Здавалка
Главная | Обратная связь

Рынок чая в регионе



ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Чай является одним из самых популярных и любимых напитков во всем мире, а традиции чаепития развиты почти во всех странах земного шара. В августе 2012 г. было

проведено исследование потребительских предпочтений жителей Рязани на рынке чая.

Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у жителей Рязани пользуются сорта черного чая – их выбирает 71% потребителей, причем 60% из них отдают свои предпочтения исключительно черному чаю чаю, из них 86% опрошенных мужчин. Остальные потребители не ограничиваются покупкой одного вида чая, поэтому суммарный процент превышает 100%.

Зеленый чай предпочитают 12% респондентов, преимущественно женщины. Такая специфика связана с тем, что женщины больше, чем мужчины, заботятся о своем здоровье. На долю ароматизированного чая в совокупности приходится 22% потребительских предпочтений: ароматизированный черный чай – 14%, а ароматизированный зеленый – 8%. Наиболее популярные ароматизированные чай со

вкусом бергамота, лимона и жасмина предпочитают соответственно 29%, 28% и

18% опрошенных.61% респондентов ответили, что они постоянно покупают фасованный чай, а 20% – пакетированный чай.

Но рост продаж чая в пакетиках на рязанском рынке все же просматривается. Он

обусловлен желанием потребителей сделать свою повседневную жизнь максимально

удобной. Таким образом, наблюдается тенденция приближения к европейским стандартам потребления: на Западе именно пакетированный чай является наиболее популярным. Он выпускается в упаковках объемом 25, 50 и 100 пакетиков.

Однако потребитель становится более осведомленным, требует разнообразия вкусов и более высокого качества, чем предлагается основными брендами чая в пакетиках.

Существенным фактором является традиция заваривания чая в специальном чайнике. Именно в результате такого заваривания при соблюдении всех правил получается чай с ароматным запахом, соответствующим для данного вида чая цветом настоя и полезными веществами, которых в пакетированном чае меньше вследствие способа его получения.

Любители чая в пакетиках отмечают, что они часто покупают данный вид чая в

Основном для быстрого заваривания или для употребления его на работе. Развесной

чай пользуется небольшим спросом у рязанских потребителей, всего 9% постоянных

покупателей. Это является следствием, с одной стороны, стереотипа поведения большинства – приобретать чай в упаковке. С другой стороны – развесной чай реализуется далеко не во всех торговых точках г. Рязани. Небольшой спрос можно объяснить еще и тем, что чай требует особых условий хранения – керамической или фарфоровой посуды, обособленного от других продуктов места, отсутствие света и влаги.

Гранулированный чай покупают всего 10% опрошенных, причем покупка такого

чая совершается довольно редко, а плиточный – совсем не пользуется спросом вследствие отсутствия любителей, так как этот вид чая производится из сырья довольно низкого качества.

В ходе разовой покупки 77% опрошенных независимо от вида фасовки приобретают одну упаковку, 19% – две, всего 4% – три и более. Причем 55% респондентов ответили, что они предпочитают упаковки чая массой 100 г.

В категории «Другое» опрошенные жители г. Рязани указывали, что совершают

покупки развесного чая по 250 и 500 г. 37% – покупают чай один раз в 2 недели. Один раз в месяц его приобретают 32% рязанцев, один раз в неделю – 11,3%, 12% опрошенных покупают напиток реже одного раза в месяц. По виду упаковки лидирует картонная упаковка, которую выбирают 83% опрошенных, покупающих ее постоянно или часто. Другая часть потребителей отдает предпочтение более дорогой продукции, упакованной в жесть (6%) или другие нестандартные материалы (4%).

Однако по мере роста платежеспособности населения и прихода на рынок новых

брендов доля картонной упаковки сокращается. Об этом свидетельствует прирост по

сравнению с результатами предыдущего исследования потребления чая в экономичном пластиковом пакете на 10% и пакетированного на 15%.

Вследствие развития рынка подарочной продукции в общем объеме продаж растет

доля чая в сувенирной оригинальной упаковке – деревянных ящичках, полотняных

мешочках, керамической упаковке, пластиковых банках. Однако эта доля пока невелика.

