Здавалка
Главная | Обратная связь

II этап - постсоветский (1991 год - настоящее время)



27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Дек­ларация провозгласила «полный государственный суверенитет Рес­публики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту го­сударственной власти республики в границах ее территории, право­мочность ее законов, независимость республики во внешних отноше­ниях».

В сложных правовых и политических условиях велась разработ­ка Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года. Согласно Конституции 1994 года, высшим представитель­ным, постоянно действующим и единственным законодательным ор­ганом государственной власти в Республике Беларусь, являлся Вер­ховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сро­ком на пять лет.

В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные ор­ганы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодей­ствуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция Республики Беларусь 1994г. закрепила за выс­шим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

Необходимость конституционной реформы в 1996 году была обусловлена целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнитель­ной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В про­тиворечие с основополагающим принципом разделения властей, ко­торый исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верхов­ный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые из­менения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет Республики Беларусь фактически имел неог­раниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Прези­дента страны функций Главы государства, учреждении двухпалатного Парламента, повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за развитие экономики, за состояние дел в социально-культурной и администра­тивно-политической сфере белорусского общества.

Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти является парламент. Представитель­ный - это значит, что в его составе заседают, прежде всего, избирае­мые народом его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательный - это означает, что ос­новная задача парламента - принятие законов. Слово «парламент» впервые появилось в Англии, хотя корень слова француз­ский (parler - говорить).

Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Они существовали еще в Древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510—27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, при­нимало или отклоняло предложенные управленческие акты.

В Великом княжестве Литовском основными властными струк­турами были «Вялікі вольны сейм» и «Гаспадарчая рада».

Первый датируемый в Западной Европе парламент - это Кор­тесы Кастилии (1185). Первый датируемый опыт парламентаризма в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211).

Следует особо отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. Подлинно представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу госу­дарственного устройства был положен принцип разделения властей, введения всеобщего избирательного права.

Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. Однопа­латная парламентская система - это структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), исключающая их деле­ние на палаты. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств.

Можно привести целый ряд примеров: Великое национальное собрание - однопалатный парла­мент Турции; Верховная рада - однопалатный законодательный орган (парламент) Украины и др.

Двухпалатная система - структура общенациональных пред­ставительных учреждений (парламентов), при которой парламент состоит из двух палат, обладающих разной компетенцией. Нижняя па­лата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов, либо формируется по наследственному признаку.

Примеры двухпалатной системы: Конгресс США - двухпалатный парламент США; Федеральное Собрание Российской Федерации - постоян­но действующий представительный и законодательный орган Россий­ской Федерации и др.[2]

 

 

2. Структура и функции Парламента

 

В Беларуси парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов.

Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Кон­ституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики на­правлена на обеспечение принятия качественных, тщательно прора­ботанных законов.

Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов ба­зового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достиг­ший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г.Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года.

В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Такое же положение дел и в белорусской Палате представителей Национального собрания. Правда, белорус­ские депутаты могут быть членами Правительства, а также занимать­ся преподавательской, научной и творческой деятельностью. В то же время член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь не может занимать пост министра. Не допускается совме­щение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента стра­ны либо судьи.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парла­мента. В Беларуси - это председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент и его палаты в отношениях с другими органами и организациями внутри страны и за ее пределами, органи­зуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государст­венный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия пар­ламентов значительно меньше.

Основная функция парламента - законотворческая. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуж­дают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоя­щих перед обществом.

Очень важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной сторо­ны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с ко­торыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое ин­формирование населения, целенаправленное воздействие на общест­венное мнение производится в каждом конкретном случае, когда не­обходимы существенные социально-политические изменения и за­креплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологи­ческим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за испол­нением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпу­су, разрешением на назначения тех или иных должностных лиц.

