Надзорная деятельность в государственном управлении
Надзорная деятельность в государственном управлении
| Прокурорский надзор
| Общий надзор
| - соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами; соблюдением прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных объединений;
- исполнение законов судебными приставами.
| Формы прокурорского надзора
| - проверка законности актов соответствующих органов, организаций и их должностных лиц;
- принесение в порядке общего надзора протестов на незаконные акты;
- внесение представлений на предмет устранения нарушений законов, причин и условий, порождающих эти нарушения;
- вынесение постановлений о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении;
- предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.
| Права прокурора
| - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, необходимых для выяснения возникших вопросов;
- проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
| Административный надзор
| Административный надзор является одним из способов обеспечения законности, под которым следует понимать вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, установленных законодательством Российской Федерации.
| Субъекты
| Федеральные органы исполнительной власти, например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
| Надзорными полномочиями обладают также Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба.
| Основная задача
| Обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, т.е. обеспечение законности в управлении. Для выполнения стоящих перед ними задач перечисленные субъекты наделяются полномочиями, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов. Они вправе применять различного рода предупредительные и пресекательные меры по отношению к лицам, нарушившим те или иные правила или нормы, установленные законодательством Российской Федерации. В указанных случаях им предоставлены полномочия по приостановлению или прекращению деятельности нарушителей законодательства Российской Федерации. К их полномочиям относится также право возбуждать дела об административных правонарушениях, рассматривать их и выносить по ним соответствующие решения.
|
Вопрос № 38
Право граждан на обжалование решений государственных органов: правовые основы и способы реализации
Обжалование действий (решений) государственных органов- реализация гражданами своего права обратиться с жалобой в суд, если неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы (ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
Конституцией установлено, что граждане России имеют право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Все это объединяется понятием «обращения граждан».
Способы рассмотрения и разрешения жалоб граждан – административный и судебный.
Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный порядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан. Судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.
Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд, – коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц.
Вопрос № 40
Административная реформа как способ повышения эффективности гос. управления
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|