Смыкание «личной истории»
Время неразрывно связано с историей, этим «пространством времени». На шестом логическом уровне сознания, где течения времени практически нет, и, отчасти, на более внешнем, пятом уровне, т. е. возле барьерной мембраны, наблюдается феномен, который может быть назван «смыканием личной истории». Это то самое состояние, которое в некоторых современных (не очень глубоких) системах психотренинга и психотерапии описывается как «возвращение в детство», «возвращение в утробу матери», «возрастная регрессия» и т. д. Выражается оно в том, что вся личная история человека воспринимается неразрывно и целокупно - не ощущается разница между происшедшим вчера и сорок лет назад; эти события находятся рядом. Точнее, они существуют в одном и том же «месте», для которого мы не можем использовать термины типа «одновременно», «одномоментно» и т. д. Это то самое состояние, которое испытывает порой человек в минуту смертельной опасности, когда перед его глазами «проносится вся жизнь»; на самом деле жизнь не проносится - она видится вместе и неразрывно. Ощущение временного «кино» возникает уже тогда, когда это пережитое состояние вспоминается ретроспективно. Первое объяснение указанному явлению может быть дано в терминах качественного описания логических уровней сознания; действительно, пятый логический уровень сознания - это уровень космограммы, а шестой - уровень глобального взаимодействия единой картины мира, приобретаемой, прежде всего, через собственный опыт. Строго говоря, шестой логический уровень находится столь близко к базовой матрице человеческого существа (или антропосферы), что структурный «костяк» здесь прочерчивается достаточно четко и ясно, однако он как бы «бесплотен», - таким образом, опыт, личная история - это плоть высших логических уровней. Но очень важно, что в этой точке «абсолютного настоящего», где время не движется, где и прошлое - часть настоящего, будущее тоже становится доступно нашему обозрению. Рассмотрим следующую модель. В многомерном пространстве космограммы, образованном пространственно-временными и причинно-следственными системами координат, одновременно фиксируется огромное множество событий, явлений и процессов, имеющих отношение как к «внешней» реальности, так и к реальности «внутренней». Эта фиксация осуществляется не в виде статических точек, привязанных к определенным пространственным и причинно-следственным областям, и даже не в виде некоторых траекторий, а в виде особых многомерных описаний, включающих пространственно-временные и причинно-следственные взаимосвязи и привязки, а также объединяющих данный «участок» космограммы с другими. Будем называть такое описание геодезическими линиями событий, помня при этом, что они не являются собственно линиями, но многомерны, принципиально нелинейны и как бы распределены вдоль некоторой линии, «оси истории». Выход на следующий шестой уровень, уровень глобального взаимодействия, позволяет «увидеть» продолжения геодезических линий, уходящие за «горизонт событий», т. е. в будущее, или, иными словами, экстраполировать их. Это и есть феномен оракула, предчувствие или предвидение будущего. Расскажем одну семейную историю. Однажды во время блокады дед одного из авторов лежал на своем любимом диване в нетопленой комнате старой квартиры на Петроградской стороне. Бомбили, но дед, воевавший в Порт-Артуре, по обыкновению, в бомбоубежище не пошел (так тогда поступали многие ленинградцы). Время было позднее, да и не та обстановка, чтобы вставать и что-то делать: однако он и не спал - был погружен в собственные мысли и воспоминания (недавно пришла похоронка на сына). Внезапно он испытал необъяснимую потребность встать и выйти в коридор. Впоследствии он никогда не мог объяснить, чем было вызвано это желание, но оно было настолько сильным, что дед действительно поднялся и сделал уже шаг в сторону двери, - в этот момент во дворе разорвалась бомба, и влетевший в окно осколок ударил в то самое место, где он только что лежал. Этот осколок, пробивший матрац и вонзившийся в паркет, до сих пор хранится среди других семейных реликвий - дед был уверен, что его спасло только чудо, необъяснимое предчувствие. Любопытно, что он, человек очень трезвого и практического мышления, всегда говорил, что ему показалось, будто бы само время изменило свой ход. Отметим, что речь идет отнюдь не об интуиции, а о том, что мистики прошлого называли «непосредственным знанием». Оно является человеку в определенных образах, соответствующих особенностям структуры его космограммы, в виде очень сильных, непреодолимых желаний типа «Я хочу...» или «Я не хочу...», в виде властных побуждений сделать что-то или, напротив, не делать чего-то. Ясность подобного знания, доступность его для конкретного человека обусловлены рядом предпосылок: умением погружаться в себя, работать на глубоких логических уровнях, сущностностью всей его структуры, завершенностью и проработанностью космограммы. Очень часто человек, испытавший опыт непосредственного знания будущего, не может описать свои переживания и даже нечетко понимает, что же именно он пережил. Последнее связано с отсутствием соответствующих карт, т. е. невозможностью в данном случае ответить на вопросы «Почему?» и «Зачем?». Но даже если механизм непосредственного знания человеку достаточно ясен, вербализовать он таковое не может принципиально - обыденный язык не приспособлен для описания феноменов метаязыка. Передать свой опыт другому здесь можно лишь через определенные метафоры - художественные, философские, религиозные, математические, - т. е. используя нелинейные приемы. В том случае, когда собственная космограмма не проработана, зыбка, незрела, несущностна, человек не может воспользоваться адекватным образом полученной информацией. Он будет «видеть» или «чувствовать» что-то, но это «видение» и «чувствование» окажутся существенно искажены - речь будет идти о «непонятном беспокойстве», «гнетущем чувстве», «дурном предчувствии» и т. д. Отреагирование такого человека тоже будет заблокировано несущностными картами - ложными или имплантированными (т. е. воспитанными социальными или культурными стереотипами): «Глупо доверять предчувствиям» или: «Я должен действовать наперекор собственной слабости» и т. д. Воления «Я хочу!» искажены здесь волениями «Надо!» - человек поступает наперекор самому себе, попадает в беду, но потом даже гордится силой своей воли («не поддался панике»), а в своих бедах винит судьбу. Сейчас очень много говорят о карме. Вот очень грубая, но точная сентенция, взятая из традиционного индуистского текста: «Наступив на собачье дерьмо, не говори, что это карма - смотри лучше под ноги». Приведем пример. Один из авторов в аэропорту Новокузнецка, когда объявили посадку, вдруг ощутил, что не хочет и не будет садиться в этот самолет; он четко и ясно понял, что этот самолет, стоящий на взлетной полосе, не может лететь. Вскоре было объявлено, что занявших свои места просят покинуть салон - будет подана другая машина. Человек, с которым произошла эта история, ясно видел отличия неисправного самолета от других - на уровне мельчайших субмодальностей, но описать свое знание может лишь метафорически: «Этот самолет выглядел как плоский картонный предмет среди настоящих, объемных, а картонные самолеты не летают». Будущее пластично. В нем никакой жесткой заданности, никакого непреодолимого фатума, рока древних греков или провидения кальвинистов; геодезические линии - это отнюдь не заданные траектории, а всякий раз некоторая совокупность возможностей, которые актуализируются лишь благодаря нашему собственному выбору и нашей собственной воле поступать согласно внутреннему знанию или вопреки ему. Недаром Отцы Восточной Церкви говорили, что человек не просто свободен, но обязан быть свободным.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|