Анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова): - создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета); - исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева); - оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта. Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Основные задачи программы: · развитие эстетических способностей; · развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; · активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; · овладение навыками общения и коллективного творчества. Программа состоит из пяти разделов работы с детьми детского сада: 1. Театральная игра. 2. Ритмопластика. 3. Культура и техника речи. 4. Основы театральной культуры. 5. Работа над спектаклем Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: - единства социально-эмоционального и когнитивного развития; - насыщения этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; - постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; - наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей). Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи и методы: · последовательное знакомство с видами театра; · поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; · совершенствование артистических навыков детей; · раскрепощение ребенка; · работа над речью, интонациями; · коллективные действия, взаимодействия; · пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать. Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей. Из многообразия средств выразительности рекомендуется: - во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных); - в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме); - в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения; - в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; - коррекционно-развивающие игры; - упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); - задания для развития речевой интонационной выразительности); - игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; - ритмические минутки (логоритмика); - пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; - упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; - театральные этюды; - отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; - подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; - знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой. «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 2 до 7 лет. Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр: - создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; - приобщать детей к театральной культуре; - обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе; - создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.). Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам: театральная азбука и театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра). Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности. Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др. В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|