СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура»
(специальное отделение)
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн интерьера»; «Дизайн и компьютерная графика»;
«Искусствоведение»; «Дизайн имиджа и стиля»; «Дизайн костюма»;
«Арт-дизайн»;
профиля подготовки «Экономика и управления»
профилизации «Государственное и муниципальное управление»;
«Предпринимательская деятельность (с углубленным изучением
английского языка)»;
профиля подготовки «Энергетика»
профилизации «Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии»; «Компьютерные технологии автоматизации и управления»; «Электропривод и автоматика»;
профиля подготовки «Информатика и вычислительная техника»;
профилизация «Компьютерные технологии»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Физическая культура»(специальное отделение). Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 32 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы:
| канд. пед. наук, доц.
| С.А. Марчук
|
| канд. пед. наук, доц.
| Л.Н. Рябова
|
| доцент
доцент
ст. преподаватель
ст. преподаватель
ст. преподаватель
ст. преподаватель
| Г.В. Ханевская
В.А. Коростелев
С.И. Манохина
М.А. Процкая
Л.В. Овчинникова
О.А. Веденина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензент:
| профессор, канд. пед. наук,
зав. кафедрой теории
физической культуры УрФУ
| И.В. Еркомайшвили
|
Одобрена на заседании кафедры физического воспитания. Протокол от 29. 02. 2012. № 6.
Заведующая кафедрой физического воспитания
|
| С.А. Медведева
|
Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12. 03. 2012. № 7.
Председатель методической комиссии СоИн
|
| С.П. Миронова
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ
|
| С. В. Пеннер
|
|
|
|
Директор СоИн
|
| А.И. Ткаченко
|
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© Марчук С.А. и др., 2012
|
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины специального отделения является содействие формированию у студентов общекультурных компетенций путем овладения специальными знаниями, практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, коррекцию имеющихся отклонений в функциональном состоянии организма, совершенствование психофизических способностей, профессионально значимых качеств необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
1. Обеспечение понимания роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.
2. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
3. Овладение системой специальных знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, формирование компенсаторных процессов, коррекцию имеющихся отклонений в состоянии здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, формирование профессионально значимых качеств и свойств личности.
4. Способствование адаптации организма к воздействию умственных и физических нагрузок, а также расширению функциональных возможностей физиологических систем, повышению сопротивляемости защитных сил организма.
5. Овладение методикой формирования и выполнения комплекса упражнений оздоровительной направленности для самостоятельных занятий, способами самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера, правилами личной гигиены, рационального режима труда и отдыха.
6. Овладение средствами и методами противодействия неблагоприятным факторам и условиям труда, снижения утомления в процессе профессиональной деятельности и повышения качества результатов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Физическая культура» входит в раздел учебного плана ФГОС по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям). Является обязательным разделом гуманитарного компонента образования и направлена на формирование физической культуры личности студента, подготовку к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Способствует расширению и углублению знаний и навыков по физиологии, педагогике и психологии, что позволяет повысить уровень профессиональной компетентности будущего специалиста.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Анатомия и физиология человека»:
Знания: принципов строения и функционирования отдельных систем органов и всего организма; условий правильного гармоничного развития организма человека.
Умения: выявлять главные особенности строения организма человека, обеспечивающие специфические физиологические процессы и механизмы; определять местоположения и взаиморасположение органов в организме.
Владения: анатомическими и физиологическими знаниями необходимыми для профилактики различных заболеваний; навыками проектирования и проведения простых экспериментов по изучению работы органов и систем организма; Экологически правильным поведением с целью сохранения здоровья.
2.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· физиология;
· педагогика;
· психология.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
ОК-1 – осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека;
ОК-7– готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию;
Профессиональные компетенции:
ПК-2 – способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста);
ПК-33 – готов к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· ценности физической культуры и спорта; значение физической культуры в жизнедеятельности человека; культурное, историческое наследие в области физической культуры;
· факторы, определяющие здоровье человека, понятие здорового образа жизни и его составляющие;
· методические основы физического воспитания, основы самосовершенствования физических качеств и свойств личности; основные требования к уровню его психофизической подготовки к конкретной профессиональной деятельности; влияние условий и характера труда специалиста на выбор содержания производственной физической культуры, направленного на повышение производительности труда.
