Макрокосм - мистерия подобного в подобном
В данной работе мы уже обращались к так называемой «эзотерической традиции». Проясним причины, по которым разные варианты этой традиции столь подробно разбираются в данной книге. Мы не склонны следовать самодовольному заблуждению постньютоновского западного сознания (в особенности обыденного сознания), будто бы наши предки были глупее нас. Здесь необоснованно ставится знак равенства между образованием (причем, образованием только западного типа, так что образованный лама, шестнадцать лет обучавшийся в монастыре, почитается «дикарем») и развитием. Но очевидно, что например, индеец из какого-нибудь амазонского племени знает о свойствах растений сельвы намного больше любого профессора ботаники, а эскимос (в языке эскимосов только названий различных типов снега - более двухсот) о свойствах снега и льда -больше ученого гляциолога. Путь развития, избранный западной мыслью после Ньютона и энциклопедистов, - это путь «технологической» цивилизации, сосредоточенной на изучении законов «внешней» природы (в рамках, главным образом, линейных направлений, только «новая» физика - квантовая механика и релятивистская теория, а также дисциплины, основанные на ней, отчасти вышла за рамки этого ограничения) и механического управления, точнее, манипулирования ими. Здесь успехи действительно впечатляют. Хотя оборотная сторона этих успехов: риск всемирной войны на уничтожение и глобальные структурные кризисы - «экологический, топливный (точнее, ресурсный), продовольственный и, что еще важнее, мировоззренческий, кризис смысла жизни - заставляет серьезно усомниться в плодотворности чисто «технологических» перспектив в развитии человечества. Успехи в других областях куда более скромны. Ниже, подробно разбирая способы мышления, присущие логическим уровням сознания, мы детально проанализируем парадигму современной медицины и покажем, что многие ее успехи - например, победа острыми инфекциями - на самом деле двусмысленны: они неизбежно порождают сдвиг популяции в сторону других, не менее грозных недугов - аллергических, раковых, диабетических - страданий, которые действительно терзают «просвещенный» Запад. На данном этапе мы ограничимся констатацией того факта, что в ряде областей такие, например, цивилизации, как тибетская, древнекитайская или древнеиндийская достигли значительно больших результатов и, соответственно, значительно более глубокой степени постижения. Это касается и медицины (широко известны успехи акупунктуры, Аюрведы других систем) и, в особенности, психологии или, точнее, психотехнических аспектов традиционных духовных практик (таких, как цигун, йога, чань - буддизм и т. д.). Массовое западное сознание, приученное следовать за успехом, начиная с конца прошлого века, послушно обратилось к «восточным тайнам», воспринимая их сначала как некую «вкусовую» добавку к пресной пище рационального существования, что-то вроде специй времен каравелл, затем как панацею и путь к спасению, альтернативный примитивно понятому прописному христианству, и, наконец как элемент массовой культуры, «карма - колу», по меткому выражению одного из наших современников. С большим отставанием и неохотно, но вслед за массовым сознанием «на Восток» отправилась и наука, но обрела там немногое и в виде чисто фрагментарных инструментов, которые годятся «по случаю» как добавка к машинам - типа техник аутотренинга и рецептов фитотерапии. Это произошло потому, что попытки механически перевести в рамках господствующей научной парадигмы такие, например, тонкие и обладающие глубокой собственной философией системы, как буддистская «психология», обречены на неуспех изначально: нельзя отбросить как ненужную шелуху мировоззрение и методологию и воспринять лишь технологию - так рождаются поиски только «материального субстрата» акупунктуры, бессмысленные с точки зрения китайской чжэньцзю-терапии и бесплодные в рамках западных анатомических и физиологических подходов (такой субстрат все равно не будет найден, что в глазах строгих приверженцев западной медицины является лишь основанием для сомнений в серьезности акупунктуры как таковой). Оккультистские и теософские «симфонии», пытающиеся механически объединить все со всем относятся к концепциям того же рода. Их слабость - в изначально неверных посылках, основанных на западной «механистической» или, в последнее время, «полевой» научной парадигме и, одновременно - в принципиально «антинаучной» направленности. Наш подход иной: мы относимся к эзотерическим и медицинским традициям (причем, не только «восточным», но менее известным «западным», - таким как