Только у 26% покупателей на выбор чая влияет страна-производитель, а 29% наличие нового вкуса чая. У 60% опрошенных не меняется предпочтение среди видов чая в зависимости от времени года, черный традиционный чай согревает их в мороз и освежает в жару.

У остальных же тенденция следующая: весной и летом предпочтительнее зеленый

чай, как ароматизированный, так и традиционный, травяные и цветочные чаи. Осенью

и зимой наблюдается тенденция перехода на черный традиционный и со вкусовыми добавками, за исключением 18% респондентов, которые не разделяют мнения большинства, отдавая предпочтение другим видам чая.

В четверку лидеров, представленных на розничном рынке чая, входят 2 российских производителя – ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) и ОАО «Компания Май» (Москва) а также две международные компании Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever NV/Plc (Великобритания – Нидерланды).

Как правило, зарубежные поставщики работают в более дорогих сегментах, тогда как отечественные компании занимаются реализацией более экономичных брендов. Как видно, по рейтингу наиболее покупаемых марок чая лидируют 3 бренда: «Ahmad», «Lipton» и «Майский чай». Все они являются представителями medium-сегмента.

Akbar, Greenfield, «Принцесса Нури», Dilmah и Brooke Bond также принадлежат к

маркам чая среднего ценового сегмента. А завершают «десятку» – «Гранд» и «Лисма» – низкий ценовой сегмент. Рязанцы при выборе чая ориентируются в основном на оптимальное соотношение цены и качества.

В последние годы в Россию импортируется значительное количество чая, прежде

всего китайского, относящегося к категории premium. Отмечается увеличение спроса

на ранее известные разновидности чая – матэ, рейбуш и др. Продвижение такой продукции осуществляется в основном через интенсивно развивающиеся в последние годы сети различных чайных клубов или специализированных чайных магазинов. Однако в Рязани такая тенденция отсутствует.

В результате мониторинга торговых точек г. Рязани были определены средние цены марок черного традиционного чая. Среди опрошенных жителей г. Рязани 48% на последнюю покупку чая потратили от 50 до 100 руб., 21% приобрели чай на сумму менее 50 руб., остальные – на 100 руб. и более.

Дорогие элитные сорта чая привлекают все большее число потребителей с высокой покупательной способностью, в частности как элемент престижа и социальной принадлежности.

По итогам исследования была выявлена ярко выраженная приверженность населения к определенному типу места продаж. Наиболее предпочтительной торговой

точкой для покупки чая для 59% респондентов является супермаркет или магазин самообслуживания.

Для 15% опрошенных нет определенного места покупки чая, а около 12% совершают ее в продовольственных магазинах. Всего 14% потребителей приобретают чай

на мелкооптовом и розничном рынках. С широким распространением супермаркетов и магазинов самообслуживания в Рязани большая часть населения сменила привычные для покупок мелкооптовые и розничные рынки на крупные магазины с большим ассортиментом товаров и не всегда высокими ценами. Дискаунтеры привлекательны низкими ценами на основные товары, пользующиеся массовым спросом, возможностью получить скидку на все товары, различными акциями, проводимыми в магазинах торговыми компаниями.

Среди респондентов, участвующих в опросе, 29% полностью удовлетворены

предпочитаемыми марками чая и не стали покупать новые по сравнению с предыдущим годом. Но 27% все же стали покупать более дорогие марки, чем год назад. Сменить предпочитаемую марку чая при отсутствии ее в месте продажи могут 40% респондентов, а около 33% ответили, что поменяют полюбившийся чай только на чай более высокого качества, причем цена для них не имеет никакого значения. Всего 14% опрошенных последуют советам знакомых, и только 12% привлечет более низкая цена.

ВОПРОСЫ

1.Какой вид конкуренции представлен на рынке чая? Почему?

2.По каким факторам дифференцирован чай? Какому фактору, на ваш взгляд, стоит

уделять большее внимание?

3.От каких переменных зависит спрос на чай?