В соответствии со статьей 97 Конституции республики Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь:

- рассматривает по предложению Президента, либо инициа­тиве 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, проек­ты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

- рассматривает проекты законов о гражданстве, государст­венном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан и т.д.;

- назначает выборы Президента, принимает его отставку, вы­двигает обвинение против него;

- дает согласие на назначение Премьер-министра, заслушива­ет, одобряет или отклоняет его программу;

- дает согласие на назначение Президентом председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, председателя и членов правления Национального банка, председателя Центральной комиссии по выборам;

- избирает шесть судей Конституционного суда и шесть чле­нов Центральной комиссии по выборам;

- отменяет решения местных Советов и принимает решения об их роспуске в тех случаях, когда они нарушили законодательство;

- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положений, полной или частичной мобилизации;

- рассматривает обвинения против Президента, выдвинутые Палатой представителей и выносит решения о его смещении, а также иные вопросы, предусмотренные Конституцией.

Любой законопроект рассматривается вначале в Палате пред­ставителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законо­проекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуж­дение.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее пятидесяти тысяч человек.

Представительство в парламентах интересов различных соци­альных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламента­риев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin — размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к одной партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции практически во всех парламентах мира имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предложить свой выход из сложившегося по­ложения, свое решение имеющихся проблем, высказать свои аргу­менты и доводы. Фракционная дея­тельность позволяет более четко представить коллективные полити­ческие позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.

В Верховном Совете Республики Беларусь XIII созыва было об­разовано пять депутатских фракций. Наиболее многочисленной была фракция «Согласие», объединяющая, как правило, беспартийных депутатов. На втором месте по численности членов была аграрная фракция, в которую вошли, прежде всего, работники аграрного сек­тора. Третье место занимала фракция коммунистов, все члены кото­рой были членами Партии коммунистов Белорусской, и в которую не принимали беспартийных депутатов. Еще две фракции составляли социал-демократы и представители либерального направления развития белорусского общества.

Острый политический кризис, разразившийся в 1996 году в Рес­публике Беларусь, родился именно в стенах белорусского парламента.

Его важнейшими причинами стали, прежде всего, амбиции лидеров депутатских фракций, антагонистические противоречия между их членами, стремление многих из них «засветиться» на политическом небоскребе, значительные полномочия фракционных объединений, поддержка ими различных идеологических концепций.

Именно негативные аспекты деятельности депутатских фракций в Верховном Совете XIII созыва привели к тому, что депутаты Пала­ты представителей Национального собрания Республики Беларусь первого созыва прописали в Регламенте деятельности нижней палаты белорусского парламента возможность создания депутатских групп (а не фракций) и существенно уменьшили их полномочия и возмож­ности.

В Регламенте работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллек­тивного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объеди­няться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты представителей. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представите­лей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Де­путатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявле­ние своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю или представителю депутатской группы, настаивающему на выступлении. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовлен­ные ею материалы.

В то же время депутатские группы не могут от своего имени вносить законопроекты в Палату представителей, так как не являются субъектами законодательной инициативы, их руководители не входят в Совет Палаты, как это было в Верховном Совете XIII созыва.

В настоящее время в белорусском парламенте 7 депутатских групп: «Единство», «Народный депутат», «Содействие экономиче­скому развитию», «Республика», «Единая Беларусь», «Зубр», «Друзья Болгарии».

Члены депутатских групп Парламента существенно влияют на выработку и формирование идеологии белорусского государства, на встречах с избирателями пропагандируют свои идеи, взгляды, ценно­сти, идеалы, верования: обладая законодательной инициативой, стре­мятся эти ценности закрепить в законопроектах, принимаемых парла­ментом.

Значение депутатских групп, содействующих развитию бело­русского общества, будет постоянно расти по мере возрастания роли идеологии в формировании и совершенствовании белорусской госу­дарственности.

3.Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики парламентом

 

Реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созда­нию необходимых объективных и субъективных условий, способст­вующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

В качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее:

-совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества;

- совершенствования демократии, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной защиты, повы­шения социально-политической активности различных структур бе­лорусского общества;

- обогащение духовной жизни граждан республики, их поли­тической, нравственной, профессиональной, художественной культу­ры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства и т.д.

