II этап - постсоветский (1991 год - настоящее время) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». В сложных правовых и политических условиях велась разработка Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года. Согласно Конституции 1994 года, высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь, являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994г. закрепила за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию. Необходимость конституционной реформы в 1996 году была обусловлена целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет Республики Беларусь фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента страны функций Главы государства, учреждении двухпалатного Парламента, повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за развитие экономики, за состояние дел в социально-культурной и административно-политической сфере белорусского общества. Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти является парламент. Представительный - это значит, что в его составе заседают, прежде всего, избираемые народом его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательный - это означает, что основная задача парламента - принятие законов. Слово «парламент» впервые появилось в Англии, хотя корень слова французский (parler - говорить). Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Они существовали еще в Древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510—27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. В Великом княжестве Литовском основными властными структурами были «Вялікі вольны сейм» и «Гаспадарчая рада». Первый датируемый в Западной Европе парламент - это Кортесы Кастилии (1185). Первый датируемый опыт парламентаризма в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211). Следует особо отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. Подлинно представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, введения всеобщего избирательного права. Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. Однопалатная парламентская система - это структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), исключающая их деление на палаты. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств. Можно привести целый ряд примеров: Великое национальное собрание - однопалатный парламент Турции; Верховная рада - однопалатный законодательный орган (парламент) Украины и др. Двухпалатная система - структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), при которой парламент состоит из двух палат, обладающих разной компетенцией. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов, либо формируется по наследственному признаку. Примеры двухпалатной системы: Конгресс США - двухпалатный парламент США; Федеральное Собрание Российской Федерации - постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации и др.[2]
2. Структура и функции Парламента
В Беларуси парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов. Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г.Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года. В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Такое же положение дел и в белорусской Палате представителей Национального собрания. Правда, белорусские депутаты могут быть членами Правительства, а также заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. В то же время член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь не может занимать пост министра. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента страны либо судьи. Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси - это председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент и его палаты в отношениях с другими органами и организациями внутри страны и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств. Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше. Основная функция парламента - законотворческая. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Очень важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимы существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах. Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, разрешением на назначения тех или иных должностных лиц. В соответствии со статьей 97 Конституции республики Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: - рассматривает по предложению Президента, либо инициативе 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; - рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан и т.д.; - назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвигает обвинение против него; - дает согласие на назначение Премьер-министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу; - дает согласие на назначение Президентом председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, председателя и членов правления Национального банка, председателя Центральной комиссии по выборам; - избирает шесть судей Конституционного суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам; - отменяет решения местных Советов и принимает решения об их роспуске в тех случаях, когда они нарушили законодательство; - рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положений, полной или частичной мобилизации; - рассматривает обвинения против Президента, выдвинутые Палатой представителей и выносит решения о его смещении, а также иные вопросы, предусмотренные Конституцией. Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее пятидесяти тысяч человек. Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin — размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к одной партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции практически во всех парламентах мира имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предложить свой выход из сложившегося положения, свое решение имеющихся проблем, высказать свои аргументы и доводы. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок. В Верховном Совете Республики Беларусь XIII созыва было образовано пять депутатских фракций. Наиболее многочисленной была фракция «Согласие», объединяющая, как правило, беспартийных депутатов. На втором месте по численности членов была аграрная фракция, в которую вошли, прежде всего, работники аграрного сектора. Третье место занимала фракция коммунистов, все члены которой были членами Партии коммунистов Белорусской, и в которую не принимали беспартийных депутатов. Еще две фракции составляли социал-демократы и представители либерального направления развития белорусского общества. Острый политический кризис, разразившийся в 1996 году в Республике Беларусь, родился именно в стенах белорусского парламента. Его важнейшими причинами стали, прежде всего, амбиции лидеров депутатских фракций, антагонистические противоречия между их членами, стремление многих из них «засветиться» на политическом небоскребе, значительные полномочия фракционных объединений, поддержка ими различных идеологических концепций. Именно негативные аспекты деятельности депутатских фракций в Верховном Совете XIII созыва привели к тому, что депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь первого созыва прописали в Регламенте деятельности нижней палаты белорусского парламента возможность создания депутатских групп (а не фракций) и существенно уменьшили их полномочия и возможности. В Регламенте работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты представителей. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю или представителю депутатской группы, настаивающему на выступлении. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы. В то же время депутатские группы не могут от своего имени вносить законопроекты в Палату представителей, так как не являются субъектами законодательной инициативы, их руководители не входят в Совет Палаты, как это было в Верховном Совете XIII созыва. В настоящее время в белорусском парламенте 7 депутатских групп: «Единство», «Народный депутат», «Содействие экономическому развитию», «Республика», «Единая Беларусь», «Зубр», «Друзья Болгарии». Члены депутатских групп Парламента существенно влияют на выработку и формирование идеологии белорусского государства, на встречах с избирателями пропагандируют свои идеи, взгляды, ценности, идеалы, верования: обладая законодательной инициативой, стремятся эти ценности закрепить в законопроектах, принимаемых парламентом. Значение депутатских групп, содействующих развитию белорусского общества, будет постоянно расти по мере возрастания роли идеологии в формировании и совершенствовании белорусской государственности. 3.Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики парламентом
Реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения. В качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее: -совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества; - совершенствования демократии, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной защиты, повышения социально-политической активности различных структур белорусского общества; - обогащение духовной жизни граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства и т.д. Одним из главных факторов, влияющим на формирование определенных взглядов, идеалов, ценностей, принципов, концепций, является политическая жизнь. Именно политическая жизнь - один из основных, если не основной объект законодательного регулирования парламентов всех стран мира. Политическая жизнь, рассматривая под углом взаимодействия политики и идеологии, выступает как взаимосвязанная система следующих основных факторов: - взаимосвязь политических и идеологических отношений, проявляющихся, например, в идеологической деятельности государств, политических партий, их программ, теорий, концепций, конкретных действий; - идеологические функции политических субъектов, структурных элементов политической системы, входящих в нее политических субъектов; - политическое сознание, политическая культура, политическая идеология как система взглядов и представлений, формируемых как под воздействием целенаправленной субъективной деятельности, так и под влиянием окружающей среды. Формирование современных идеологических подходов и норм, ценностей и взглядов, концепций и установок, идеалов и моделей поведения в условиях развития представительской демократии невозможно без совершенствования системы местного управления и самоуправления. Именно прямое участие народа в управлении государством формирует у народа определенные личные качества, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейно-воспитательные функции. В последнее время идеологическая деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией ее досуга и т.д. Разносторонняя деятельность этих органов регулируется специальным Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Предметом особого внимания парламентариев является личность, с одной стороны, как один из важнейших субъектов политической жизни, с другой стороны, как объект законотворческой деятельности. Целый ряд законодательных актов Республики Беларусь детерминируют развитие определенных человеческих качеств, очень важных для вхождения в общественную жизнь. [2] Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002г. №136-3 не только определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, не только регламентирует основание и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь, принятия, исполнения и обжалования решений по вопросам гражданства, но и способствует формированию чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине - Республике Беларусь. Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На основании данного закона в гражданство Республики Беларусь может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения, постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет, имеет законный источник средств существования, не имеет другого гражданства, или утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь. [3] Закон «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996г. №407-XIII направлен на правовое регулирование обращений граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. [4] В цивилизованных странах постоянно растет роль политических партий как важнейших субъектов гражданского общества. Политическая партия - это основанный на идеологических и политических ценностях добровольный союз людей, представляющий интересы определенных социальных слоев и групп, стремящихся к реализации их коренных интересов путем завоевания политической власти или участия в ней. Одной из важнейших функций политических партий является разработка идеологий и политических установок (доктрин), отражающих интересы общественных групп, внедрение их в широкие народные массы. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» от 5 октября 1994г. №3266-XII регламентирует деятельность данных политических структур, гарантирует гражданам Республики Беларусь право на свободу объединения в политические партии, отмечает, что политические партии Республики Беларусь действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия. В настоящее время в Беларуси действует 18 политических партий. Они имеют различную численность: от 17 тысяч в либерально-демократической партии до одной тысячи членов в Белорусской партии труда и Белорусской социал-демократической громаде. У белорусских политических партий существенно отличается рейтинг популярности. От почти десяти процентов у Коммунистической партии Белоруссии или Белорусской партии женщин «Надежда» до 0,1%—0,3% у Белорусской республиканской партии. Однако все они разрабатывают свои идеалы, ценности, концепции, теории, конституируют свои подходы и взгляды, стремятся довести их до широких народных масс. [5] В Беларуси продолжает расти роль и значение общественных объединений. Общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Их уже более двух тысяч, и число продолжает увеличиваться. Деятельность общественных структур законодательно регулирует Закон «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. №3254-XII . По этому закону граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие. Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан. Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности, и основывают свою деятельность согласно уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. [6] Среди общественных объединений особое место занимают профессиональные союзы. Они выполняют самые различные функции: от защиты прав, свобод и интересов трудящихся, привлечения их к управлению общественными и производственными делами до воспитания, формирования системы определенных взглядов, идей, ценностей. В Республике Беларусь действует Закон «О профессиональных союзах» от 22 апреля 1992г. №1605-XII. Он детерминирует объективные и субъективные условия создания и деятельности белорусских профсоюзов, право добровольного их образования, а также независимость профессиональных союзов в нашей стране. [7] В идеологической деятельности парламента особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни. Духовная жизнь - это активная жизнедеятельность, особый вид общественного производства по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, их распределению и потреблению. И как всякая общественная деятельность, она нуждается в управлении, целенаправленном воздействии, законодательном регулировании. Одним из важнейших объектов законодательной деятельности в сфере духовной жизни является образование. Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законов. Основным, системообразующим является Закон «Об образовании» от 29 октября 1991г. №1202-XII . Согласно этому Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования. [8] Система существующих в Республике Беларусь законов об образовании законодательно создает необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне развитой, профессионально подготовленной личности. Особое место в системе духовной жизни играет культура. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе. Главная цель и главная функция духовной культуры состоит в создании определенного идеологического типа личности, формировании определенных норм и ценностей, регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношений с обществом, природой и окружающим миром. Деятельность в сфере белорусской культуры регулируется целым рядом законов: «О культуре в Республике Беларусь»; «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь»; «О библиотечном деле» и других. Эти законы создают реальную возможность всем жителям пользоваться достижениями белорусской культуры, формироваться духовно богатыми и гармонически развитыми личностями. Особое место в идеологической системе духовной культуры занимает кино. Нравственно-воспитательные функции кино имеют свою специфику и огромный потенциал. Кино всегда изображает жизнь, нравственные и политические ценности и идеалы в определенном идеологическом ракурсе и с определенных моральных позиций. Кинематография - сфера культуры, которая включает творческий, производственный, научный, технический, образовательный, информационный, просветительский процессы, направленные на производство и использование фильмов. Закон «О кинематографии в Республике Беларусь» от 14 июня 2004г. №292-3 помогает решить многие идеологические вопросы, социально защитить работников белорусского кино, вернуть белорусским фильмам былую славу. [9] Особое место в идеологической системе занимают гуманитарные науки. Они изучают формы человеческого общежития, коллективного и индивидуального развития самого человека, его сознание и образ жизни, модели поведения. Специфика гуманитарных наук состоит в том, что ими намечаются наиболее общие мировоззренческие, экономические, социальные, политические и идеологические ориентиры практической и теоретической деятельности, изучаются общественные отношения, мотивы людей, определяются перспективы общественной жизни. Все это имеет самое непосредственное отношение и идеологической функции науки. И все же одним из основных законов в сфере науки был Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» от 21 октября 1996г. №708-XIII. Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения. В Законе определены правовые основы и гарантии осуществления научной деятельности, определены ее виды, закреплен статус научного работника и научной организации, выделены основные принципы государственного регулирования научной деятельности. Особое место в законе отведено мерам социальной поддержки научных работников, установлены ежемесячные доплаты за ученые степени и звания. [10] Особое значение для развития белорусской науки, приостановления утечки лучших умов за границу имеет Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь», внесенный депутатами И.