Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы ценовой политики предприятия



Цена – денежное выражение стоимости, ценности (полезности) товара для потребителя. Цена выступает обобщающим качественным показателем деятельности предприятия.

Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции на микроуровне и макроуровне. На уровне предприятия цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

– В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оцениваются затраты и результаты производства.

– Стимулирующая функция цены проявляется через стимулирование качества, развитие и стимулирование НТП, ресурсосбережения, повышение эффективности производства.

– Распределительная функция цены предусматривает распределение прибыли между государством и предприятием через учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, прибыли.

В современных условиях предприятия самостоятельно определяют ценовую политику.

Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как предприятие должно провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определить коэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Ценовая политика является главной составляющей в системе маркетинга.

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке является важнейшим конкурентным преимуществом предприятия.

Выделяют затратный и ценностный процесс ценообразования, или соответственно пассивное и активное ценообразование.

Затратное ценообразование – это метод ценообразования, в основе которого лежат затраты на производство и реализацию товара. Затратный процесс ценообразования начинается с продукта и заканчивается покупателями, т.е. определяется продукт и технология изготовления, затраты, цена, ценность и покупатели данного товара.

Данный метод предполагает пассивное ценообразование – на основе затрат или ценовых решений конкурентов. Пассивному ценообразованию соответствует два метода: затратный (наценочный) и метод следования за лидером (конкурентом).

Ценностное ценообразование – это метод ценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения "ценность/затраты".

Ценностный процесс ценообразования начинается с определения покупателя, установления ценности, цены, затрат, затем технологии и определения продукта.

Данный метод ценообразования предполагает активное ценообразование – установление цен с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и ценового уровня прибыльности.

Ценовая политика самостоятельно устанавливается предприятием исходя из целей и задач, организационной структуры и методов управления, традиций уровня издержек производства, состояния и развития предпринимательской среды. Основными целями ценовой политики являются:

– увеличение доли рынка (выживаемость);

– максимизация доли прибыли;

– обеспечение окупаемости затрат;

– обеспечение лидерства по показателям качества;

– проникновение на рынок и закрепление на нем;

– улучшение сегментации рынка.

Реализация стратегических целей предполагает решение ряд конкретных задач в разных сферах деятельности: производство, управление затратами, продвижение товаров и ценообразование. Задачи имеют конкретные сроки реализации и четкие критерии оценки выполнения. Основными задачами являются обеспечение объема продаж и получение прибыли. Список таких задач можно увеличивать, однако каждая реализуемая задача должна иметь критерий оценки: приемлемы те задачи, которые могут быть решены при реально существующей ситуации на рынке, обеспечивая нормальную рентабельность продаж.

Когда анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели фирмы могут быть обеспечены за счет решения определенных задач в области ценообразования, разрабатывается тактика ценообразования.

Тактика ценообразования – это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки и надбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференцированными тарифами: в часы пиковой нагрузки они максимальны, а в период наименьшей загрузки – минимальны. На основе тактики ценообразования специалисты по ценообразованию реализуют практические меры по управлению ценами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.