Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 54. Толкование права: понятие, структура и виды.



Толкование норм права – это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

– уяснение (для себя);

– разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

– официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);

– неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

2) профессиональным (дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

Способы толкования – это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:

1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.);

2) логический (толкование с помощью законов и правил логики);

3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);

4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);

5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования:

– буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают);

– ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения);

- распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

Виды:

· логическое;

· историческое;

· стилистическое.

Акт толкования права – это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:

– представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

– содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

– не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

– не являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования;

2) в зависимости от органов, дающих толкование, – на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования – на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

4) в зависимости от характера – на материальные и процессуальные акты;

5) в зависимости от формы – на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

В русском языке слово "применить" означает "осуществить что-либо на практике" <5>. В юриспруденции эта практическая операция представляет собой активную властную деятельность особо уполномоченных субъектов. Ее основное содержание составляет официальная оценка правовой природы наступивших жизненных обстоятельств (поведения или события) с позиции закона (или иного нормативного акта), а также определение их юридических последствий.
Таким образом, отнесение социального объекта познания (наступивших жизненных обстоятельств) к правовому либо неправовому сегменту социальной сферы - важная часть правоприменения. Обычно такая оценка конкретной жизненной ситуации не ограничивается только общим выводом в виде "правовое - неправовое". В последующем юридическая оценка конкретизируется. Установление подлинной правовой природы объекта познания и следующий за этим вывод о его юридической принадлежности к некоему множеству в праве нередко именуется квалификацией. Считается, что подобным образом проявляется констатирующая функция правоприменения <6>.
В словаре иностранных слов термин "квалификация" (лат. qualis - какой, какого качества + facere - делать, определять) раскрывается как характеристика предмета (явления), отнесение его к какой-либо категории, группе <7>. Таким образом, "квалификация" в этимологическом понимании есть качественная оценка познаваемого объекта (предмета, явления), соответствующая некоторому критерию. Именно на его основе исследуемые явления распределяются по группам (множествам). Нельзя не обратить внимания и на то, что термин "квалификация" включает двойственное значение, поэтому с его помощью могут обозначаться как деятельность (процесс), так и ее итог (результат). Подобная оценка лингвистического содержания данного слова должна, на наш взгляд, лежать в основе характеристики и юридической квалификации.
<7> Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 223. Следует обратить внимание на то, что в русском языке слово "квалификация" используется также в несколько ином значении: как степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 221). В данной работе названный термин используется преимущественно в первом значении.
В правовом отношении официальная юридическая квалификация - это такая разновидность правоприменения <8>, в результате которой на основе права (закона) устанавливается юридическая принадлежность исследуемого социального явления (поведения или события) к определенному правовому (или, напротив, к неправовому) сектору социальной действительности. В динамике юридическая квалификация обычно заключается в конкретизации отраслевой принадлежности свершившегося юридического факта и, далее, в установлении его подлинного правового наименования со ссылкой на положение (статью) закона или иного нормативного акта.
<8> В некоторых случаях правовая квалификация (как юридическая оценка) может осуществляться и вне рамок правоприменения. Такую квалификацию именуют обычно неофициальной (доктринальной, обыденной и др.).
В общей теории права рассматриваемое понятие формулируется иногда несколько иначе. "Правовая квалификация, - пишет В.В. Лазарев, - представляет собой оценку соответствующих фактов с точки зрения их значения для права, с точки зрения тех последствий (выделено мной. - И.Т.), которые наступают в силу имеющихся правовых требований" <9>.
В приведенном определении вполне обоснованно акцентируется внимание на том, что правовая квалификация всегда включает юридическую оценку фактов. Ее наличие - важный, системообразующий компонент юридической квалификации любого вида. "Оценить" означает "высказать мнение, суждение о ценности, значении чего-нибудь, установить качество чего-нибудь..." <10>. Объектом юридической оценки действительно выступают конкретные жизненные обстоятельства, а ее содержанием - установление правовой природы этих фактических данных ("с точки зрения их значения для права"). При этом нельзя не отметить, что уже сама такая оценка имеет собственные социальную ценность и правовое значение. Но чаще всего это не самоцель. Правовая природа явления во многом обусловливает вид, объем и пределы правовых последствий (к примеру, в виде санкций).
Однако юридическая оценка фактов с точки зрения наступления предусмотренных законом (или иным нормативным актом) правовых последствий вряд ли может быть включена в содержание определения юридической квалификации. Мы исходим из того, что оценка последствий наступившего факта - это совершенно иной вид правоприменительной деятельности, он находится за рамками правовой квалификации. Конечно, официальная юридическая оценка в виде квалификации может служить (а чаще всего и служит) отправным правовым пунктом, основой для последующей реализации тех или иных правовых последствий свершившегося факта (в виде возложения обязанностей или их исключения, предоставления прав либо отказа от их признания и др.). Вместе с тем в этой разновидности правоприменительной деятельности выражается уже не констатирующая, а иная функция правоприменения, в общей теории права нередко именуемая организующей. В.В. Лазарев, безусловно, прав в том, что организующий характер правоприменения проявляется в "его социальной направленности на оказание содействия в реализации прав и обязанностей другими субъектами права" <11>.
Как было отмечено, юридическая квалификация, понимаемая как правовая (и в этом смысле - экспертная) оценка социальной природы фактов, имеет собственное социальное и юридическое значение, которое непосредственно не связано с реализацией санкций. Квалификация преступления, к примеру, влечет за собой ряд уголовно-правовых и уголовно-процессуальных последствий (влияет на условно-досрочное освобождение, на форму расследования дел, их подследственность, подсудность и др.).
Таким образом, юридическая квалификация представляет собой такое проявление констатирующей функции правоприменения, которое заключается в оценке правовой природы исследуемого социального явления, т.е. в определении его юридической принадлежности к конкретному правовому (либо неправовому) сегменту социальной сферы.
Правоприменение - это творческая юридическая деятельность, сложная по характеру и содержанию. В литературе иногда различают две ее формы: оперативно-исполнительную и правоохранительную <12>. При этом считается, что правоохранительная деятельность правоприменителя направлена на охрану общества (а в каком-то смысле и норм права) от правонарушений. Эта задача вначале решается путем установления (оценки) правовой природы содеянного, а затем - посредством выяснения (установления) юридических последствий совершенного деяния. Соответственно, правоохранительная правоприменительная деятельность (впрочем, как и другие ее формы и разновидности) развивается поступательно, проходит через некоторые фазы (стадии).
Под стадиями правоприменительного процесса нередко понимаются обособленные во времени группы правоприменительных действий, которые поэтапно и последовательно раскрывают содержание деятельности по применению права <13>. В научной литературе иногда предлагается руководствоваться также понятием "элементы применения права" (их содержанием охватывается "предметная деятельность, выполнение однородных групп действий, определенных операций<14>.
Ряд ученых считают правовую квалификацию одной из основных стадий правоприменения <15>. Другие специалисты рассматривают ее не как самостоятельную стадию, а как особую форму правоприменительной деятельности <16>, ее элемент, этап.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.