Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСтр 1 из 26Следующая ⇒
Т.А. Ермакова, В.Л. Кулешова, О.Ю. Глинский
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Учебно-методическое пособие
Минск 2009 УДК 681.3 ББК 32.973 Е72
Р е ц е н з е н т: кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой экономической информатики БГЭУ Б.А. Железко
Р е к о м е н д о в а н о кафедрой информатики, статистики и высшей математики Бобруйского филиала БГЭУ
У т в е р ж д е н о Редакционно-издательским советом БГЭУ
Ермакова, Т.А. Е72 Компьютерные информационные технологии и Интернет : учеб.-метод. пособие / Т.А. Ермакова, В.Л. Кулешова, О.Ю. Глинский. 2-е изд., доп. – Минск : БГЭУ, 2009. – 103 c.
ISBN 978-985-484-431-2.
УДК 681.3 ББК 32.973
© Ермакова Т.А., Кулешова В.Л., © УО «Белорусский государственный ISBN 978-985-484-431-2экономический университет», 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном обществе появилась новая область практического знания – информационные ресурсы управления. Их активное применение и развитие становится обязательным элементом в менеджменте. Технологической базой организации информационного ресурса в менеджменте информатизации всего общества стали Интернет и офисная технология – совокупность программного обеспечения, позволяющая осуществить процессы подготовки, поиска, хранения, обработки и распределения информации на основе информационных технологий. Для менеджера офисные технологии и Интернет становятся основой для организации системы документооборота организации, связующим звеном для активного применения корпоративных систем управления. В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются такие инструменты информационных технологий, как операционные системы и их оболочки, программы-архиваторы и антивирусные программы. Кроме этого, в пособие включены вопросы использования Интернет-технологий, электронной почты и почтовых программ. Учебное пособие ориентировано на самостоятельную работу студентов. Каждая тема содержит теоретические сведения, технологии работы, задания к лабораторной работе и рекомендации по ее защите. Для оценки работы студентов в процессе лабораторных работ предусмотрены контрольные точки, которые позволяют преподавателю оценить правильность и объем выполнения заданий. Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Компьютерные информационные технологии», с целью оказания помощи в освоении теоретического материала и получении практических навыков при изучении тем «Системное программное обеспечение» и «Сетевые информационные технологии» учебной программы по названной дисциплине. Цель изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии» – подготовка к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении современных средств компьютерной техники и сетевых технологий в качестве инструмента для решения задач в предметных областях. Полученные знания и навыки также будут востребованы при изучении специальных дисциплин экономической направленности и станут инструментом для грамотного выполнения и оформления научных, курсовых и дипломных работ. Авторы пособия полагают, что оно будет полезно не только студентам вузов, но и всем тем, кто желает получить навыки работы с системным программным обеспечением и Интернет.
Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные понятия информационных технологий
Технология в переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов. Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Она является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых и энергетических) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. К настоящему времени ИТ прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «компьютерная», «новая» или «современная». Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер, «новая» – указывает на новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии (НИТ) включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно – телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. В табл. 1.1 приведены основные характерные черты новой информационной технологии.
Таблица 1.1 Основные характеристики новой информационной технологии
Новая информационная технология – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Выделяют ее следующие основные принципы: - интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; - интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами; - гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Появившийся сравнительно недавно термин НИТ постепенно начинает терять слово «новая», а под информационной технологией начинают понимать тот смысл, который вкладывается в НИТ. В дальнейшем изложении мы для простоты опустим прилагательное «новая», придавая ее смысл термину «информационная технология». Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, информационные системы функционального назначения (бухгалтерские, маркетинговые и пр.), экспертные системы и т. д. Информационная технология тесно связана с информационными системами. Следует различать эти понятия: информационная технология (ИТ) – это процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах; информационная система (ИС) – среда, элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различные технические и программные средства связи и т. д. Иногда ИС определяют как человеко-компьютерную систему для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующую компьютерную информационную технологию. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|