Здавалка
Главная | Обратная связь

Профилактика наркоманий и токсикомании у детей и подростков.



 

Преодоление развившейся зависимости от психоактивных ве­ществ является трудным, а во многих случаях и бесперспективным делом. Профилактика — наиболее эффективное средство против распространения наркомании среди подрастающего поколения. Предупреждением возникновения зависимости должны заниматься те, кто постоянно общается с детьми, хорошо их знает и владеет необходимыми педагогическими приемами. В первую очередь это относится к работникам образовательных учреждений: педагогам и психологам, а также к родителям учеников.

Занимающимся профилактикой следует иметь в виду, что рас­пространение знаний о психоактивных веществ и формирование отрицательного к ним отношения должны сочетаться с вырабаты­ванием опыта отказа от ингаляции токсических веществ, алкого­лизации и наркотизации. Иными словами, только воспитание — необходимый и эффективный инструмент, способный препятство­вать тому, чтобы дети и подростки решали свои жизненные проб­лемы с помощью наркотизации.

Реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации, т. е. по­дросток сможет реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам.

Таким образом, педагогическая профилактика — это сочетание социализации, самовоспитания и специального антинаркотическо­го воспитания.

В настоящее время профилактическая работа осуществляется в условиях, когда дети и подростки из средств массовой информа­ции (73-90%), от родителей (9-27%), друзей (19-62%) или учителей (4—17%) уже получили сведения о наркотиках, которые, может быть, все же не были правильно поняты или не были ис­черпывающими. В связи с этим ученики, как правило, неправиль­но оценивают степень вреда психоактивных веществ, опасность возникновения наркомании и тяжесть этого недуга (продолжи­тельность жизни наркоманов). При этом дети, в отличие от подростков, больше опасаются наркотиков, считают эти вещества более вредными. В то же время дети знают меньшее число раз­личных психоактивных веществ (76% не называет 5) и менее о них осведомлены, чем подростки (знают до 20). Таким образом, трудность профилактики заключается в том, что приходится прео­долевать имеющиеся у детей заблуждения при условии, что взрос­лые мало уделяют внимания этой проблеме.

Были выделены три фактора выявления групп риска по упо­треблению психоактивных веществ: фактор опасения, фактор окружения и фактор личного опыта. Они позволяют судить о сте­пени риска по предрасположенности подростков к наркотизации. А это в свою очередь дает возможность определять основные на­правления профилактической работы. Так, риск по фактору опасения говорит о необходимости просветительской работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков для орга­низма и личности человека. Фактор окружения указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих наркотики, и в данном случае требуются меры для изменения круга общения. Риск по фактору личного опыта свидетельствует о необхо­димости серьезных мер профилактики, а в некоторых случаях, возможно, и лечения [Шипицына Л. М., 2000].

Воспитательную работу по предупреждению наркомании не следует сводить только к санитарному просвещению, она должна быть многосторонней. Эта работа рассматривается как форма сти­мулирования индивида к реализации его потенциальных возмож­ностей и установлению социальных взаимоотношений.

Формирование позитивной Я-концепции и повышение само­оценки подростка позволяют ему выбрать интересное и увлекаю­щее его занятие. А сосредоточение на приносящем удовлетворение занятии может стать важным условием, препятствующим разви­тию интереса к психоактивным веществам.

Создание вокруг ребенка (подростка) теплой эмоциональной атмосферы, воспитание чувства причастности к происходящему с близкими людьми — средство борьбы с возникновением душевной пустоты и еще одно существенное условие противодействия нарко­тизации.

Окружение ребенка (подростка) сверстниками или взрослыми людьми, заинтересованными в нем и вовлекающими его в общую социально полезную активность,— важный момент преодоления соблазнов наркотизации.

В профилактическую работу следует включить одну или не­сколько из нижеперечисленных программ, которые полезны как для уже экспериментирующих с наркотиками детей (подростков), так и для тех, кто еще не имеет опыта их употребления.

1. Профилактическая программа для группы из 8—12 подро­стков 8—11-х классов, состоящая из ряда методик и игр. (Россий­ско-германское учебное пособие/ Под ред. Ананьева В. А.— СПб.: Иматон, 1996.)

2. Программа Lions-Quest для детей и подростков 10—15 лет, рассчитанная на устранение причин отклоняющегося поведения подростков и привитие им позитивных жизненных установок.

3. Курс профилактики злоупотребления алкоголем и наркоти­ками для подростков 12—17 лет. (Павлова Ю. С, Творогова Ю. А. Будущее без наркотиков.— СПб., 1998.)

4. Модель реабилитационно-профилактической работы «Вто­рое рождение». (Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании/ Под ред. Березина С. В., Лисецкого К. С, Орешниковой И. Б.- Самара: СГУ, 1999.)

Существуют и другие программы, которые можно использо­вать для целей профилактики.

 


БИЛЕТ №27.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.