Неразрешенные территориальные споры.
Одним из с самых серьезных препятствий интеграции в АСЕАН являются нерешенные территориальные споры между государствами - членами АСЕАН.
Парадоксально, что, просуществовав в рамках единого интеграционного объединения уже не одно десятилетие, некоторые из стран-членов АСЕАН перешли к разрешению территориальных споров только в 2000-х годах. При этом урегулирование территориальных вопросов видится многими странами региона в первую очередь как способ укрепления собственного суверенитета, а не средство продвижения по пути интеграции.
АСЕАН в плане интеграционного сотрудничества ставит перед собой задачи гораздо более масштабные, чем многие другие азиатские интеграционные объединения и по сути обладает мандатом оперативно реагировать на все формы угроз безопасности, которые могут возникнуть в регионе. При этом существующие территориальные споры решаются не через инструменты АСЕАН или Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), а посредством использования внешних международных механизмов или на двустороннем уровне. В последнем случае, как демонстрирует пример Таиланда и Камбоджи, процесс разрешения может носить имитационный характер, что угрожает обострением конфликта при любой разбалансировке внутриполитической ситуации.
Основные территориальные споры и конфликтные вопросы в отношениях стран-членов АСЕАН
Страны-участницы
| Содержание конфликта
| Текущее состояние
| Филиппины, Малайзия
| Территориальные претензии Филиппин на малазийский штат Сабах
| Не разрешен
| Вьетнам, Бруней, Малайзия, Филиппины, также Китай
| Территориальный спор по поводу островов Спратли
| Не разрешен
| Вьетнам, Индонезия
| Спор по поводу пограничного размежевания континентального шельфа в районе острова Натуна
| Урегулирован соглашением 2003 г.
| Вьетнам, Камбоджа
| Пограничный спор
| Де юре соглашение об урегулировании заключено в 1985 г., фактические договоренности о демаркации границы достигнуты только в 2009 г.
| Вьетнам, Малайзия
| Взаимные претензии сторон на спорные районы континентального шельфа
| Подтверждены в ООН в 2009 г, но достигнута договоренность о совместной разработке шельфа до полного урегулирования
| Малайзия, Сингапур
| Территориальный спор по поводу островов Педра Бранка (Пулау Бату Путех), Мидл Рокс и Саут-Ледж
| Согласно решению Международного суда ООН от 2008 г. Педра Бранка признана находящейся под юрисдикцией Сингапура, Мидл Рокс - под юрисдикцией Малайзии. Демаркация границы не проведена.
| Малайзия, Индонезия
| Территориальный спор по поводу островов Сипадан и Лигитан
| Согласно решению Международного суда ООН от 2002 г. острова признаны находящимися под юрисдикцией Малайзии. Делимитация границы не проведена.
| Малайзия, Индонезия
| Территориальный спор по поводу разграничения континентального шельфа в Селебском море
| Не разрешен
| Таиланд, Малайзия
| Спор по поводу разграничения границы в районе реки Колок
| Не разрешен
| Таиланд, Малайзия
| Спор по поводу разграничения континентального шельфа в Сиамском заливе
| Не разрешен
| Таиланд, Камбоджа
| Пограничный спор по поводу принадлежности территории, на которой расположен храм Преах Вихеар (тай. Пхра Вихан)
| Согласно решению Международного суда от 1962 г. территория признана находящейся под юрисдикцией Камбоджи. Де факто стороны находятся в состоянии пульсирующего конфликта.
| Таиланд, Лаос
| Спор по поводу таиландско-лаосской границы, проходящей по реке Меконг
| После вооруженных столкновений на границе в конце 1980-х гг., в 1997 г. достигнута договоренность о создании совместной пограничной комиссии. Демаркация границы продолжается, не преодолены разногласия по нескольким островам на р. Меконг.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|