Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 56. Юридическая техника: понятие и значение в правотворчестве, правоприменении и систематизации законодательства.



Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Таим образом мы можем правила нормотворческой техники подразделить на три вида:

1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению.

2. Правила, относящиеся к содержанию и структуре.

3. Правила и приемы изложения норм права.

Порядок составления и оформления правоприменительных актов и других документов вытекает из характера регулирования соответствующих отношений; форма их, как правило, определяется соответствующими нормативными актами. Каждый документ должен иметь «привязки». Эти при «привязки» находят отражение в реквизитах документа: название, орган, издавший или выдавший документ, время и место выдачи, к кому обращен (или выдан) документ, подписи соответствующих должностных лиц и в необходимых случаях печать.

Юридические документы индивидуального характера великое множество. Поэтому они нуждаются в определенной унификации, стандартизации.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации.

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны три основных вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Условием эффективного правового регулирования является учет законодательства. Во-первых, он необходим для целей правотворчества, систематизации актов. Во-вторых, учет необходим для успешного правильного применения права. Виды учета:

1. Журнальный учет — наиболее простой.;

2. Картотечный учет — более удобная и совершенная форма..

3. Учет нормативных актов с помощью ЭВМ. Указ президента РФ от 28.06.1993г. Утвердил соответствующую концепцию. Главная задача — формирование единого информационно-правового пространства., обеспечивающего информированность всех структур общества и каждого гражданина. Выделяется пять уровней:

1. Эталонные банки правовых актов высших органов государственной власти и управления.

2. Эталонные банки правовых актов центральных органов федеральной исполнительной власти РФ.

3. Эталонные банки правовых актов государственных органов субъектов Федерации.

4. Локальные банки правовой информации региональных органов власти и управления.

5. Локальные, тематические и иные банки и базы данных конкретных организаций, предприятий и учреждений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.