ЧТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЛИ
- Кинематическая вязкость – важнейший параметр масла, определяющий его работоспособность и применимость к различным типам двигателя. Определялся согласно ГОСТ 33-2000 при температурах 40 и 100 ºС, а также при 20 и 150 ºС с использованием методики СПбГПУ. Далее полученные значения аппроксимировались на весь температурный диапазон с использованием специальных методов. - Индекс вязкости – важнейший параметр вязкостно-температурной характеристики (ВТХ) моторного масла, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости при разных температурах. Характеризует степень «пологости» ВТХ, то есть разницу между значениями вязкости при низких и при высоких температурах. - Условная температура проворачиваемости коленчатого вала – температура, при которой вязкость достигает значения 5000 сСт, условно принятого за предел проворачиваемости коленчатого вала. Определяется расчетным путем – интерполяцией замеренной ВТХ на условия низких температур. - Температура застывания – та, при которой масло теряет текучесть. Определяется по ГОСТ 20287-91. - Низкотемпературные отложения – образуются в результате разложения, полимеризации и окисления масла при температурах порядка 90…120 ºС. Определялись путем точного взвешивания контрольных весовых элементов – грибка масляного насоса и сетки маслоотделителя в клапанной крышке. - Высокотемпературные отложения – формируются при разложении масла в зоне работы поршневой группы. Определялись аналогично методу ПЗВ с использованием экспертной оценки количества и цвета отложений на боковой поверхности поршня после длительных испытаний натурного двигателя. - Момент механических потерь – характеристика уровня потерь на трение в двигателе. Определялся методом прокрутки на стенде с натурным двигателем. - Моторные показатели двигателя – усредненные за цикл испытаний средние показатели мощности (крутящего момента) и удельного расхода топлива натурного двигателя, работающего на испытуемом моторном масле. Определяются на моторном стенде согласно ГОСТ 14846-81. Синтетические масла: наши или ненаши? Можно ли доверять отечественной синтетике – или ну ее, импорт все равно лучше? Очередное масляное исследование провели Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского технического университета Александр Шабанов. Лет десять назад российской синтетики просто не было в природе. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас? Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W-40 (ЗР, 2010, № 3, 4). Тогда отечественные масла почти не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем-то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику – восемь образцов. О классификации современной синтетики – в "Нашей справке" (в конце статьи). Как обычно, все масла обезличили, закодировав образцы. Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасов в одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории – эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний. Затем в другой аккредитованной лаборатории измерили основные физико-химические параметры (ФХП) образцов и в заключение раздали пять премий – в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экстремальная защита», «Экология», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах». Как выбирали участников? С российской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ-Люкс» (новинка), а также хорошо известные ТНК-Magnum и «Роснефть-Premium». Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL-Ультра» и «ТОТЕК-Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любопытно, что все эти масла разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL-Ультра». Кстати, последнее обстоятельство фактически лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса. С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов и предпочли менее раскрученные. Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы выравнять исходные условия для наших и ненаших. И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах. Группу продуктов на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme (API SL/CF), полностью синтетические масла – японское ENEOS Gran-Touring (API SM), а за самую современную группу – эстеровые масла – отвечало бельгийское Xenum X1 (API SM/CF). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|