Уметь:
· оценить современное состояние физической культуры и спорта в мире;
· придерживаться здорового образа жизни;
· самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями; осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· различными современными понятиями в области физической культуры;
· методиками и методами самодиагностики, самооценки, средствами оздоровления для самокоррекции здоровья различными формами двигательной деятельности, удовлетворяющими потребности человека в рациональном использовании свободного времени;
· методами самостоятельного выбора вида спорта или системы физических упражнений для укрепления здоровья; здоровьесберегающими технологиями; средствами и методами воспитания прикладных психофизических качеств, необходимых для успешного и эффективного выполнения определенных трудовых действий;
· основными навыками организации и проведения оздоровительно-массовой работы, необходимыми будущему руководителю производственного коллектива.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы
очное отделение
|
Вид учебной работы
| Объем часов/зачет единиц
| Семестры
|
1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| 6-й
|
Общая трудоемкость дисциплины
| 400/2
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточного контроля
|
| зачет
| зачет
| Зачет
| зачет
| зачет
| Экзамен/ дифференцированный зачет
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Курс
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
1.
| Общая физическая подготовка
|
| 1-4
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (1-4), тестирование (4)
|
2.
| Легкая атлетика
|
| 5-8
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (5-8)
|
3.
| Профилактическая гимнастика
|
| 9-15
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (9-15)
|
Итого за 1 семестр
| -
|
| -
| | Зачет
|
|
4.
| Общая физическая подготовка
|
| 1-2
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (1-2)
|
5.
| Катание на коньках
|
| 3-6
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (3-6)
|
6.
| Подвижные игры
|
| 7-8
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (7-8)
|
7.
| Профилактическая гимнастика
|
| 9-16
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (9-12),
инструкторская практика (13-16)
|
8.
| Легкая атлетика
|
| 17-20
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (17-19), тестирование (20)
|
Итого за 2 семестр
| -
|
| -
| | Зачет
|
|
Всего за 1 курс
| -
|
| -
| | |
| |
| | | | | | | | | | | | |
Курс
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
9.
| Общая физическая подготовка
|
| 1-4
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (1-3), тестирование (4)
|
10.
| Легкая атлетика
|
| 5-8
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (5-8)
|
11.
| Подвижные игры
|
| 9-10
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (9-10)
|
12.
| Прикладная аэробика
|
| 11-15
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (11-15)
|
Итого за 3 семестр
| -
|
| -
| | Зачет
|
|
13.
| Общая физическая подготовка
|
| 1-2
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (1-2)
|
14.
| Коньки
|
| 3-6
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (3-6)
|
15.
| Прикладная аэробика
|
| 7-11
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (7-11)
|
16.
| Спортивные игры
|
| 12 -15
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (12-15)
|
17.
| Легкая атлетика
|
| 16-20
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (16-19), тестирование (20)
|
Итого за 4 семестр
| -
|
| -
| | Зачет
|
|
Всего за 2 курс
| -
|
| -
| | |
| |
| | | | | | | | | | | |
Курс
№
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
18.
| Легкая атлетика
|
| 1-3
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (1-2),
тестирование (3)
|
19.
| Прикладная аэробика
|
| 4-9
|
|
|
|
| Участие в практ. занятиях (4-9)
|
20.
| Производственная гимнастика
|
| 10-12
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (10-12)
|
21.
| Спортивные игры
|
| 13-15
| -
|
| -
| -
| Участие в практ. занятиях (13-14), тестирование (15)
|
| Итого за 5 семестр
| -
|
| -
| -
| Зачет
|
|
22.
| Производственная гимнастика
|
|
1-5
|
|
|
|
| Инструкторская практика (1-5)
|
23.
| Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
|
|
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции
|
24.
| Социально-биологические основы физической культуры
|
| 2-3
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции, терминологический диктант
|
25.
| Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья
|
|
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции
|
26.
| Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
|
| 5-6
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции, экспресс-опрос
|
27.
| Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
|
|
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции, экспресс-опрос
|
28.
| Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
|
| 8-9
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции
|
29.
| Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
|
|
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции
|
30.
| Самоконтроль учащихся, занимающихся физическими упражнениями и спортом
|
| 11-12
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции, экспресс-опрос
|
31.
| Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
|
|
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции
|
32.
| Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
|
| 14-15
|
| -
| -
| -
| конспектирование лекции,
итоговое тестирование
|
Итого за 6 семестр
|
|
| -
| -
| Экзамен
|
|
Всего за 3 курс
|
|
| -
| -
| |
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
4.3. Содержание дисциплины
Теоретический раздел.Содержание курса лекций способствует пониманию природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, формированию умения использовать полученные знания для личного и профессионального развития, самосовершенствования и организации здорового образа жизни. Особое внимание уделяется вопросам влияния физических упражнений на организм человека при различных отклонениях в состоянии здоровья, профилактике заболеваний, вопросам гигиены, врачебного контроля и самоконтроля.
Тематический план и содержание теоретического раздела дисциплины «Физическая культура» представлены в таблице 3.
Таблица 3
№
| Содержание теоретического раздела дисциплины
| Объем часов
|
| Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и важная составляющая целостного развития личности.
|
|
| Социально-биологические основы физической культуры
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Обмен веществ и энергии. Функциональная активность. Гиподинамия. Социальные причины ухудшения зрения. Социально-биологические аспекты психоэмоционального стресса и его воздействие на психофизиологическое состояние человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма и психического состояния человека в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма в процессе занятий физической культурой. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
|
|
| Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. Основные требования к организации здорового образа жизни (ЗОЖ). Влияние окружающей среды на здоровье. Наследственность и ее влияние на здоровье. О связи отклонения в состоянии здоровья с некоторыми аспектами состояния здоровья студенческой молодежи. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья. Характеристика составляющих ЗОЖ. Физическое воспитание и самосовершенствование – условие ЗОЖ.
|
|
| Психофизиологические основы учебной деятельности студента. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Психофизиологическая характеристика учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов специальной медицинской группы в учебном году и факторы, ее определяющие. Особенности психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Механизмы умственного и зрительного утомления. Особенности использования средств оздоровительной гимнастики для оптимизации работоспособности, профилактики психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда. Гигиенические требования к зрительной работе студента. Профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья средствами оздоровительной физической культуры.
|
|
| Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Воспитание физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.
Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Особенности общей и специальной физической подготовки студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Энергозатраты при занятиях в специальных медицинских группах. Значение мышечной релаксации. Роль оздоровительной физкультуры в коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности студентов. Формы занятий физическими упражнениями. Структура и содержание учебного занятия оздоровительной направленности.
|
|
| Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий оздоровительно-коррекционной направленности. Роль оздоровительной гимнастики при самостоятельных занятиях. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок на самостоятельных занятиях. Гигиенические требования к самостоятельным занятиям. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
|
|
| Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
Студенческий спорт. Его организационные особенности. Современные популярные системы физических упражнений. Спортивное и оздоровительное назначение занятий со студентами специальной медицинской группы. Психофизиологическая характеристика оздоровительной аэробики: шейпинга, фитбол-аэробики, танцевальной аэробики, оздоровительной гимнастики. Перспектива развития оздоровительных занятий среди студенческой молодежи имеющей отклонения в состоянии здоровья.
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.
Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия оздоровительной физкультуры на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Определение цели и задач занятий оздоровительной физкультуры в условиях вуза. Форма организации занятий со студентами специальных медицинских групп в вузе.
