Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



Т.А. Ермакова, В.Л. Кулешова, О.Ю. Глинский

 

 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ

 

Учебно-методическое пособие

 

Минск 2009

 
 

УДК 681.3

ББК 32.973

Е72

 

Р е ц е н з е н т: кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой экономической информатики БГЭУ Б.А. Железко

 

Р е к о м е н д о в а н о кафедрой информатики, статистики и высшей математики Бобруйского филиала БГЭУ

 

У т в е р ж д е н о Редакционно-издательским советом БГЭУ

 

 

 

 

Ермакова, Т.А.

Е72 Компьютерные информационные технологии и Интернет : учеб.-метод. пособие / Т.А. Ермакова, В.Л. Кулешова, О.Ю. Глинский. 2-е изд., доп. – Минск : БГЭУ, 2009. – 103 c.

 

 

ISBN 978-985-484-431-2.

 

УДК 681.3

ББК 32.973

 

© Ермакова Т.А., Кулешова В.Л.,
Глинский О.Ю., 2009

© УО «Белорусский государственный

ISBN 978-985-484-431-2экономический университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ  
Предисловие ……………………………………………………………………….  
Тема 1. Информационные технологии………………………………………...
1.1. Основные понятия информационных технологий ………………..
1.2. Этапы развития информационных технологий …………………...
1.3. Виды информационных технологий ……………………………….  
Тема 2. Операционная система Windows……………………………………..
2.1. Понятие операционной системы. Функции и характеристики ОС
2.2. Файловая система ОС Windows ……………………………………
2.3. Пользовательский интерфейс ОС Windows ……………………….
2.4. Настройка операционной системы Windows ……………………..
2.5. Tехнологии работы в ОС Windows ………………………………..
2.6. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 3. Стандартные приложения Windows………………………………….
3.1. Назначение и функциональные возможности стандартных приложений ……..…………………………………………………………  
3.2. Технологии работы в программе Калькулятор …………………..
3.3. Технологии работы в текстовом редакторе Блокнот ..……...…….
3.4. Технологии работы в текстовом редакторе WordPad ..…………...
3.5.Технологии работы в графическом редакторе Paint …..………….
3.6. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 4. Утилиты Проводник и Поиск…………………………………………
4.1. Утилита Проводник: назначение и технологии работы …………..
4.2. Поиск информации ………………………………………………….
4.3. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 5. Программа-оболочка Total Commander……………………………..
5.1. Назначение и функциональные возможности Total Commander
5.2. Технологии работы ………………………………………………….
5.3. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 6. Служебные программы Windows…………………………………….
6.1. Назначение и возможности служебных программ ……………….
6.2. Технологии работы ………………………………………………….
6.3. Задания к лабораторной работе ……………………………………
Тема 7. Антивирусные программные средства………………………………
7.1. Компьютерные вирусы ……………………………………………..
7.2. Антивирусные программы. Мероприятия по защите от вирусов
7.3. Технологии работы ………………………………………………….
7.4. Антивирусная программа ESET NOD32 …………………………..
7.5. Антивирусная программа Антивирус Касперского ………………
7.6. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 8. Программы-архиваторы………………………………………………
8.1. Назначение и возможности архиваторов ………………………….
8.2. Алгоритмы методов сжатия ……………………………………….
8.3. Технологии работы с архивами …………………………………….
8.4. Технологии создания нового архива, добавления файлов в архив и удаления файлов из архива ……………………………………..  
8.5. Технологии просмотра содержимого архива и извлечения файлов из него ………………………………………………………….  
8.6. Технологии создания самораспаковывающегося и многотомного архивов ……………………………………………………………..  
8.7. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 9. Основы интернет-технологий…………………………………………
9.1. Понятие и структура Интернета. Браузер. Поиск информации ….
9.2. Технологии работы в браузере Microsoft Internet Explorer ………
9.3. Технологии формирования запросов поиска ……………………...
9.4. Задания к лабораторной работе ……………………………………  
Тема 10. Электронная почта ……………………………………………………
10.1. Понятие и возможности электронной почты. Основные принципы работы ……………………………………………………..…  
10.2. Технологии работы ………………………………………………
10.3. Задания к лабораторной работе …………………………………  
Тема 11. Почтовые программы………………………………………………...
11.1. Назначение и возможности почтовых программ. Основные принципы работы ……………………..…………………………  
11.2. Технологии работы ………………………………………………
11.3. Задания к лабораторной работе …………………………………
Литература …………………………………………………………………………  
Приложение ………………………………………………………………………..

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В современном обществе появилась новая область практического знания – информационные ресурсы управления. Их активное применение и развитие становится обязательным элементом в менеджменте. Технологической базой организации информационного ресурса в менеджменте информатизации всего общества стали Интернет и офисная технология – совокупность программного обеспечения, позволяющая осуществить процессы подготовки, поиска, хранения, обработки и распределения информации на основе информационных технологий. Для менеджера офисные технологии и Интернет становятся основой для организации системы документооборота организации, связующим звеном для активного применения корпоративных систем управления.

В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются такие инструменты информационных технологий, как операционные системы и их оболочки, программы-архиваторы и антивирусные программы. Кроме этого, в пособие включены вопросы использования Интернет-технологий, электронной почты и почтовых программ.

Учебное пособие ориентировано на самостоятельную работу студентов. Каждая тема содержит теоретические сведения, технологии работы, задания к лабораторной работе и рекомендации по ее защите. Для оценки работы студентов в процессе лабораторных работ предусмотрены контрольные точки, которые позволяют преподавателю оценить правильность и объем выполнения заданий.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Компьютерные информационные технологии», с целью оказания помощи в освоении теоретического материала и получении практических навыков при изучении тем «Системное программное обеспечение» и «Сетевые информационные технологии» учебной программы по названной дисциплине.

Цель изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии» – подготовка к использованию современных информационных технологий, базирующихся на применении современных средств компьютерной техники и сетевых технологий в качестве инструмента для решения задач в предметных областях. Полученные знания и навыки также будут востребованы при изучении специальных дисциплин экономической направленности и станут инструментом для грамотного выполнения и оформления научных, курсовых и дипломных работ.

Авторы пособия полагают, что оно будет полезно не только студентам вузов, но и всем тем, кто желает получить навыки работы с системным программным обеспечением и Интернет.

 


Тема 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Основные понятия информационных технологий

 

Технология в переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Она является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых и энергетических) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

К настоящему времени ИТ прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «компьютерная», «новая» или «современная».

Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер, «новая» – указывает на новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии (НИТ) включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно – телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

В табл. 1.1 приведены основные характерные черты новой информационной технологии.

 

Таблица 1.1

Основные характеристики новой информационной технологии

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «Встраивание» в технологию управления Новая технология коммуникаций
Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

Новая информационная технология – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Выделяют ее следующие основные принципы:

- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Появившийся сравнительно недавно термин НИТ постепенно начинает терять слово «новая», а под информационной технологией начинают понимать тот смысл, который вкладывается в НИТ. В дальнейшем изложении мы для простоты опустим прилагательное «новая», придавая ее смысл термину «информационная технология».

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, информационные системы функционального назначения (бухгалтерские, маркетинговые и пр.), экспертные системы и т. д.

Информационная технология тесно связана с информационными системами. Следует различать эти понятия: информационная технология (ИТ) – это процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах; информационная система (ИС) – среда, элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различные технические и программные средства связи и т. д. Иногда ИС определяют как человеко-компьютерную систему для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующую компьютерную информационную технологию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.