Чем меньше значимо – письменные ( записка, письмо).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 4. Тема Коммуникативная сторона общения. Третья сторона делового общения- это коммуникация, т.е. обмен информацией значимой для партнеров по общению. Для эффективной коммуникации необходимо выяснить следующие вопросы:
Ключевыми категориями коммуникации являются:
Кодирование: отправителю требуется передать какое – либо сообщение( идею,, мысль, и т.д.) Его задача придатьт сообщению такой вид, чтобы его можно было переслать и сделать понятным для получателя информации. Т.е. : перевести в слова ( письменно, устно) символ, знак ит.д.
Канал: это путь, который проходит информация, чтобы достичь получателя: телефон, зрительные каналы, слуховые каналы, почта, воздушные волны, и т.д
Декодирование: Перевод сообщения в форму , из которой получатель может черпать информацию. Точность восприятия информации зависит от правильности декодирования! Обратная связь: Информация полученная отправителем от получателя. Шум: помехи, барьеры, которые способствуют искажению информации. Все средства делового общения делятся на две группы: вербальные (словесные) [ устные и письменные ]и невербальные.
Исследованиями установлено: Чем важнее сообщение, тем предпочтительные использщовать устные средства общения Чем меньше значимо – письменные ( записка, письмо). Наиболее значимые финансовые проблемные вопросы : следует использовать оба канала устно и письменно( дублировать, особенно результаты договоренности подписями. ) Какие из них наиболее важны для коммуникации? А.Пиз в книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейеробином. Только за счет слов передается 7% информации. За счет звуковых средств (тон, интонация и т.д.) – 38%; За счет невербальных средств - - 55%;
Немного отличаются цифр, полученные Бердвиллом: За счет невербальных средств передается – 65%; За счет словесного общения – 35%.
В любом случае мы видим то, что невербальное общее является очень важным и существенным в передаче информации. Невербальное общение служит средством выражения психического состяния человека. Различают следующие невербальные средства общения:
К ним относится : Мимика - движения мышц лица. При неподвижном лице теряется 10-15% информации. Основную нагрузку несут брови и область вокруг губ. Взгляд – очень тесно связан с мимикой. Он также связан с процессом формирования высказывания и трудностью процесса коммуникации. Когда человек формирует мысль, он смотрит в сторону (в пространство). Мысль сформирована – взгляд на собеседника. Если речь идет о сложных проблемах- на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается- больше. Тот , кто говорит: как правило меньше смотрит на собеседника. Тот, кто слушает- больше. И посылает ему сигналы обратной связи. если смотрят на объект мало: это свидетельствует об отсутствии интереса; если смотрят много - либо вызов, либо хорошие отношения.
Расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении:
Зрачки расширены в 4 раза против обычного: Возбужден, заинтересован чем-то, находится в приподнятом настроении. Зрачки сужены: мрачное сердитое настроение Поза – выражает статус : чем непринужденнее поза, тем выше статус. О закрытости или расположенности к общения также можно судить по позе. Поз насчитывается более 1000.
Жесты – зависят от национальной культуры, эмоционального состояния. Бывают трех видов: коммуникативные (приветствия, прощания и т.д.) Модальные (выражают оценку и отношение) Описательные – те, которые имеют смысл только в контексте разговора. Походка – отражает эмоциональное состояние и физическое самочувствие человека. Самая тяжелая- при гневе Легкая – при радости; Вялая, угнетенная – страдание. При гордости – самая большая длина шага.
Эктралингвистика – придание речи выразительности за счет включения в речь пауз, кашля, плача, смеха, вздохов.
Э. Холл ввел этот термин. В переводе проксемика обозначает – близость. Ориентация партнеров в момент общения. На них огромное значение оказывает культурные и национальные факторы. Например, для североамериканской культуры, южных народов дистанции определены 4 расстояниями. Интимная зона – 0-45: самые близкие люди Интимная зона у англосаксов, северных народов- личное пространство может достигать полтора – двух метров. У славянских народов – до 60 см.[1] Персональная зона 45-120 см – общение со знакомыми людьми Социальная зона – 120- 400см- отношение и общение с чужими людьми Публичная зона- 400-750 см - выступления.
Нарушение негативной дистанции воспринимается негативно.
Проксемические компоненты: ориентация ( поворот тела, носки ноги партнера, сигнализируют о направленности мысли.
Характер общения определяет позицию партнеров за столом Соперничающий или оборонительный характер – напротив через стол Угловая позиция – при дружеской беседе Позиция кооперативного поведения – по одну сторону стола Расположение по диагонали – независимая позиция. Нарушение оптимальной дистанции воспринимается негативно Функции невербального общения:
Вербальное общение
Слова- это инструменты вербального общения: речи, письма, слушания и чтения. Когда человек говорит или пишет его цель подобрать нужные слова, соединить их в предложения, правильно выстроить это предложение, чтобы выразить ту мысль, которую он желает донести до другого. Когда человек слушает- он получает информацию, он должен понять полученную информацию, истолковать верно и соответственно ответить: словом или действием. Мицич П. разработал схему потери информации при получении сообщения.[2]
На каждом этапе происходит потеря информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полностью воплотить смысл в словесную форму. наличием доверия к собеседнику, личными целями, устремлением, уровнем культуры, менталитетом и многим другим.
Успешная коммуникация возможна только с учетом личностного смысла. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|