Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнение требований к новейшим американским категориям моторных масел для дизельных двигателей



 

Испытание API CD API CD-II API CE API CF API CF-2 API CF-4 API CG-4 APICH-4 (PC-7)
CRC-l 38. Коррозия подшипников, чистота поршня + + + ++ ++ + +++ +++
Последовательность IIIE. Высокотемпературное окисление, износ и загущение масла             ++ +++
CAT 1G2. Отложения на поршне + + +          
CAT 1 M-PC. Отложения на поршне и расход масла       + ++      
CAT 1K. Отложения на поршне и расход масла           ++    
CAT 1N. Отложения на поршне и расход масла             +++ +++
Detroit Diesel 6V-92TA. Износ кольца и втулки в двухтактных двигателях   +     ++      
Mack T7. Прирост вязкости масла                
    +     +      
Mack T8. Прирост вязкости масла от сажи             ++ ++
Mack T6. Износ колец и втулок, расход масла     +     +    
Cummins NTC-400. расход масла, износ, отложения     +     ++    
GM 6,2 L, RFWT. Износ ролика-толкателя             + +
Стендовое испытание коррозии           + + +
Пенообразование             + +
HEU 1, Аэрация             + +
Caterpillar TO-4               +
Allison C-4               +

Примечание: уровень требований: + - низкий; ++ - средний; +++ - высокий.

Таблица 3.5.

Примерный состав присадок в американских моторных маслах для дизельных двигателей, в % (от массы)

Присадки API CC API SD/CD API SE/CD API SG/CE API CF-4/SH API CG-4/SH
Дисперсант беззольный Тиофосфонат 1,5 0,8 4,0 - 5,5 - 6,0 - 6,0 - 7,5 -
Сульфонаты металлов базовый Фенат кальция базовый 0,5 - 3,0 2,0 3,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Другие антиоксиданты ZDDP - 0,7 - 0,7 - 2,0 0,3 1,0 0,6 1,0 0,6 1,3


По старой системе API, основные свойства и назначение масла обозначались принятыми терминами и буквами. На сегодня эта система отменена, но в названиях современных марок масел иногда встречаются применявшиеся ране термины.

Основные обозначения:

  • Regular oil - минеральное масло без присадок, полученное путем вакуумной дистилляции без дальнейшей обработки (straight mineral oil);
  • Premium oil - минеральное масло с противоокислительными присадками;
  • Heavy Duty oil, HD oil - масло с противоокислительными, моющими и диспергирующими присадками для мощных двигателей;
  • ML - масло для бензиновых двигателей, работающих в легких условиях (L - light);
  • ММ - масло для бензиновых двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М - moderate);
  • MS - масло для бензиновых двигателей, работающих в тяжелых условиях (S - severe);
  • DG - масло для дизельных двигателей, работающих в легких условиях (G - general);
  • DM - масло для дизельных двигателей, работающих в умеренно тяжелых условиях (М - moderate);
  • DS - масло для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях (S - severe).


Категория энергосберегающих масел
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC "энергосберегающее" масло ("Energy Conserving" Oil). Ранее энергосбережение определялось по методике Последовательности VI (Sequence VI, ASTM RR D02 1204). Данная методика использовалась для сертификации масел категории API SH на уровни (степени) энергосбережения: API SH/EC - 1,5% экономии топлива и API SH/ECII - 2,7% экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30.
С 1 августа 1997 года экономия топлива определяется по новой методике ASTM RR D02 1364, Последовательность VIA (Sequence VIA), согласно которой маслу может быть присвоена только одна степень энергосбережения (ЕС). Пример: API SJ/EС.
Энергосберегающие масла предназначены для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. В настоящее время разрабатывается аналогичная категория масел для мощных дизелей.
Система классификации ILSAC
Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JAMA совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3.

  • категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40 ,50, 60;
  • категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 году, должна соответствовать требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 - SAE 0W-20, 5W-20;
  • категория ILSAC GF-3, проект опубликован в августе 1998 года, предполагается ввести в действие в 2001г. и будет соответствовать новой категории API Sl (PS 06).


Основные отличия масел категории ILSAC:

  • низкая вязкость - 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 10^6 с^-1
  • малая летучесть (по Нок или ASTM);
  • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание "General Motors");
  • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV);
  • высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability);
  • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора).


