Здавалка
Главная | Обратная связь

Должности государственной гражданской службы



Государственная должность, как уже было отмечено, – это ключевое понятие для всей системы государственного управления. Действующий Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет государственную должность как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституции Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Как видно, признаками государственной должности являются: установленный круг обязанностей, денежное содержание и ответственность.

Все государственные гражданские должности в соответствии с Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” подразделяются на две группы: 1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; 2) должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они относятся к разным группам и для их занятия установлены различные квалификационные требования.

К должностям руководителей согласно Федеральному закону “О государственной гражданской службе” относятся должности как руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. При этом следует помнить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации. К таковым, например, относятся должности федеральных министров, руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации и др. Эти должности не относятся к категории «руководителя» государственной гражданской службы и на них законодательство о государственной гражданской службе не распространяется (ч. 2 ст. 1 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации”).

Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности и лицам, замещающим должности категории «руководители» государственной гражданской службы. Особенностью данной категории являются то, что срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории «руководителя». В Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” данные должности относились к категории «В». К должностям помощников (советников) например, относятся: помощник (советник) Заместителя председателя правительства Российской Федерации, помощник (советник) Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации – министра Российской Федерации.

Должности специалистов учреждается для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты, в основном, выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган. В соответствии с Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” к должностям специалистов относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов,непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Федеральный закон “О государственной гражданской службе” устанавливает, что к должностям обеспечивающих специалистов относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Также должности государственной гражданской службы подразделяются на группы, в составе которых выделяют:

– высшие должности государственной гражданской службы;

– главные должности государственной гражданской службы;

– ведущие должности государственной гражданской службы;

– старшие должности государственной гражданской службы;

– младшие должности государственной гражданской службы.

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы включают:

1) требования к уровню профессионального образования;

2) требование к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности;

3)требование к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, занимающих или претендующих на занятие должностей гражданской службы категорий «руководителя», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категорий “обеспечивающие специалисты” главной и ведущей групп должностей.

В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категории “обеспечивающие специалисты” старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента РФ, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации – законом субъекта Российской Федерации.

Так, Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие требования по стажу для замещения:

1) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет работы по специальности;

2) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

3) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

4) старших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее трех лет стажа работы по специальности;

5) младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу.

В отличие от требований к образованию и стажу государственного гражданского служащего, которые закрепляются в законодательных актах или Указах Президента Российской Федерации, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, должны устанавливаться нормативным актом государственного органа, в котором учреждена данная должность и включаться в должностной регламент гражданского служащего. Это объясняется тем, что работа в различных сферах государственного управления требует специфических знаний и навыков, поэтому установление единых требований по ним для всех должностей гражданской службы, в отличии от требований к образованию и стажу невозможно.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.