4.Можно ли использовать информацию, полученную в ходе анкетировании жителей

Рязани, для построения прямой спроса на чай в Москве? Почему? Какой вид сбора

информации может быть использован?

5.Почему основным местом покупки чая является супермаркет или магазин самообслуживания? Согласны ли вы, что это связано: со свободным выбором товара; с тем, что при необходимости можно обратиться за помощью к торговому персоналу; с возможностью посмотреть товар со всех сторон; с удобством совершения покупки всех продуктов в одном магазине; с приятной атмосферой, вежливым торговым персоналом (в крупных магазинах, заботящихся о своей репутации, за этим строго следят); с большей вероятностью не купить подделку?

6.Почему на покупку чая слабо влияет страна-производитель и новизна вкуса? Что определяет выбор покупателя?

7.С чем связано увеличение покупки более дорогого чая в Рязани?

8.Что такое бренд? Назовите основные виды брендов на рынке чая.

9.На какие сегменты разделен рынок чая? Какие компании представлены в каждом виде?

10.Как вы относитесь к мнению, что, «несмотря на широкий выбор марок, нельзя на звать рынок чая полностью сформированным: в medium-сегменте, несмотря на многообразие представленных марок чая, отмечается нехватка продукции, соответствующей оптимальному соотношению цены и качества»?

11.Если бы вы занялись реализацией чая, какую нишу для своего товара выбрали?

Сконцентрировались на одном виде чая или на нескольких? Каких именно? Почему? Какова бы была ваша стратегия на перспективу?

12.При покупке чая на чем основывается ваш выбор? Почему?

2. Российский сотовый ритейл – олигополия!?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

На сегодняшний день рынок сотового ритейла является одной из самых быстро развивающихся отраслей торговли. За 9 месяцев 2012 г. На российском рынке розничных продаж, по оценкам компании «Евросеть», было продано сотовых телефонов на сумму 4 млрд дол. В эту сумму включены все телефоны, в том числе и бывшие в употреблении, продаваемые в розничных сетях России. Объем реплейсмента (покупок на замену) телефонов в январе–сентябре 2012 г. составил 59% от общего объема продаж. Количество новых реальных абонентов сотовой связи, купивших или получивших в это время в пользование телефоны, за три квартала 2012 г. возросло на 12,3 млн. человек. Исходя их этого, эксперты сделали вывод о серьезных перспективах роста российского рынка сотового ритейла.

В 2012 г. десятке крупнейших продавцов сотовых телефонов удалось вдвое увеличить свою долю на рынке – сейчас она составляет 72%. Произошло это благодаря тому, что самые крупные сети активно открывали в регионах свои салоны, а также скупали местных игроков или продавали им свою франшизу. По прогнозам ряда аналитиков, лидеры могут начать «съедать», поглощать друг друга, и десятка крупнейших игроков превратиться в пятерку.

По оценкам агентства «Сотовик», тремя крупнейшими участниками российского рынка сотового ритейла по количеству проданных сотовых телефонов сейчас являются «Евросеть», «Связной» и «Цифроград». Помимо них в десятку крупнейших продавцов входит «Альт-Телеком», «Беталинк», Divizion, Dixis, «Телефон.ру», «Телефорум» и др.

Агентством «Сотовик» были опубликованы результаты исследования, свидетельствующие о консолидации на российском рынке сотовой розницы. В декабре 2010 г. 10 крупнейших российских ритейлеров занимали только 20% рынка по количеству проданных сотовых телефонов, т.е. олигополии отнюдь не наблюдалось, уж слишком небольшой была их доля на рынке. А уже в конце 2011 г. на них приходилось 45%. Таким образом, доля увеличилась более чем вдвое, а в декабре 2012 г. до 72%, т.е. приблизилась к 4-кратному увеличению по сравнению с аналогичным исследованиям 2010 г.

Явно наметившуюся тенденцию укрупнения рынка подтверждает своими исследованиями и крупнейший его участник – компания «Евросеть». По ее данным, в конце 2011 г. на участников крупнейшей десятки приходилось 30% рынка, а год спустя их доля увеличилась более чем в два раза – до 76%. При этом на тройку лидеров, по оценке «Сотовика», в декабре 2011 г. приходилось 48% рынка (по другим оценкам доля составила 55%3).