Система классификации JASO
JASO DX-1 (проект) - новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии.
Долгое время японские OEM"s рекомендовали к применению (за пределами Японии) масла категории API CD. Однако на сегодняшний день ни одна из спецификаций API не учитывает увеличивающиеся требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработанных газов. По этой причине сперва была создана дополнительная категория API CD+, а потом - проект новой категории API PC-8, который так и не был осуществлен. Японская организация автомобильных стандартов (JASO) приняла решение о создании собственной спецификации на моторные масла для дизельных двигателей японского производства. Необходимость в отдельной спецификации объясняется несколькими причинами:
Первая - это высокая степень износа деталей клапанного механизма, при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4). Для измерения защиты от износа, планируется проводить испытания на типичном японском двигателе Mitsubishi 4D34T.
Вторая - высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже. Для максимального соответствия реальным температурным условиям, измерения отложений на поршне планируется проводить на двигателе Nissan TD-25.
Третьей основной причиной для принятия новой спецификации является все большее распространение японских двигателей с системой повторного сжигания отработанных газов - exhaust gas recirculation (EGR). EGR способствует увеличению количества кислот сгорания, что может значительно усилить коррозионый износ. По этой причине в спецификации JASO DX-1, вероятно, будут включены требования по минимальному значения TBN (не менее 10 по методу ASTM D 4739, что приблизительно равно 11-12 TBN по методу ASTM D 2896).
Коммерческое представление JASO DX-1 намечено на апрель 2001 года.
Система классификации ССМС
Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Commitee of Common Market Automobile Constructiors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторныз масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских масел, применяемых для сервисного обслуживания" (CCMC European Oil Sequences for Service-Fill Oils). Последнее издание этой спецификации появилось в апреле 1991 года под номерами FL/19/91, Fl20/91. В 1991 году спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности, ввиду применения новых составов топлива и ужесточения эксплуатационных условий работы новейших двигателей.
Все это привело к введению дополнительных спецификаций:

  • ССМС G4, CCMC G5;
  • CCMC D4, CCMC D4;
  • CCMC PD2.

Спецификация ССМС G4:

  • с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2;
  • масла нормальной вязкости SAE 10W-XX, SAE 15W-XX и SAE 20W-XX;
  • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
  • ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя.

Спецификация CCMC G5:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC G3;
  • маловязкие легкотекучие масла SAE 5W-XX и SAE 10W-XX;
  • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
  • по сравнению с CCMC G4 ужесточены требования к противоокислительной стабильности, моющим и противоизносным свойствам.

Спецификация CCMC PD2:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC PD1;
  • ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов.

Спецификация CCMC D4:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D2;
  • масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок;
  • более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов;
  • уменьшенный выброс сажи.

Спецификация CCMC D5:

  • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D3;
  • масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях;
  • продленный интервал замена масел;
  • более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров;
  • уменьшенный износ коромысел клапанов;
  • уменьшенный выброс сажи;
  • соответствует спецификациям на масла SHPD.


Прежние спецификации системы CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам:
- CCMC G1 - соответствовала API SE;
- CCMC G2 - соответствовала API SF;
- CCMC G3 - маловязкие всесезонные масла, превышающие требования API SF;
- CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE;
- CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A;
- CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C;
- CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей.
Система классификации ССМС действовала до конца 1995 года.
Система классификации АСЕА
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles - Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему ССМС. Оценка качества масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС.
Система АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских масел - "АСЕА ряды европейских масел" (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей. В марте 1998 года было опубликовано новое издание спецификаций, которые вступили в силу с марта 1999 года. С этого времени вновь выпускаемые масла должны маркироваться со ссылкой на новые спецификации 1998 года. В апреле 2000 года планируется запретить ссылку на спецификации 1996 года.
Моторные масла разделяются на три класса:

  • А - класс масел для бензиновых двигателей;
  • В - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
  • Е - класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).


Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99).
Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских. В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.