Одним из главных факторов, влияющим на формирование определенных взглядов, идеалов, ценностей, принципов, концепций, явля­ется политическая жизнь. Именно политическая жизнь - один из основных, если не основной объект законодательного регулирования парламентов всех стран мира.

Политическая жизнь, рассматривая под углом взаимодействия политики и идеологии, выступает как взаимосвязанная система сле­дующих основных факторов:

- взаимосвязь политических и идеологических отношений, проявляющихся, например, в идеологической деятельности госу­дарств, политических партий, их программ, теорий, концепций, кон­кретных действий;

- идеологические функции политических субъектов, струк­турных элементов политической системы, входящих в нее политиче­ских субъектов;

- политическое сознание, политическая культура, политиче­ская идеология как система взглядов и представлений, формируемых как под воздействием целенаправленной субъективной деятельности, так и под влиянием окружающей среды.

Формирование современных идеологических подходов и норм, ценностей и взглядов, концепций и установок, идеалов и моделей по­ведения в условиях развития представительской демократии невоз­можно без совершенствования системы местного управления и само­управления. Именно прямое участие народа в управлении государст­вом формирует у народа определенные личные качества, направлен­ные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейно-воспитательные функции. В последнее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охра­ной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией ее досуга и т.д. Разносторонняя деятельность этих органов регулируется специальным Законом Республики Беларусь «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь».

Предметом особого внимания парламентариев является лич­ность, с одной стороны, как один из важнейших субъектов политиче­ской жизни, с другой стороны, как объект законотворческой деятель­ности. Целый ряд законодательных актов Республики Беларусь детерминируют развитие определенных челове­ческих качеств, очень важных для вхождения в общественную жизнь. [2]

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Бела­русь» от 1 августа 2002г. №136-3 не только определяет правовые основы государственного регу­лирования в области гражданства, не только регламентирует основа­ние и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, но и способствует формированию чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине - Республи­ке Беларусь.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

На основании данного закона в гражданство Республики Бела­русь может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конститу­цию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, знает один из государственных языков Республики Бела­русь в пределах, необходимых для общения, постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет, имеет законный источник средств существования, не имеет другого гражданства, или утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь. [3]

Закон «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996г. №407-XIII направлен на правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. [4]

В цивилизованных странах постоянно растет роль политических партий как важнейших субъектов гражданского общества. Политиче­ская партия - это основанный на идеологических и политических ценностях добровольный союз людей, представляющий интересы оп­ределенных социальных слоев и групп, стремящихся к реализации их коренных интересов путем завоевания политической власти или уча­стия в ней. Одной из важнейших функций политических партий явля­ется разработка идеологий и политических установок (доктрин), от­ражающих интересы общественных групп, внедрение их в широкие народные массы.

Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от 5 октября 1994г. №3266-XII рег­ламентирует деятельность данных политических структур, гарантиру­ет гражданам Республики Беларусь право на свободу объединения в политические партии, отмечает, что политические партии Республики Беларусь действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демо­кратизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия.

В настоящее время в Беларуси действует 18 политических пар­тий. Они имеют различную численность: от 17 тысяч в либерально-демократической партии до одной тысячи членов в Белорусской пар­тии труда и Белорусской социал-демократической громаде. У бело­русских политических партий существенно отличается рейтинг попу­лярности. От почти десяти процентов у Коммунистической партии Белоруссии или Белорусской партии женщин «Надежда» до 0,1%—0,3% у Белорусской республиканской партии. Однако все они разрабатывают свои идеалы, ценности, концепции, теории, конституируют свои подходы и взгляды, стремятся довести их до широких народных масс. [5]

В Беларуси продолжает расти роль и значение общественных объединений. Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Их уже более двух тысяч, и число продолжает увеличи­ваться.

