Способы увеличения выхода и качества диасфальтизата.
Основным показателем качества деасфальтизата является его коксуемость. Эффективность процесса зависит от ряда факторов: температура, качества сырья, давление процесса, чистота пропана, кратность пропана к сырью. 1.Качество сырья Оптимальный режим деасфальтизации определяется:фракционным,химическим составом А) Фракционный состав Остаточное сырье широкого фракционного состава содержит низкомолекулярные компоненты, которые в области температур, близких к критической более растворимы в пропане, чем высокомолекулярные фракции. Растворяясь в пропане низкомолекулярные компоненты действуют как промежуточный растворитель, повышая дисперсионные силы пропана, а следовательно растворяющуюся способность пропана к смолам и асфальтеном. Это снижает глубину деасфальтизации, ухудшает селективность процесса. Выход деасфальтизата высокий, качество плохое. С углублением отбора дистиллятов при вакуумной перегонке мазута эффективность извлечения смолисто-асфальтовых веществ возрастает.Деасфальтизат из такого сырья получают высокого качества (с меньшей коксуемостью, лучшим цветом) но а малых выходом. От фракционного состава сырья зависит температура образования двухфазной системы. С уменьшением вязкости сырья (широкий фракционный состав) увеличивается температура образования второй фазы, приближающаяся к критической температуре пропана, что делает деасфальтизацию не целесообразной. С увеличением вязкости гудроном снижается температура образования второй фазы, но выход деасфальтизата падает. В качестве сырья деасфальтизации выбирают сырье такого фракционного состава, чтобы обеспечить достаточный выход деасфальтизат хорошего качества. Б) химический состав Пропан не только высаждает у/в асфальтены и в определенных условиях не растворяет смолисто-асфальтовые вещества, но и обладает различной избирательностью к ним. Растворимость этих компонентов в пропане определяется молекулярной массой, структурными особенностями молекул, т.е. их химическим составом. При одинаковой молекулярной массе наибольшей растворимостью в пропане обладают парафиновые у/в, затем нафтеновые, ароматические, смолисто-асфальтовые вещества. Причем растворимость ароматических зависит от цикличности молекул и длины боковых цепей. С увеличением числа колец в молекуле и уменьшением длины боковых цепей растворимость падает. Поэтому деасфальтизаты обогащены парафинно-нафтенновыми у/в и моноциклической ароматикой. Хим. состав гудронов зависит от характера нефти из которой он выделен. Гудроны нефтей парафинно-нафтенного основания отличаются от гудронов ароматических нефтей. Поэтому в случае гудрона высокосмолистого, высокосернистого (из ароматизированных нефтей) желательно использовать сырье широкого фракционного состава, чтобы увеличить растворяющуюся способность пропана. Т.о. для получения оптимального выхода деасфальтизата с заданными свойствами подбирают необходимую концентрацию гудроном и оптимальный режим деасфальтизации. 2. температурный режим процесса Растворяющуюся способность пропана по отношению к компонентам масляного сырья понижается с увеличением температуры приближаясь к области критического состояния растворителя. Используют область в интервале температур от 40-900С. Зависимость растворенной части в пропане компонентов в этой области носит линейный характер и выражается пучком прямых линий. 1- парафино-нафтеновые углеводороды; 2- моноциклическая ароматика (лёгкая); 3- полициклическая ароматика (тяжелая); 4- смолы и асфольтены. С увеличением температуры растворяющая способность парафино-нафтеновые углеводородов и лёгкой ароматики (1,2) снижается более резко, чем тяжёлой ароматики и смол. Это объясняется различным изменением сил межмолекулярного притяжения углеводородов, смол, пропана. у 1 и 2 – силы только дисперсионные у 3 и 4 – суммарное действие дисперсионных и полярных сил. При деасфальтизации гудрона, являющегося многокомпонентной смесью, растворимость в пропане отдельных компонентов несколько изменяется и растворимость нафтенов и парафинов будет ниже, чем полициклической ароматики и смолистоасфальтовых веществ. Так в области средних температур, а особенно ниже 70 0 С растворимость в пропане нафтеновых и лёгких углеводородов ниже, а смол и асфальтенов и тяжёлых ароматических углеводородов выше, чем отдельно взятых. Увеличение температуры в области близкой к критической температуре пропана приводит к увеличению содержания в деасфальтизатепарафино-нафтеновых углеводородов и моноциклических углеводородов, улучшает его качество, но выход уменьшается. Для получения оптимального выхода деасфальтизата с заданными свойствами необходимо создавать разность температур между верхом и низом колонны деасфальтизации – температурных градиент деасфальтизации (ТГД). ТГД = tв - tн; более высокая tв определяет количество деасфальтизата, т.к. при этой температуре пропан обладает наименьшей растворяющей способностью к подлежащим удалению смолисто-асфальтовым веществом. Постепенное уменьшение температуры по высоте колонны вниз позволяет наиболее полно отделять ценные высокомолекулярные компоненты, которые при пониженное температуре лучше растворяются в пропане, чем смолисто-асфальтовые вещества. tн колонны деасфальтизации обеспечивает требуемый выход деасфальтизата. Создание ТГД обеспечивает высокую селективность процесса. На основе обобщенной теории деасфальтизации в колонне происходит ряд процессов, связанных с изменением растворимости компонентов гудрона в пропане. В верхней части колонны (температура наиболее высокая) протекает процесс противоточной многоступенчатой, фракционирующей экстракции. Получают деасфальтизаты, обогащённыепарафино-нафтеновыми углеводородами. В области ограниченной температуры ввода сырья и пропана, происходит выделение из раствора основного количества смолисто-асфальтовых веществ. Существует несколько путей интенсификации процесса деасфальтизации, позволяющих повысить выход масляных углеводородных компонентов до максимального значения от потенциального содержания в сырье. 