Ввиду этих особенностей, испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.
Европейская система классификации АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях с учетом особенностей в Европе. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.
Новые требования 1998-1999 годов предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний.
Класс масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
категория АСЕА А1-96:

  • масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа•с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива; для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами; недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV>3,5 мПа с,
  • возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля;

категория АСЕА А1-98:

  • по сравнению с А1-96, значительно ужесточены требования к эксплуатационным параметрам; новый уровень эксплуатационных свойств позволяет использовать масла данной категории в двигателях допускающих применение масел с HTHSRV менее 3,5 мПа•с, с удлиненными интервалами замены (например, VW 503.00); в двигателях данных конструкций достигается высокая степень энергосбережения, при высоком уровне защиты от изнашивания; включено обязательное испытание на экономию топлива СЕС L-54-Т-96 (М111);

категория АСЕА А2-96:

  • универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей;

категория АСЕА А2-96, выпуск 2:

  • требования к качеству остались без изменений (в сравнении с АСЕА А2-96).

категория АСЕА А3-96:

  • универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей; при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации;

категория АСЕА А3-98:

  • в дополнение к А3-96, усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов Peugeot TU3 (CEC-L-55-T-95) и GM-Buick (Sequence IIIE).

категория АСЕА А5-2002:

  • новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей; с сверх удлиненным интервалом замены, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 – 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. При необходимости смотрите инструкцию по пользованию автомобилем.

Для всего класса А введено новое испытание на склонность к пенообразованию при 150°С.
Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей
категория АСЕА В1-96:

  • масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа•с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива; для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами; недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV> 3,5 мПа•с;
  • возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.

категория АСЕА В1-98:

  • по сравнению с В1-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (СЕС-L-51-Т-95); включено обязательное испытание на экономию топлива М111 (FE) (СЕС-L-54-Т-96);

категория АСЕА В2-96:

  • универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и фургонов, при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей;

категория АСЕА В2-98:

  • в дополнение к АСЕА В2-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95);

категория АСЕА В3-96:

  • масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высокопроизводительных дизельных двигателях (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и легких фургонов; при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации;

категория АСЕА В3-98:

  • в дополнение к В3-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95).

Для всего класса В введено новое испытание на склонность к пенообразованию при 150°С.

категория АСЕА В4-98:

  • новая категория, предназначенная для применения в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов; базовые требования совпадают с требованиями категории В2-98; дополнительно проводится испытание в четырехцилиндровом двигателе VW D1 с непосредственным впрыском топлива (СЕС-L-54-T-96) объемом 1,9 литра.

категория АСЕА В5-2002:

  • новейшая категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков(автобусов); с сверх удлиненным интервалом замены, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 – 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. При необходимости смотрите инструкцию по пользованию автомобилем.

Класс масел для мощных дизельных двигателей коммерческих автомобилей
категория АСЕА Е1-96:

  • масло, заменяющее ССМС D4, но более высокого качества;
  • стандартное масло для мощных дизельных двигателей без турбонаддува;
  • соответствуют требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 227.1;
  • с сентября 1999 года этот класс исключен из классификации;

категория АСЕА Е2-96, выпуск 3:

  • новый промежуточный уровень качества, превышающий АСЕА Е1-96;
  • масло категории качества SHPD;
  • улучшенные противоизносные свойства, уменьшено полирование цилиндров, образование нагара и отложений (по сравнению с АСЕА Е1-96);
  • соответствует требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.1;
  • соответствуют требованиям спецификации MAN 271;

категория АСЕА Е3-96, выпуск 3:

  • масло, заменяющее ССМС D5, но более высокого качества;
  • улучшенные свойства по сравнению с SHPD маслом АСЕА Е2-96;
  • соответствует требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.3;
  • соответствуют требованиям спецификации MAN М3275;

категория АСЕА Е4-99:

  • новое, наиболее совершенное масло для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3;
  • соответствуют требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.5 и MAN М3277;
  • масло продленного интервала замены;

категория АСЕА Е5-99:

  • новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству;
  • для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3;
  • отвечает требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей;
  • масло отличается стабильностью свойств и предназначено для продленного интервала замены;
  • обеспечивает чистоту двигателя и лучше предохраняет детали от износа;
  • от масла Е4 отличается соответствием новым строгим требованиям, которые предъявляются к новейшим американским дизельным двигателям.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.