Здавалка
Главная | Обратная связь

Подбор ребенка приемной семьей



В настоящее время в Российской Федерации законодательно не закреплены принципы подбора детей. Между тем, в соответствии со статьей 126.1 Семейного Кодекса Российской Федерации осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей запрещено: «любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается». Помимо этого, Семейный Кодекс также предписывает необходимость для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, его согласия. Однако возможны и исключения из этого правила: «если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя, и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка»[3]17. Таким образом, в практике российского законодательства в настоящее время формально определены лишь два критерия подбора детей, причем не регламентирующие сам процесс отбора и закрепления права за усыновителями и опекунами (попечителями) воспитания подопечного.

Подобный пробел в законодательстве дает возможность потенциальным родителям использовать весь спектр вариативных форм подбора ребенка. Однако на практике усыновители и опекуны ориентируются лишь формальными критериями – возраст, состояние здоровья, внешность ребенка. С 2009 года одним из критериев становления опекуном (попечителем), потенциальным родителем или усыновителем является прохождение вышеперечисленными гражданами специальной подготовки[4]18. После такого отбора ребенок попадает в приемную семью, причем сроки рассмотрения досье будущих родителей и утверждения за ними права заниматься воспитание ребенка, на наш взгляд, необоснованно сжаты. В особенности это касается процесса усыновления (удочерения).

Поэтому, мы считаем необходимым увеличения временных рамок процесса оформления усыновления (опеки, попечительства). Сроки оформления усыновления в разных странах неодинаковы. Так, например, на то, чтобы усыновить или удочерить испанского ребенка, у бездетной испанской супружеской пары уходит в среднем 9 – 10 лет. Во Франции этот период составляет от 2 до 3 лет. В Швеции на проверку семейной пары, их места жительства, оформление документов уходит около 2 лет. В Германии для того, чтобы мужчина смог удочерить ребенка своей жены, ему необходимо прожить с этим ребенком не менее 2 лет. В Китае период рассмотрения и оформления документов составляет от 1,5 до 2 лет. В России усыновить ребенка можно в течение полугода, а процесс оформления опекунства еще более сокращен.

Конечно безосновательное увеличение сроков рассмотрения документов, подбора кандидатов для конкретного ребенка и оформление документов смысла не имеет, тем более что определенные исключения должны существовать. Однако, внедрение в практику системы знакомства, привыкания и адаптации детей под чутким руководством специалистов имеет рациональное зерно. Внесем свои предложения в изменение действующей системы подбора ребенка и разобьем этот процесс на несколько этапов.

Этап I. После получения положительного заключения от органов опеки и попечительства о возможности усыновления (оформления опекунства), потенциальные родители занимаются поисками ребенка.

Основной задачей на данном стадии для усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей должно стать прохождение перекрестного опроса психологов, педагогов и культурологов с целью выявления психологической готовности семейных пар и конкретных людей к воспитанию чужого ребенка. Подобные беседы должны стать механизмом определения психологического состояния, образования и социализации кандидатов в родители, а также выявить их воспитательный потенциал. Этот механизм позволит уже на первоначальной стадии отсеять тех кандидатов, которые еще не готовы к воспитанию ребенка, не способны окружить его необходимой заботой и любовью.

Кроме того, очень важно, чтобы будущие мамы и папы имели определенный опыт общения с детьми, навыки заботы и ухода за малышами. Уже сегодня, исходя из имеющегося опыта, можно говорить о том, что достаточно благоприятно сказывается на обучении будущих отцов и матерей практика внедрения в регионах школ приемных родителей (ШПР). Однако в настоящее время подобные школы существуют не везде и качество обучения в различных школах неодинаково. При этом следует учитывать, что воспитание приемного ребенка резко отличается от того же процесса по отношению к детям, живущим в семье. Поэтому даже опытные родители, успевшие вырастить нескольких своих детей, взяв малютку из государственного или муниципального учреждения для детей-сирот, зачастую сталкиваются с трудностями, которые кажутся им порой непреодолимыми. В школе квалифицированные специалисты подготавливают будущих родителей к возможным проблемам и учат их устранять; раскрывают самые острые психологические аспекты; отвечают на каверзные вопросы потенциальных родителей; оказывают юридическую, психологическую и другие виды помощи и т.д. Благодаря всестороннему обучению мамы и папы, в будущем, сталкиваясь с определенными трудностями и проблемами, воспринимают их как некоторое испытание, возможность сблизиться с ребенком, а не как непреодолимое препятствие.

Итогом первого этапа должно стать знакомство ребенка с его потенциальными родителями.

Этап II. После знакомства ребенка с потенциальными родителями важно установление контактов и привыкание их друг к другу. Полезным в этом вопросе было бы обращение к действующей в Германии практике. Для того чтобы исключить возможную ошибку, которая впоследствии может дорого стоить ребенку, усыновлению в ФРГ предшествует так называемое «время заботы», или время привыкания. Как правило, этот период в Германии длится около года.

