Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение способности животных к обобщению и к абстрагированию.



Обобщение – акцентирует внимание на мысленном выделении наиболее общих свойств, объединяющих ряд стимулов или событий, на переходе от единичного к общему.

Благодаря операции сравнения поступающей информации с хранящейся в памяти (в данном случае с понятиями и обобщенными образами) животные могут совершать адекватные реакции в новых ситуациях.

Абстрагирование отражает другое свойство мыслительного процесса – не зависимость сформированного обобщения от второстепенных, не существенных признаков.

Сеченов образно определял эту операцию как «удаление от чувственных корней, от конкретного образа предмета, от комплекса вызываемых им непосредственных ощущений», операция обобщения тесно связана с функциями памяти.

Для исследования способности животных к обобщению используют 2 основных метода: выбор по образцу формирования дифференцированных условных рефлексов.

После серии предварительных экспериментов с применением большого набора стимулов подопытному животному предъявляется так называемый тест на перенос. Он заключается в том, что вместо тренировочного набора стимулов применяют новые в той или иной степени, отличающиеся от них. Чем шире диапазон стимулов, на которое животное реагирует правильно без дополнительного научения, тем более отвлечённым можно считать сформированное понятие, и тем выше ему доступна тема абстрагирования.

Многочисленные эксперименты проведенные на разных видах птиц и млекопитающих показали, что животные могут формировать такие понятия как сходства и отличия парность и не парность симметрия новизна пространственные характеристики и т.д. Оказалось также что некоторые животные могут формировать понятия не только об отдельно взятых свойств предметов, но и так называемые естественные понятия. Например избирательно реагировать на любые изображения человека, воды, деревьев и т.д. в широком диапазоне вариантов. Показано что степень переноса адекватного решения на новые стимулы зависит как от условий обучения так и от вида животного. Чем больше параметров менялось в процессе обучения тем лучше была реакция на стимулы той же категории.

В процессе обобщения могут формироваться понятия которые фиксируют отличительные признаки каждого отдельного предмета общие для данного класса. Они характеризуются разной степенью абстрагирования от конкретных свойств предмета. Способность к обобщению подразумевает создание функциональных блоков систематизированной информации о предметах явлениях отношениях действиях и т.д. хранящихся в памяти. До недавнего времени было принято считать, что животным свойственно не истинное а лишь относительная степень абстрагирования, когда общий признак не абстрагируется как у человека благодаря речи, а лишь выделяется в наглядных представлениях конкретного образа. Эта точка зрения действительно отражает общую картину типичную для большинства позвоночных, однако благодаря данным о способности к символизации обнаруженный при обучении животных она получила новое освещение.

Работы по обучению языка разных видов животных, таких как обезьяны шимпанзе дельфины попугаи убедительно свидетельствуют, что способность к обобщению и абстрагированию, необходима для зачатков процесса символизации возникает у представителей разных уровней животных. Наличие у животных способности к обобщению и абстрагированию позволяет им овладеть символами и оперировать ими вместо обозначаемых реальных предметов и понятий. Эта способность выявляется как в традиционных лабораторных условиях так и в ситуации общения человека с антропоидами, дельфинами, попугаями, вороновыми птицами. При определённых методиках воспитания и обучения, усвоенные обезьянами знаки действительно используются как символы в широком спектре ситуации.

Открытие этого уровня когнитивных способностей животных подтверждает гипотезу о наличии переходного этапа между первой и второй сигнальными системами и позволяет уточнить грань между психикой человека и животного. Оно свидетельствует о том что высшая когнитивная функция человека имеет биологические предпосылки. Тем ни менее у таких высоко организованных животных как шимпанзе уровень овладения простейшим вариантом языка человека не превышает способности 2-2.5 летнего ребенка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.