каббала, алхимия, древнеславянская, древнегерманская и другие традиции) как к форме фиксации подлинного опыта познания объективной реальности, как к знанию, требующему к себе соответствующего уважительного подхода, но знанию, обладающему рядом структурных особенностей, оформленному средствами своеобычного языка изложения. Мало перевести словарь такого языка - необходимо разобраться в его синтаксисе и метасинтаксисе. Мало выплеснуть на поверхность западного сознания фактографию и сумму технологических инструкций - необходимо проникнуться строем (методологией) и духом (философией) традиционных систем. Не говоря уже о несомненной эффективности традиционных концепций в таких, например, сферах, как терапия, психотехника, воспитание и дисциплина духа, мы должны отметить другой аспект их бытования, чрезвычайно ценный для структурной психосоматики как современного «западного» подхода к антропологическим сферам знания. «Познай самого себя» - было написано над входом в дельфийский храм. Эзотерические и медицинские традиции и были всегда результатом такого познания. Они зафиксировали в себе тысячелетний опыт изучения именно «внутренней реальности», через которую строилось познание и реальности «внешней». Структурная психосоматика, будучи наукой о человеке, обращается к материалу традиций именно как к материалу, фиксирующему опыт изучения «внутреннего космоса», причем подвергшемуся глубокому обобщению, осмыслению и систематизации. В этом смысле для нас содержание традиций столь же ценно и подлежит такого же рода анализу, как, например результаты специально поставленных экспериментов, наблюдений и фактические данные, накопленные в ходе специально спланированных исследовательских программ, семинаров и терапевтической практики. Однако, и это вполне понятно, «в старые мехи не наливают молодое вино» - возможно только обратное: налить «старое вино» в «новую посуду». Мы вовсе не намерены совершать открытия путем архивных изысканий и анализа текстов или оживлять представления, созданные века назад и соответствовавшие современному им состоянию человечества и Космоса. Мы используем традицию в трех других направлениях: 1. Как строительный материал в рамках вполне современной и имеющей очевидные современные корни концепции, строительный материал, повторяем, равный по ценности, но не более того (т. е. не самоценный), другим фактам, способным дать информацию о строении человека, его функционировании и месте среди иных феноменов объективной реальности; 2. Как иллюстрацию высказываемых взглядов и полученных результатов; 3. Как своеобразный дидактический материал, позволяющий, продемонстрировав непривычную точку зрения, продвинуть понимание читателя в целом. В связи со сказанным, в книге не содержится исчерпывающего или последовательного изложения традиционных систем - такая задача не ставилась; из них берутся отдельные необходимые для демонстрации положений структурной психосоматики факты, положения, аспекты, однако эти выбранные элементы излагаются и оцениваются, во-первых, по возможности в соответствии с буквой и духом первоисточников (а не через посредничество сторонних толкователей) и, во-вторых, в общем ключе сравнительного анализа и трансляции синтаксиса и метасинтаксиса языка описания, в котором, по нашему глубокому убеждению, только и возможно разговаривать о подобных вещах. Особый интерес для структурной психосоматики представляет анализ каббалистической традиции - как в силу ее проработанности и глубины, так и по причине выраженности и четкости ее структурных представлений. Повествуя о «механизме» Творения, каббалистическая традиция говорит о Господе как о Непостижимом или Неизреченном (Айн Соф). В «Книге Зогар» («Книге Блеска») читаем: «Когда сокрытое Сокрытого желает раскрыть Себя, Оно сначала производит единственную точку». От этой точки, которая именуется по-разному, но чаще всего - Первой Кетер), последовательно разворачиваются четыре мира, организованные в четыре Древа Сефирот. В каббалистической «Сефир Иецира» («Книга Творения») читаем: «Десять сефирот невещественных; у них десять свойств невещественных; у них десять свойств бесконечных: глубина начала, глубина конца, глубина добра и глубина зла, глубина вершины, глубина глубины, глубина востока и глубина запада, глубина севера и глубина юга, Один Господь Бог, Царь верный, властвует над всеми в святой обители Своей вовеки». Древнееврейское «Сефир» можно передать как «сосуд», «область», «сфера», «число», «Божественное орудие» (келим), «канал (цинарот), по которому распространяется Божественная Воля и т. п.». Собственно, в единственном числе, применяется форма «сефир», «сефирот» - это множественное число, но мы используем его и в единственном числе следуя укоренившейся в русской литературе практике словоупотребления. Древо Сефирот - это зримое воплощение о десяти сосудах, в которых проявляется и через которые осуществляется Божественная воля. Это схема мироустройства, «конструкция» Макрокосма, т. е. Вселенной, и одновременно Микрокосма, т. е человека. Считается, что Древу Сефирот соответствует и то дерево райского сада, о котором мы традиционно говорим, как о дереве познания добра и зла. Здесь переводчики, демонстрируя дуализм или линейность своего мышления, впадают в явное противоречие. Бог не сотворяет зла, оно привносится в мир лишь фехопадением как нарушением установленного Богом порядка. Более глубокий анализ еврейского «тов ве~ра» позволяет перевести его как «познание света и тьмы» или, еще точнее, «света и пока не света». Здесь тьма («пока не свет»), как и все, сотворенное Богом, не содержит в себе никакого зла - это лишь скопление некоторых энергий, воспринимаемых линейным мышлением в качестве полярных свету, а «на самом деле» составляющих с ним единое целое. Эти энергии тьмы, ночи, называют еще применительно к Адаму «женским началом». Это определение лишено здесь какого-либо сексуально-физиологического смысла и говорит лишь о существовании в человеке - и мужчине и женщине - и света, и тьмы. Мы еще вернемся к этой антиномии и убедимся, что она может быть снята в четких структурных формах. Миры творения можно интерпретировать так: - первый мир - Ацилут - как мир Божественных Имен или Архетипов; - второй - Бриах - как мир небесных Архангелов или Творений; - третий - Иецира - как мир небесных созданий (ангелов и человека) или Образований; - четвертый - Асиах - как мир материальной Вселенной или ощущений. На самом краю космического развертывания мы снова находим точку - первозданный (или, точнее, предсознанный) Хаос - Тоху и Боху (рис. 8, а). С точки зрения современного языка описания, приведенная схема представляет собой фрактальное развертывание базовой матрицы - Первой Кетер, центра формообразования[8]. Каждый уровень подобен всем остальным, но при этом, по мере удаления от начальной точки, снижается «качество» воплощения, пока на самой периферии оно не вырождается в противоположность изначального порядка - хаос. Каждый уровень венчает своя матрица, Корона-Кетер, повторяющая базовую в «сниженном» варианте. Всего таких уровней - пять, причем Первопричина - Творец (Айн Соф) запредельна миру, а пятый уровень (Хаос) уже полностью деструктирован. Несколько ниже мы увидим, что такой - пятиуровневый - разворот базовой матрицы находит подтверждение в новейших исследованиях (рис. 8б). Рассмотрим теперь подробнее структуру отдельного уровня - Древо Сефирот[9] (рис. 9). В ней мы найдем уже знакомые нам структурные числа и некоторые новые, которые - и те и другие - понадобятся нам в дальнейшем изложении. Верхняя точка каждого уровня, его базовая матрица (Корона-Кетер) отражается в самой нижней точке (Малькут-Царство), и вся схема преображается таким образом, что Малькут высшего уровня является, одновременно Кетер низшего (рис. 8в). Таким образом, базовая матрица, проходя ряд трансформаций и теряя часть своего качества, становится в основании уровня базовой матрицей уровня подчиненного. Каждый уровень связан с высшим по отношению к нему (определяющим его) - с Малькут высшего уровня (или непосредственно Айн Соф) - и с низшим (обусловленным им) - с Кетер низшего уровня (или Хаосом). Кроме того, десять сефирот располагаются по семи слоям; иногда такой слой образован одним сефиротом, иногда - связной парой. Образующиеся таким образом девять уровней сопоставляются с известной там троичной схемой «конкретное-частное-главное», причем, строго говоря, низший уровень («конкретное в конкретном») и высший («главное в главном») не принадлежат собственно Древу Сефирот, запредельны ему. Итак, девять - это число уровней внутренней организации Древа Сефирот при включении определяющего и обусловленного иерахических уровней развертывания структуры; семь -число уровней организации, собственно принадлежащих ему; пять -число миров воплощения или нисходящих манифестаций базовой структурной матрицы; три - укрупненное «этажирование» структуры Древа по принципу - «конкретное-частное-главное». Числа десять и двенадцать проявляются при ошибках трансляции структуры - ее линейно-спиральном разрушении.
Рис. 8. Развертывание Творения в соответствие с каббалистической традицией а) четыре мира воплощения как четыре Древа Сефирот; ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|