Применительно к российской реальности этот этап состоит из двух стадий. Для начала следует установить определенные дни, которые еженедельно будущие родители будут проводить с малышом: сначала по месту проживания ребенка, после забирая его из государственного или муниципального учреждения. В этот период важен контроль со стороны социальных работников и детских психологов за изменением настроений ребенка. Так после общения с потенциальными папами и мамами специалисты детских домов и интернатов должны проводить беседы с детьми, с целью определения их отношения к будущим родителям. Подобная программа позволит установить своего рода двухсторонний отбор: с одной стороны, родители выбирают ребенка; с другой – ребенок сам отдает предпочтение определенным кандидатам. Это даст возможность в полной мере реализовать предусмотренную семейным законодательством норму, предполагающую учет мнения ребенка при выборе родителей.

Кроме того, процесс отбора необходимо усложнить прохождением процедуры, направленной на выявление психологической совместимости родителей и ребенка. Естественно, дети грудного возраста сразу исключаются из состава участников данного процесса. Для реализации этого направления предполагается привлечение квалифицированных психологов. Эта фаза в процессе усыновления (оформления попечительства) направлена на формирование гармоничной семьи, с подходящими типами темперамента, привычками, уровнями эмоциональности и т.д. Это позволит на первоначальной стадии исключить ошибку создания семей, в которых родители несовместимы с детьми с психологической точки зрения.

Этап III. Только после того, как ребенок привыкнет к новым маме и (или) папе, можно разрешить им забрать его в семью. В этом случае специалист должен еженедельно посещать новые семьи и контролировать процесс воспитания. Помимо этого, специалист должен оценить способность ребенка жить в обычной семье, выявить поведенческие проблемы у ребенка и в случае необходимости дать определенные рекомендации родителям. Как только специалист убедится в том, что и родители, и, главное, сам ребенок готовы жить полноценной семьей процесс оформления усыновлении (опеки) должен завершиться.

В данном случае мы рассматривали процессы усыновления и оформления опеки (попечительства) как единые, хотя сегодня российское законодательство разделяет их. Однако, целесообразнее их объединение – лишь в этом случаи права ребенка будут соблюдаться в большей степени, так как процесс воспитания и формирования личности несовершеннолетнего по большому счету не должен отличаться в этих типах семей.

Нет оснований для того, чтобы не согласиться с тем, что в процессе воспитания ребенка усыновители и приемные родители зачастую сталкиваются с определенными трудностями. Это естественный процесс и искоренить его не представляется возможным. Вместе с тем, оказать помощь в решении проблем вполне реально. В настоящее время существует множество сайтов, основной целью которых является информирование и оказание услуг приемным родителям по ряду возникающих вопросов.

В Калужской области, сохраняя традицию проведения ежегодных конкурсов в сфере опеки и попечительства, предлагается учредить гранты опекунам и приемным родителям, дети которых достигли особых успехов в учебе, творчестве, спорте, а также активно участвовали в общественной жизни. Это позволит повысить уровень социальной защищенности и финансовой поддержки талантливых детей, а также будет способствовать стимулированию приемных родителей к выполнению возложенных на них обязательств.

Участие граждан в соблюдении прав и законных интересов детей, находящихся под опекой и попечительством регламентируется Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве». И нельзя оспорить тот факт, что очень важно получение органами опеки и попечительства своевременных сигналов от населения о грубом обращении с детьми или об ущемлении их прав. Для этого в таких учреждениях как школы, детские сады, больницы и т.д. следует размесить объявления с номерами телефонов службы горячей линии или ближайшего органа опеки и попечительства. Своевременное поступление информации поможет защитить ребенка от ущемления его прав.

В настоящее время во многих странах запада активно функционируют добровольческие течения. Современное волонтерское движение в России начало формироваться в последние десятилетия. В Калужской области подобного рода молодежные направления сегодня признаны официально. Посредством волонтерского движения предлагается внедрить в практику взаимодействие современной молодежи с детьми-сиротами. К реализации данного направления можно привлечь школы и высшие учебные заведения. Такое взаимодействие позволит детям, воспитывающимся в государственных и муниципальных учреждениях, почувствовать заботу и поддержку. Волонтеры смогут оказать помощь, работникам детских домов, взяв на себя часть их обязанностей. А молодежь, в свою очередь, сможет приобрести жизненный опыт, научится быть терпимее к современным социальным проблемам. Кроме того, это позволит увеличить в последствие количество потенциальных усыновителей (приемных родителей), которых сегодня не так много.

Особое значение для функционирования и развития института замещающей семьи в Калужской области имеет внимание со стороны не только контрольных органов, но и Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, так как именно они с большей эффективностью могут способствовать соблюдению прав ребенка.

По словам Белкиной Антонины Дмитриевны (заместитель министра – начальник управления по опеке и попечительству министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области) в настоящее время законодательная база по институту опеки и попечительства сформирована и отвечает основным международным стандартам. Но закрепление в правовом поле принципов системы отбора детей потенциальными родителями с указанием отдельных обязательных процедур, направленных на создание гармоничной и совместимой с психологической точки зрения семьи, является на сегодняшний день необходимым.


 

 


[1]4 О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М.., 2009.

15 Постановление Правительства Калужской области от 30.07.2003 № 201 «О создании комитета по делам приемной семьи при Правительстве Калужской области».

16 Положение «О комитете по делам приемной семьи при Правительстве Калужской области»

17 Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ, 08.12.1995.

18 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.