, – правильно, законно и справедливо. Теология довлеет над правовой мыслью.

Однако в дальнейшем происходит постепенное расхождение религии и права – определяются сферы и способы действия этих социальных регуляторов. Процесс секуляризации (более присущей христианскому, чем мусульманскому миру) способствует отделению религии от морали и религии.

В современном демократическом обществе требования религии утрачивают общеобязательность. Нормы религии, даже если она имеет статус государственной, уже не устанавливаются государством.

 

 

Тема 8. Законодательство о религиозных культах в царской
России и СССР.

Под свободой совести следует понимать право граждан осуществлять свой мировоззренческий выбор. Но при этом студенту важно осознать, что свобода совести может быть ограничена. Ограничения, как правило, обусловлены характером политического режима, историческим опытом конкретной страны, особенностями религиозной организации.

Ограничения свободы совести, присущие Российской империи, можно разделить на три основные группы: ограничения перехода в другое вероисповедание, запрет прозелитизма (т.е. стремление обратить в свою веру лиц других вероисповеданий), наличие запрещенных законом религиозных организаций (главным образом сект, не признающих брака и отказывающихся молиться за царя). «Вневероисповедного состояния» не допускалось.

В советский период сформировалась новая система организации религиозной жизни в стране. Церковь отделялась от государства, религия превращалась в частное дело граждан. Свобода совести в СССР предполагала лишь право атеистической пропаганды, миссионерская же деятельность религиозных организаций пресекалась законодательно.

Государство активно вмешивалось во все религиозные процессы. Дифференцированное отношение к различным религиозным организациям нередко определялось не законодательно, а исходя из политических соображений, тогда как ранее статус религиозных организаций регламентировался государственными актами Российской империи.

Несмотря на весьма строгие положения закона, реальная практика государственно-религиозных отношений в СССР была ещё более жесткой. (Хотя Конституции 1936 и 1977 гг. не отказывали гражданам в праве на свободу совести). В частности, все религиозные организации должны были пройти сложную процедуру государственной регистрации. Решение же принималось только по рассмотрению вопроса в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. До этого верующие не имели права приступить к религиозной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.