1.Переработка гудронов по 2-х ступенчатым схемам это позволит увеличить глубину отделения смолисто-асфальтовых веществ, либо повысить выход деасфальтизата, возможно 2 варианта. По одному варианту повышается чёткость отделения нежелательных компонентов от углеводородной части. Используют две последовательно действующие колонны деасфальтизации. Раствор деасфальтизата I ступени подогревается во 2-ю колонну ( t2>t1 ). Выход деасфальтизата снижается, но качество повышается. По сравнению с деасфальтизатом одноступенчатого процесса это происходит по тому, что температура I –ой ступени деасфальтизации подбирается не высокой, чтобы получить на I –ой ступени большой выход деасфальтизата невысокого качества. Раствор деасфальтизата I –ой ступени подаётся на II-ую ступень, предварительно нагреваясь в паровомподогревателе, поступает во 2-ю колонну, где t2>t1. При повышении температуры растворяющая способность пропана в р-ре деасфальтизата снижается из раствора выделяется вторая фаза – р-р асфальта (битума) II ступени и деасфальтизат II ступени. Р-р деасфальтизата II ступени имеет качество более высокое, чем деасфальтизат I ступени. Т.о. регулируя t2 можно изменять глубину извлечения смолисто-асфальтовых веществ из деасфальтизата. Получаем два р-ра битума – I и II, которые различны по качеству. б) Позволяет увеличить выход деасфальтизата
Используют две колонны. В этом варианте во II колонне поддерживается t и p меньше, чем в I колонне: t1>t2, p1>p2 - в виду этого насоса для перекачки битума из 1 колонны во 2 не требуется. В 1 колонне P=3.8÷4.2МПа. Кратность пропана во 2 колонне выше K1 < K2 K2=6÷7:1; K1=3÷5:1. Асфальтовый р-р I ступени содержит много желательных компонентов, поэтому он направляется во вторую колонну деасфальтизации, где при снижении температуры (растворяющая способность пропана увеличивается) и увеличении кратности пропана происходит извлечение ценных компонентов в пропане и вывод в виде 2-го р-радеасфальтизации. Битумный же раствор получают обогащенный смолисто-асфальтовыми веществами. Р-ры деасфальтизата I и II ступени различны по качеству. Деасфальтизат II ступени обогащенвысокоиндексными моноциклическими ароматическими у/в. Масла, получаемые из деосф-та I в дальнейшем имеют ИВ~90. Деасфальтизат I ступени имеет коксуемость 0,3÷0,4%. Деасфальтизат II ступени – 0,8÷1,2%. Масла из ДII имеют ИВ=80. Смешивание ДI и ДII нежелательно. В связи с этим усложняется система регенерации пропана из растворов деасфальтизатов, т.к. нужна раздельная регенерация. По такому варианту выход деасфальтизата выше и выше качества, чем при одноступенчатойдеасфальтизации.
1. Желательные компоненты в пропане, которые присоединяются к основному потому деасфальтизата 2. Смолистые вещества и растворитель. Опускаясь вниз 2-я фаза контактирует с более холодным раствором сырья, выделяя из него нежелательные компоненты (смолы и асфальтены), переводя их в тяжелую фазу. Из р-ра смолистых веществ, вследствие охлаждения, выделяется легкая фаза, содержащая ценные масляные компоненты. И так многократно.этот способ позволяет получить увеличенные выход деасфальтизата с улучшение его качества. 3. Понижение температуры низа колонны за счет циркуляции нижнего продукта ч/з холодильник.
4. Конструктивные изменения колонны деасфальтизации. Повышение эффективности контактирующих устройств. Колонны деасфальтизации работают по принципу противотока. Для улучшения контакта колонны оборудуют перфорированными трубчатыми тарелками вместо жалюзийных.что увеличивает степени контактирования, улучшает четкость разделения и позволяет увеличить выходит деасфальтизата и его качество. 5. Добавление к пропану полярных растворителей. Используют ацетон. Полярный растворитель растворяет нежелательную часть сырья, тем самым обеспечивает лучшее отделение в пропане желательных компонентов. Добавление 10-15% ацетона увеличивает выход деасфальтизата на 2-6% без ухудшения его качества. Дуосол - процесс (после селективной очистки) 6. Использование вместе тарельчатых колонн роторно-дисковых контактов (РДК) – это аппараты с принудительным перемешиванием. Позволяет увеличить выход деасфальтизата по одноступенчатой схеме на 5-7%; по двухступенчатой - на 20% по сравнению с деасфальтизацией в колонне. 7. Деасфальтизация сжатыми газами.используется пропан-пропиленовая фракция. При этом получают деасфальтизаты с низкой коксуемостью. 8. Совершенствование блока регенерации растворителя. Основной недостаток пропановойдеасфальтизации – большие расходы энергии, основная их доля падает на блок регенерации, расходы которого в 5-6 раз превышают расход сырья. Поэтому предложена регенерация пропана в сверхкритических условиях.
Раствор деасфальтизата из К-1 несосом прокачивается через теплообменник, где нагревается до t=120-130˚C и дожимается до Р=5МПа. При этих условиях пропан не растворяет ни один из компонентов масляного сырья, т.е. раствор разделяется на две фазы: пропан и деасфальтизат (в сепараторе). Остаточное содержание пропана удаляется в отпарной колонне. Такой вариант применим только для деасфальтизата. Р-р битума идет на регенерацию по традиционному способу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|