Здавалка
Главная | Обратная связь

Уровень навыков и способностей.



Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»

Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состоя­ний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода. С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начи­нает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой осно­вы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые гото­вые решения, желания, побуждения. Эта основа трактуется как бессоз­нательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впер­вые фиксируются признаки транса - замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.

Третий уровень - это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для че­го необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессозна­тельного предполагается.

Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и уме­ниях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы раз­жечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в дру­гой магазин и найти более низкую цену». Сильно изменяется физиоло­гия: дыхание становится глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появля­ются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощуще­ния, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноме­нами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглу­бокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».

Реальность оппозиционируется по принципу «Я» - «не Я», при­чем первое воспринимается как активная, а второе - как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, расклады­вается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти ли­нейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осоз­наваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализо­ваны в виде стратегий[2].

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представ­ления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширительном смысле этот термин используется также в от­ношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной

Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения - таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реаль­ность воспринимается как некая совокупность объектов манипулиро­вания. Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осо­знания самого себя активным участником некоторого процесса. Нели­нейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессу­альная линейность; плоскость мышления образуется парой процессу­альных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воз­действие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.

Это уровень рецептурного обобщения опыта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.