Здавалка
Главная | Обратная связь

Нелинейность и текст



(Вместо предисловия)

 

Современная цивилизация сосредоточила все свои усилия на постижении и описании тех яв­лений реальности, которые мы можем назвать ли­нейными процессами или цепочечными взаимо­действиями. Отчасти она научилась и управлять ими - в той мере и в тех пределах, где не требуется принципиально нелинейного подхода. Речь идет о тех ситуациях, когда, в силу простоты, явление может быть сведено к некоторой функции или сис­теме функций, или когда нет необходимости пере­ходить к глубинным причинам происходящего и поэтому легко можно ограничиться лишь перифе­рической динамикой.

Рассматриваем ли мы известную школьную задачу о двух трубах и бассейне, изучаем ли фазы развития насекомого, рассчитываем ли упругость пружины, приводящей в действие механические часы, составляем ли алгоритм компьютерной про­граммы - всюду налицо именно линейность как выбранного произвольным образом участка реаль­ности, так и применяемых подхода, инструмента­рия и средств воздействия.

В этих случаях можно пренебречь массой «второстепенных» факторов, относящихся к облас­ти «слабых» и «сверхслабых» взаимодействий. Од­нако сразу назовем важнейшую область знания, где линейные формы анализа и линейные средства воздействия явно указывают на свою бессильность, а слабое и сверхслабое становится важнейшим предметом внимания, - это антропология. Здесь и дальше под этим термином понимается вся сово­купность философских, научных и практических знаний о человеке.

Действительно, какую бы конкретную задачу антропологии мы ни взяли, попытка решить ее теми же методологическими средствами, какие мы применяем, проектируя и ремонтируя часы, оборачивается провалом.

Как только мы сталкиваемся с тяжелыми многофакторными стра­даниями, такими, например, как онкология, сахарный диабет, эпилеп­сия, то, попадая в зоны принципиальной нелинейности, понимаем, что справиться с ними, действуя линейно, процессуально невозможно в принципе. Предмет нашего исследования может лежать и в другой об­ласти - экономики, конфликтологии, педагогики. И тут линейные ме­тоды анализа и коррекции ситуации оказываются неэффективными. И дело не в том, хороши или плохи линейные технологии, а в том, что они произвольны, обращены на анализ периферической динамики и воздействие на нее. Когда же центр тяжести переносится вглубь, в сферы нелинейности, то действуют либо на основе произвольных и общих рассуждений, либо методом подбора управляющих факторов, который в принципе не может дать устойчивого и повторяемого успе­ха. Причина - отсутствие средств работы в области нелинейности.

Нелинейность подстерегает нас всякий раз, когда мы имеем дело с одним из двух практически весьма распространенных случаев. Первый

- множественности взаимообусловленных процессов, определяющих течение некоторого явления. Если каждый такой процесс мы предста­вим в виде некоторой направленной линии (будем называть такую ли­нию вектором вне зависимости от того, прямая это линия или нет), то два процесса могут быть описаны только некоторой поверхностью, три

— пространством, а множество - гиперпространством; если же пара­метры процессов взаимообусловлены, то мы имеем дело уже с мно­жеством пространственных представлений, принципиальной нелиней­ностью. Таким образом увязана, например, совокупность перифериче­ских признаков состояния человеческого организма - температура тела, пульс, артериальное давление, характеристики дыхания и т. д. Или - показатели биржевой активности, валовой продукт различных отраслей хозяйства, стоимость рабочей силы, покупательная способ­ность валюты и т. д. Второй случай - перенесение центра нашего вни­мания из зоны периферической динамики в зону определяющих ее ба­лансов и структур, которые за внешней активностью кажутся как будто бы и несуществующими. Так, наблюдая обыденные проявления пого­ды, бытовое сознание не задумывается ни о годовой термодинамике Мирового Океана, ни о высотных атмосферных процессах, ни о со­стоянии бразильской сельвы, ни о прочих, вынесенных за пределы конкретного ненастья, факторах.

Структурная психосоматика, возникшая в качестве универсальной методологии антропологии (но, как будет видно из дальнейшего, не ограничившаяся последней), по самой своей сути оказалась с самого начала вовлечена в анализ нелинейностей, которые возникают уже в ближайших к периферии слоях человеческого существа, социальных институтов, общественных и культурных феноменов и т. д.