Деятельность общественных структур законодательно регули­рует Закон «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. №3254-XII . По этому закону граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие. Не допускается создание общественных объединений, деятельность ко­торых направлена на свержение либо насильственное изменение кон­ституционного строя, нарушение целостности и безопасности госу­дарства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, рели­гиозной и расовой вражды, а также общественных объединений, дея­тельность которых может отрицательно влиять на физическое и пси­хическое здоровье граждан. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности, и основывают свою деятельность согласно уставу и осу­ществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. [6]

Среди общественных объединений особое место занимают профессиональные союзы. Они выполняют самые различные функции: от защиты прав, свобод и интересов трудящихся, привлечения их к управлению общественными и производственными делами до воспи­тания, формирования системы определенных взглядов, идей, ценно­стей. В Республике Беларусь действует Закон «О профессиональ­ных союзах» от 22 апреля 1992г. №1605-XII. Он детерминирует объективные и субъективные усло­вия создания и деятельности белорусских профсоюзов, право добро­вольного их образования, а также независимость профессиональных союзов в нашей стране. [7]

В идеологической деятельности парламента особое место зани­мает законодательное регулирование духовной жизни. Ду­ховная жизнь - это активная жизнедеятельность, особый вид обще­ственного производства по освоению имеющихся культурных ценно­стей, созданию новых, их распределению и потреблению. И как вся­кая общественная деятельность, она нуждается в управлении, целена­правленном воздействии, законодательном регулировании.

Одним из важнейших объектов законодательной деятельности в сфере духовной жизни является образование. Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регу­лируется целым комплексом законов. Основным, системообразую­щим является Закон «Об образовании» от 29 октября 1991г. №1202-XII . Согласно этому Закону каж­дый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение обра­зования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на по­лучение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специ­ального и высшего образования в учреждениях образования. [8]

Система существую­щих в Республике Беларусь законов об образовании законодательно создает необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне развитой, профессио­нально подготовленной личности.

Особое место в системе духовной жизни играет культура. В са­мом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духов­ных достижений человечества, характеризующих определенный спо­соб общественно-практической деятельности людей на каждом исто­рическом этапе. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в созда­нии определенного идеологического типа личности, формировании определенных норм и ценностей, регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношений с обществом, природой и окружаю­щим миром.

Деятельность в сфере белорусской культуры регулируется це­лым рядом законов: «О культуре в Республике Беларусь»; «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь»; «О библиотечном деле» и других. Эти законы создают реальную возможность всем жителям пользоваться достижениями белорусской культуры, формироваться духовно богатыми и гармонически разви­тыми личностями.

Особое место в идеологической системе духовной культуры за­нимает кино. Нравственно-воспитательные функции кино имеют свою специфику и огромный потенциал. Кино всегда изображает жизнь, нравственные и политические ценности и идеалы в опреде­ленном идеологическом ракурсе и с определенных моральных пози­ций.

Кинематография - сфера культуры, которая включает творческий, производственный, научный, технический, образовательный, информационный, просветительский процессы, направленные на производство и использование фильмов.

Закон «О кинематографии в Республике Беларусь» от 14 июня 2004г. №292-3 помогает решить многие идеологические вопросы, социально защитить работ­ников белорусского кино, вернуть белорусским фильмам былую сла­ву. [9]

Особое место в идеологической системе занимают гуманитар­ные науки. Они изучают формы человеческого общежития, коллек­тивного и индивидуального развития самого человека, его сознание и образ жизни, модели поведения. Специфика гуманитарных наук со­стоит в том, что ими намечаются наиболее общие мировоззренческие, экономические, социальные, политические и идеологические ориен­тиры практической и теоретической деятельности, изучаются общест­венные отношения, мотивы людей, определяются перспективы обще­ственной жизни. Все это имеет самое непосредственное отношение и идеологической функции науки.

И все же одним из основных законов в сфере науки был Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» от 21 октября 1996г. №708-XIII. Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.

В Законе определены пра­вовые основы и гарантии осуществления научной деятельности, оп­ределены ее виды, закреплен статус научного работника и научной организации, выделены основные принципы государственного регу­лирования научной деятельности. Особое место в законе отведено мерам социальной поддержки научных работников, установлены ежемесячные доплаты за ученые степени и звания. [10]

Особое значение для развития белорусской науки, приостанов­ления утечки лучших умов за границу имеет Закон Республики Бе­ларусь «О государственной поддержке и государственных гаран­тиях инновационной деятельности в Республике Беларусь», вне­сенный депутатами И.В.Котляровым, В.М.Здановичем, В. В.Делендиком.