Основной причиной укрупнения рынка в 2012 г. стали региональная экспансия «Евросети» и «Связного» и развитие франчайзинговых проектов «Цифроград», Divizion и Dixis. Практически все эти компании за год удвоили количество салонов, захватывая все большую доля на рынке сотового ритейла. По собственным данным дилеров, у «Евросети» количество российских магазинов выросло с 1174 до 2854, у «Связного» с 406 до 854, у «Цифроград» с 300 до 800, у Dixis – с 320 до 700, у Divizion – с 80 до 600.

Кроме того, 2012 г. в сотовом ритейле прошел под знаком слияний и поглощений. Региональные компании либо продавались, либо вступали во франчайзинговые программы. Так, «Евросеть» купила воронежскую компанию «СССР», владеющую 32 салонами, сибирский «Мобильный мир» (40 магазинов), а также одного из участников «большой десятки - 2011» – столичный «Техмаркет» (157 магазинов). К Divizion присоединились вологодская сеть «Сотник» (15 салонов), пермский «Мир техники» (17) , омская «Радуга-GSM» (20), пензенская «Соната» (22), волгоградская «Сотби» (25) и ивановская «Сеть+» (69). Dixis купила своего крупнейшего франчайзингового партнера красноярскую StarCom-Mobile (46 салонов) и заключила франчайзинговые договоры с омской «Интерантенной» (29), томский «Комстар-Телеком» (20) и тверским «Активом» (13). У «Цифрограда» крупными франчайзинговыми партнерами в минувшем году стали челябинский «Т1» (69 салонов) и столичный «Анарион» (156). По лучается, что крупных независимых региональных сетей на рынке практически не ос талось.

Скорее всего, процесс укрупнения и консолидации рынка сотового ритейла продолжается. По мнению президента «Евросети», основными объектами поглощения будут мелкие региональные дилеры. Одновременно федеральные ритейлоры планируют активно открывать собственные салоны. Выбор же между решениями о покупке сети или открытии собственных магазинов в регионе будет зависеть исключительно от того, что будет выгоднее и перспективнее.

Возможно несколько иное развитие событий: консолидация рынка розничных продаж сотовых телефонов будет проходить под знаком слияний и поглощений внутри самой крупнейшей десятки.

Что же произойдет с рынком?

Свои позиции укрепит олигополия, где основную долю рынка получат наиболее мощные и стойкие представители российского ритейла сотовых телефонов. Остальные же 15–20% рынка распределят между собой региональные сети, дикие точки, интернет-магазины, а также различные сети по продаже электронной, бытовой и компьютерной техники и др.

Но существует и серьезный аргумент в пользу того, что никаких масштабных слияний и поглощений не произойдет: у крупнейших десяти компаний нет, по крайней мере сейчас, видимых серьезных проблем, вынуждающих продаваться конкурентам.

В любом случае, чтобы ни произошло, очевидным остается тот факт, что на российском рынке сотового ритейла складывается классическая олигополия с пятью крупнейшими игроками, чья доля на рынке достигнет по прогнозам аналитиков более 80%.

Таким образом, российский сотовый ритейл в его современном состоянии и в той перспективе, которая представляется наиболее вероятной аналитическим агентствам, представляет собой олигополистический рынок в его практическом воплощении.

ВОПРОСЫ

1.Как изменяется тенденция конкуренции на рынке сотового ритейла в России?

2.Как повлияет на конкурентные позиции участников российского рынка сотового ритейла тенденция к консолидации на рынке?

3.К каким последствиям для потребителя приведет дальнейшее укрупнение и консолидация на российском рынке сотового ритейла?

4.Составьте таблицу положительных и отрицательных последствий процесса укрупнения рынка сотового ритейла (с точки зрения ассортимента, сервиса, маркетинговой политики, работы с клиентами, формы сбыта и т.д.).

5.Какую форму рыночной конкуренции может принять рынок сотового ритейла в дальнейшем: картелеподобная структура, картель, монополия, монополистическая конкуренция?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.