Планирование учебных занятий оздоровительной направленности в специальных медицинских группах. Основные пути достижения необходимых результатов занимающихся в специальных медицинских группах. Виды и методы контроля над эффективностью учебно-оздоровительных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
|
|
| Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы и показатели, дневник самоконтроля. Корректировка содержания занятий со студентами специальной медицинской группы по результатам показателей врачебно-педагогического контроля. Показания и противопоказания к занятиям физической культурой для студентов с учетом их заболевания. Физиологические состояния и отрицательные реакции организма при занятиях физической культурой и спортом, первая помощь при некоторых болезненных состояниях и травмах.
|
|
| Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Особенности форм и подбора средств ППФП студентов, отнесенных к специальной медицинской группе.
|
|
| Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Понятие производственная физическая культура, ее содержание и составляющие. Роль нетрадиционной гимнастики в профессиональной деятельности специалиста. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственный коллектив.
|
|
Практический раздел дисциплины реализуется в ходе учебно-оздоровительных и методико-практических занятий, а также спортивно-массовых соревнований. Учебно-оздоровительные занятия направлены на повышение уровня функциональной подготовленности и развитие физических качеств; освоение и совершенствование элементов определенных видов спорта, включенных в программу обучения студентов специальных медицинских групп, формирование умения использовать средства физической культуры с учетом конкретного заболевания; подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях; освоение и совершенствование навыков профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями конкретной специальности.
Методико-практические занятияпредусматривают систематическое ведение студентами дневника самоконтроля; написание контрольной работы по теме, связанной с характером заболевания; обучение методике составления комплексов упражнений профилактической и коррекционной направленности; самостоятельное проведение комплекса упражнений и частей урока с учебной группой студентов.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются по полу и с учетом уровня функционального состояния студента. Численный состав групп 8-10 человек (в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. № 777).
Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы. Перевод студента в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.
Практический учебный материал (включая зачетные требования и нормативы) для групп специального учебного отделения разрабатывается кафедрой с учетом медицинских показаний и противопоказаний для каждого студента.
Тематический план и содержание практического раздела дисциплины «Физическая культура» представлены в таблице 4.
Таблица 4
№
| Содержание практического раздела дисциплины
| объем часов
|
1.
| Общая физическая подготовка (ОФП):
Общая физическая подготовка (совершенствование двигательных действий, воспитание физических качеств). Средства и методы ОФП: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами.
Упражнения для воспитания силы: упражнения с отягощением, соответствующим собственному весу, весу партнера и его противодействию, с сопротивлением упругих предметов (эспандеры и резиновые амортизаторы), с отягощением (гантели, набивные мячи). Упражнения для воспитания выносливости: упражнения или элементы с постепенным увеличением времени их выполнения.
Упражнения для воспитания гибкости. Методы развития гибкости: активные (простые, пружинящие, маховые), пассивные (с самозахватами или с помощью партнера).
Упражнения для воспитания ловкости. Методы воспитания ловкости. Использование подвижных игр, акробатических и гимнастических упражнений.
Упражнения для воспитания быстроты. Совершенствование двигательных реакций повторным реагированием на различные (зрительные, звуковые, тактильные) сигналы.
Методика оценки уровня функционального и физического состояния организма. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки функционального состояния, физической подготовленности и физического развития организма с учетом данных врачебного контроля и самоконтроля. Дневник самоконтроля.
|
|
2.
| Элементы различных видов спорта:
Легкая атлетика. Значение бега в укреплении здоровья и повышении степени физической подготовленности. Показания и противопоказания к выполнению беговых упражнений. Ходьба и ее разновидности, сочетание ходьбы с упражнениями на дыхание, расслабление, с изменением времени прохождения дистанции. Бег и его разновидности. Методические особенности обучения бегу.
Катание на коньках. Подводящие упражнения на льду: скольжение на одном коньке до остановки после предварительного разбега, скольжение поочередно на одном и на другом коньке, скольжение на одном, затем на двух коньках. Скольжение с сохранением равновесия на двух коньках и на одном коньке. Отталкивание скользящим вперед коньком: при беге по прямой и по повороту. Бег на коньках с махами рук на короткие дистанции. Подвижные игры на льду. Закаливание и его значение для организма человека.