Важнейшими объектами законодательной деятельности в со­временных условиях являются физическая культура и спорт. Основополагающим, системообразующим законом в этой сфере деятельности является Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Данный закон предусматривает комплексное ре­гулирование общественных отношений в области физической культу­ры и спорта с целью создания благоприятных условий для развития физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, воспи­танию людей здоровыми, сильными, физически развитыми, а также проведения спортивных мероприятий в республике и участия спортсменов Республики Беларусь в международных спортивных соревно­ваниях.

Парламент законодательно решает и многие проблемы языка. По данным социологических исследований в настоящее время за два государственных языка - белорусский и русский - выступает более 80 процентов населения страны, за один белорусский - 10 процен­тов. Депутаты в парламенте представляют и защищают интересы и тех, и других. Народ все понимает и на референдуме выбрал свой подход к проблеме языка. Закон «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» достаточно взвешенный, отражает интересы всех социальных групп, дает возможность каждому разговаривать на том языке, на котором он хочет. И все же депутаты И.В.Котляров и В.М.Зданович разрабо­тали изменения в Закон «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», в кото­рых предусмотрели существенное увеличение сферы использования белорусского языка, и внесли их в парламент.

Одним из самых идеологизированных является Закон Респуб­лики Беларусь «Об обращении с животными». Данный закон опре­деляет понятие «жестокое обращение с животными», устанавливает основные принципы обращения с животными, и предусматривает проведение просветительной и воспитательной работы в области об­ращения с животными. [2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Парламент является важным идеологическим органом.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Идея двухпалатного Парламента получила широкое распространение в мире. Опыт показывает, что двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах, а также обычно в унитарных государствах, где число жителей превышает 10 миллионов. Главное, что такой парламент при продуманном разграничении полномочий палат позволяет увеличить представительство в нем населения, как ни парадоксально, сэкономить средства налогоплательщиков, повысить эффективность его работы, обеспечить учет интересов органов территориального самоуправления, в большей мере обеспечивает проведение принципа разделения властей - законодательной и исполнительной, а значит, содействует стабильности в государстве.

От его деятельности во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, ко­торые избрали их в парламент.

По мере формирования и укрепления идеологии белорусского государства идеологическая роль парламента также будет расти.

Именно парламентаризм является основой приоритетных обще­ственных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструмен­том их эффективного функционирования. В нем проявляются особен­ности исторического развития государств, общественного и государ­ственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народов, общественных ценностей и идеалов.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Князев, С.Н. Основы идеологии Белорусского государства: курс лекций. В 2ч. Ч2/С.Н. Князев, С.В. Решетников ; под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова, - 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 371с.

2. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства: учеб. Для вузов/С.Н. Князев, С.В. Решетников; под ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова, – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 690с.

3. Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002г. №136-3 «О гражданстве Республики Беларусь»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 5 августа 2002г. N 2/885

4. Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996г. №407-XIII «Об обращении граждан»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/521

5. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994г. №3266-XII «О политических партиях»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/444

6. Закон Республики Беларусь от 4 октября1994г. №3254-XII «Об общественных объединениях»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/443

7. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992г. №1605-XII «О профессиональных союзах»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 16 марта 2001г. N 2/335

8. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991г. №1202-XII «Об образовании»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 15 марта 2001г. N 2/303

9. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2004г. №292-3 «О кинематографии»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 23 июня 2004г. N 2/1041

10. Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996г. №708-XIII «О научной деятельности»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/547

11. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Учеб.-метод. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации/ Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 360с.

12. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий/ Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2005.

13. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994г. №2875-XII (c изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г. №1)/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 4 января 1999г. №1/0.

14. Янковская, Л.В. Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. комплекс для студентов техн. и гум. спец. и слушателей ИПК УО «ПГУ»/ Л.В. Янковская. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 104с.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.