В.Котляровым, В.М.Здановичем, В. В.Делендиком. Важнейшими объектами законодательной деятельности в современных условиях являются физическая культура и спорт. Основополагающим, системообразующим законом в этой сфере деятельности является Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Данный закон предусматривает комплексное регулирование общественных отношений в области физической культуры и спорта с целью создания благоприятных условий для развития физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, воспитанию людей здоровыми, сильными, физически развитыми, а также проведения спортивных мероприятий в республике и участия спортсменов Республики Беларусь в международных спортивных соревнованиях. Парламент законодательно решает и многие проблемы языка. По данным социологических исследований в настоящее время за два государственных языка - белорусский и русский - выступает более 80 процентов населения страны, за один белорусский - 10 процентов. Депутаты в парламенте представляют и защищают интересы и тех, и других. Народ все понимает и на референдуме выбрал свой подход к проблеме языка. Закон «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» достаточно взвешенный, отражает интересы всех социальных групп, дает возможность каждому разговаривать на том языке, на котором он хочет. И все же депутаты И.В.Котляров и В.М.Зданович разработали изменения в Закон «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», в которых предусмотрели существенное увеличение сферы использования белорусского языка, и внесли их в парламент. Одним из самых идеологизированных является Закон Республики Беларусь «Об обращении с животными». Данный закон определяет понятие «жестокое обращение с животными», устанавливает основные принципы обращения с животными, и предусматривает проведение просветительной и воспитательной работы в области обращения с животными. [2] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Парламент является важным идеологическим органом. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Идея двухпалатного Парламента получила широкое распространение в мире. Опыт показывает, что двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах, а также обычно в унитарных государствах, где число жителей превышает 10 миллионов. Главное, что такой парламент при продуманном разграничении полномочий палат позволяет увеличить представительство в нем населения, как ни парадоксально, сэкономить средства налогоплательщиков, повысить эффективность его работы, обеспечить учет интересов органов территориального самоуправления, в большей мере обеспечивает проведение принципа разделения властей - законодательной и исполнительной, а значит, содействует стабильности в государстве. От его деятельности во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент. По мере формирования и укрепления идеологии белорусского государства идеологическая роль парламента также будет расти. Именно парламентаризм является основой приоритетных общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструментом их эффективного функционирования. В нем проявляются особенности исторического развития государств, общественного и государственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народов, общественных ценностей и идеалов.
Список используемой литературы:
1. Князев, С.Н. Основы идеологии Белорусского государства: курс лекций. В 2ч. Ч2/С.Н. Князев, С.В. Решетников ; под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова, - 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 371с. 2. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства: учеб. Для вузов/С.Н. Князев, С.В. Решетников; под ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова, – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 690с. 3. Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002г. №136-3 «О гражданстве Республики Беларусь»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 5 августа 2002г. N 2/885 4. Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996г. №407-XIII «Об обращении граждан»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/521 5. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994г. №3266-XII «О политических партиях»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/444 6. Закон Республики Беларусь от 4 октября1994г. №3254-XII «Об общественных объединениях»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/443 7. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992г. №1605-XII «О профессиональных союзах»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 16 марта 2001г. N 2/335 8. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991г. №1202-XII «Об образовании»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 15 марта 2001г. N 2/303 9. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2004г. №292-3 «О кинематографии»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 23 июня 2004г. N 2/1041 10. Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996г. №708-XIII «О научной деятельности»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 19 марта 2001г. N 2/547 11. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Учеб.-метод. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации/ Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 360с. 12. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий/ Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2005. 13. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994г. №2875-XII (c изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г. №1)/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 4 января 1999г. №1/0. 14. Янковская, Л.В. Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. комплекс для студентов техн. и гум. спец. и слушателей ИПК УО «ПГУ»/ Л.В. Янковская. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 104с.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|