Доктор филологических наук,
профессор.
Родился в Одессе, в семье врача. 1903- первое печатное выступление в возрасте семи лет, в газете «Одесский листок» появилась его рецензия на спектакль по пьесе М. Метерлинка «Жуазель». Именно с этого года он активно работает в области литературоведения и художественной критики в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль», «Красная нива», «Каторга и ссылка», «Новый мир», «Искусство», «Печать и революция». 1904 - с серебряной медалью окончил Ришельевскую гимназию, один год состоял студентом Сорбонны в Париже. В 1910–20-х гг. выступал как поэт-неоклассик (стихи на библейские мотивы, цикл по книге Иов) 1911 - окончил Одесский университет, где и начинается его преподавательская деятельность. С 1921 - работает в Москве: читает курс методологии и истории критики в Высшем литературно-художественном институте им. Брюсова, ведет семинары и читает лекции на высших литературных курсах. Состоит ученым секретарем литературной секции Государственной академии художественных наук. Широкую известность Гроссману принесли исследования творчества Пушкина, Достоевского, Сухово-Кобылина, Чехова, Лескова, Бальзака, книги и статьи по истории русской литературы — «Вторник у Каролины Павловой» (1919), «Три современника» (1922), «От Пушкина до Блока» (1926), «Спор о Бакунине и Достоевском» (совместно с Вяч. Полонским) (1926), «Борьба за стиль» (1927), «Преступление Сухово-Кобылина» (1940), «Поэтика Белинского» (1954). Широта интересов, огромная эрудиция ученого позволили ему написать и опубликовать работы, посвященные театру и искусству актера: «Театр Тургенева» (1924), «Пушкин в театральных креслах» (1926), «Театр Сухово-Кобылина» (1940), «Алиса Коонен» (1930) Особое место в творческой деятельности Гроссмана занимают три историко-биографических романа — «Записки д'Аршиака» (1930), «Рулетенбург. Повесть о Достоевском» (1932), «Бархатный диктатор» (1932). Блестящее знание эпохи, умение построить занимательный, порой интригующий сюжет, яркий живой язык и запоминающаяся галерея образов людей, представляющих разные сословия русского общества прошлого века, определили широкий успех этих произведений, неоднократно издававшихся как у нас в стране, так и за ее пределами (в Англии, Польше, Чехословакии, Италии). В течение многих лет Гроссман вел активную преподавательскую деятельность в московских педагогических институтах, будучи профессором и доктором филологических наук. Более полувека Гроссман отдал глубоким исследованиям жизни и творчества А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, результатом которых, наряду с многочисленными чисто научными работами, явились две книги — увлекательно написанные творческие биографии «Пушкин» (1939, 1958, 1960) и «Достоевский» (1962, 1965), изданные в серии «Жизнь замечательных людей». С 1945- профессор Педагогического института имени В. Потемкина. 1948 - попал в число учёных, которых обвиняли в космополитизме. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Художественные произведения: § Плеяда. Цикл сонетов, Одесса, 1919; М., 1922 § Вторник у Каролины Павловой. Одесса, 1919, М.,1922 § Портрет Манон Леско. Одесса, 1919; М., 1922 § Записки Д’Аршиака, 1930 § Рулетенбург, 1932 § Бархатный диктатор, 1933 § Исповедь одного еврея, М.,1924 Литературоведение и критика: § Три современника. М., 1922 § Этюды о Пушкине. М., 1923 § Театр Тургенева. П., 1924 § Путь Достоевского. П., 1924 § Пушкин в театральных креслах, 1926 § От Пушкина до Блока, М. 1926 § Спор о Бакунине и Достоевском (совместно с Вяч. Полонским), Л.,1926 § Поэтика Достоевского. М., 1926 § Крепостные поэты., М., 1926 § Пушкин в театральных креслах, 1926 § Борьба за стиль, М., 1927 § Преступление Сухово-Кобылина. М., 1927; 2-е изд., доп. Л.,1928. § Цех пера. Статьи о литературе, 1930 § Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. Биография в датах и документах, 1935 § Театр Сухово-Кобылина, 1940 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|