Спортивные игры. Обучение элементам техники спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола. Основные приемы овладения и управления мячом, упражнения в парах, тройках. Элементы спортивных игр на снегу.
|
|
3.
| Подвижные игры и эстафетыс предметами и без них, с простейшими способами передвижения, не требующие проявления максимальных усилий и сложно-координационных действий. Педагогическая характеристика подвижных игр: «Борьба за мяч», «Футбол руками», «Пятнашки», «Рыбаки и рыбки» и др. Эстафеты: с предметами и без них, с преодолением полосы препятствий, составленной из гимнастических снарядов. Подвижные игры и эстафеты на снегу и на коньках.
|
|
4.
| Профилактическая гимнастика:
Обучение и совершенствование техники выполнения специальных упражнений для профилактики различных заболеваний:
– нарушений опорно-двигательного аппарата;
– желудочно-кишечного тракта и почек;
– нарушений зрения;
– сердечнососудистой системы и ЦНС;
– органов дыхания.
Обучение комплексам упражнений по профилактике различных заболеваний. Формирование навыков правильного дыхания во время выполнения упражнений. Обучение дыхательным упражнениям (по методике йоги, А. Стрельниковой, К. Бутейко и др.), направленные на активизацию дыхательной и сердечнососудистой системы.
Обучение методам снятия психофизического напряжения (общее расслабление под музыку, аутотренинг). Обучение методам проведения анализа психоэмоционального состояния организма с применением релаксационных методик. Овладение методикой составления индивидуальных оздоровительных программ, с учетом отклонений в состоянии здоровья. Овладение инструкторской практикой проведения комплексов профилактической гимнастики.
|
|
5.
| Прикладные виды аэробики:
Танцевальная аэробика с элементами шейпинга: Общеразвивающие упражнения в сочетании с танцевальными движениями на основе базовых шагов под музыкальное сопровождение.
Разучивание базовых движений из латинского, джазового танца, рок-н-рола, твиста, классической аэробики и др. Разучивание комплексов упражнений силовой направленности, локально воздействующих на различные группы мышц.
Методика питания при занятиях физическими упражнениями Расчет индивидуального суточного рациона с учетом вида деятельности.
Фитбол-аэробика: особенности содержания занятий по фитбол-аэробике, упражнения локального и регионального характера, упражнения на равновесие, изометрические упражнения с максимальным мышечным напряжением (5–30 с) из различных исходных положений.
Степ-аэробика: обучение различным вариантам шагов с подъемом на платформу (гимнастическую скамейку) и спуском с нее, танцевальным движениям, переходам меняя ритм и направление движений.
Стретчинг: основы методики развития гибкости. Разучивание и совершенствование упражнений из различных видов стретчинга: пассивного и активного статического; пассивного и активного динамического; агонистического и антагонистического.
Краткая психофизиологическая характеристика основных систем физических упражнений. Рекомендации к составлению комплексов упражнений по совершенствованию отдельных физических качеств с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
|
|
6.
| Производственная гимнастика:
Средства и методы производственной гимнастики. Методика составления комплексов упражнений производственной гимнастики с учетом будущей профессиональной деятельности студента. Инструкторская практика проведения производственной гимнастике с учебной группой студентов.
|
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Физическая культура» используются следующие формы:
• лекции; практические и методико-практические занятия, на которых обсуждаются вопросы домашних заданий, доклады, проводятся дискуссии, инструкторская практика, тестирование;
• самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоре-тического материала, подготовку к практическим и методическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работу с учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточным аттестациям, к зачету и экзамену;
• тестирование по отдельным темам дисциплины программы;
• НИРС, включающая занятия студентов в студенческом научном кружке, участие в круглых столах, конференциях, олимпиадах;
• консультирование студентов по вопросам учебного материала, помощь в написании тезисов, статей, докладов на конференции;
• рейтинг контроля учебной деятельности студентов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.