Здесь, однако, возникает определенная трудность, усугубляющаяся тем обстоятельством, что любая развернутая концепция неизбежно включает в себя четыре составляющие: базовую философию, методо­логию, технологию и рецептурную часть. Эта трудность заключается в том, что текст, представляющийся по неизбежности линейным фено­меном, призван, в данном случае, повествовать о предмете, по сути своей, нелинейном.

Но всегда ли линеен текст? Скорее, линейно его обыденное потре­бительское восприятие, нацеленное по школьной привычке на усвое­ние, в первую очередь, конкретных фактов и операционных схем, т. е. предметов, связанных с линейными процессами и их видимыми ре­зультатами. Приступая к данной книге, мы прежде всего хотим всяче­ски предостеречь от подобного отношения к ней. Да, она содержит в себе и факты, и операционные схемы, «инструкции» в чистом виде, но не сообщение их составляет ее цель - она иная: передача определенно­го метода мышления и феноменов реальности, того самого метода, который и получил несколько неудачное название «структурной пси­хосоматики». Более того, интерес только к фактам и операционным схемам, который может возникнуть у части читателей, в данном случае бесполезен и даже вреден.

Если бы можно было, изучив несколько массажных приемов, исце­лять каждого конкретного человека, если бы всякий, усвоивший техни­ку медитаций, становился новым Буддой или Рамакришной, наша ци­вилизация не оказалась бы на грани того всеобъемлющего структурно­го кризиса, который очевиден сегодня для всякого непредвзятого наблюдателя (здесь сознательно в отношении термина «цивилизация» не употребляются определения типа «западная», «технологическая» и т. д., поскольку точно такой же кризис характерен и для индийской, китайской и любой другой модели человеческого общества, доступной обозрению). Этот кризис обусловлен, с одной стороны, исчерпанно­стью возможностей технологий, прежде всего социальных, терапевти­ческих, психологических, базирующихся на линейных периферических процессах, и, с другой стороны, накоплением сверх «предела прочно­сти» массы структурных напряжений, лежащих в области принципи­альных нелинейностей и, вместе с тем, требующих незамедлительной адекватной коррекции. Готовые операционные схемы, которые вы найдете в этой книге, окажутся полностью бесполезными, если одно­временно - и даже в первую очередь - не будут переняты нелинейные формы анализа, только на базе которых могут осуществляться какие-либо технологические и исследовательские операции в области прин­ципиальных нелинейностей. Новая методология, новые формы мыш­ления - вот посыл этого повествования, а конкретные факты и рецеп­турная часть - лишь иллюстративный материал.

И все же, насколько текст приспособлен к поставленным задачам, линеен ли он по природе? Ясно, что способ передачи именно образа мыслей, принятый в традиционных культурах и, скажем, на санскрите именуемый «шитья-гуру парампара» («передача от учителя к учени­ку»), а в нашем обществе нашедший свое выражение в семинарских занятиях, более приспособлен для достижения обозначенной цели. Но и письменный текст может быть надежным носителем такого рода зна­ния, если только читатель ориентирован должным образом.

Путь, предполагающий не попытку определить, но попытку дать понять, ближе всего к тому, который будет применяться в этой книге. Разумеется, он требует от читателя значительных собственных усилий, но иначе и нельзя. Будут использоваться примеры и демонстрации, освещение одного и того же с разных позиций и точек зрения, матема­тические и графические представления, параллели из области традици­онных концепций. Передаче смыслов будет помогать и синтаксис и, в особенности, метасинтаксис изложения, которые и в любом тексте по природе нелинейны. При таком подходе неизбежны повторы и мнимые пропуски, которые будут восполняться иными средствами и в ином месте.

Конкретной реализацией сказанного будет проводимый нами прин­цип «последовательного приближения». Одни и те же базовые принци­пы, концепции, схемы будут последовательно даны несколько раз - от описательного уровня изложения к строго математическому и струк­турному. Мы будем рассматривать основные принципы и методы структурной психосоматики в основном на базе практики работы с различными проблемами и патологиями в терминах психологии. По­нятно, что излагаемые взгляды могут быть обобщены на базе иной по­нятийно - семантической системы.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Базовые понятия.

Методологические и философские основы подхода.

 

ГЛАВА I







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.