Здавалка
Главная | Обратная связь

Перечислите и поясните методические приёмы экскурсионного рассказа



Методика в широком смысле слова - это совокупность способов це­лесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику (т.е. служит ос­новой определенного вида деятельности), ко­торая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы куль­турно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом,

экскурси­онная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.

Методика проведе­ния экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчинен­ный характер.

Приемы экскурсионного рассказа:

Прием экскурсионной справкизаключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики. Экскурсионная справка как крат­кий и минимальный прием является основным приемом рассказа в об­зорных городских, особенно автобусных, экскурсиях. Прием экскур­сионной справки может использоваться в сочетании с приемами зри­тельной реконструкции и локализации событий.

Прием описанияпредполагает более подробное знакомство с объектом и требует большего времени, чем справка.

Чем большей весомостью обладает объект как памятник культу­ры, тем больше аспектов может быть выделено для описания и харак­теристики. В каждом конкретном случаи набор формально-содержательных аспектов и весомость каждого из них могут менять­ся, однако существует типовой набор аспектов для памятника архи­тектуры, изобразительного искусства, истории:

• история создания (возникновение) памятника;

• создатели (заказчики, инициаторы, мастера, строители, инже­неры, художники);

• конструктивные и объектно-планировочные решения;

• художественные особенности объекта;

• функциональные характеристики;

• «биография» объекта, связь с историческими событиями и ли­цами;

• современное состояние и перспективы использования объек­тов.

Прием описания применяется не только при работе с памятника­ми, но и при работе с историческими событиями, вызывая у экскур­сантов зрительные образы, позволяя им представить, как происходили события, делая их тем самым очевидцами или даже участниками со­бытий. Время, отведенное на описание-характеристику объекта, обычно составляет 2-3 минуты.

Прием объясненияпредполагает раскрытие внутренних логиче­ских и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полем, то есть совокупность всех знаний об объекте. Тем самым раскрывается сущность объекта и его причинно-следственные связи с миром и человеком. Так, для памятника архи­тектуры раскрытие внутренних структурных связей предполагает не только выявление конструктивных, планировочных и декоративных элементов, но и всего, что связано с личностью зодчего, ролью в за­стройке, а также проблемами восприятия, определения общего места в культуре и т. д. Особенность данного приема состоит в том, что рас­сказ об объекте носит доказательный характер. Задача приема объяснения - повышать уровень знаний людей о разных областях жизни в процессе знакомства с экскурсионными объектами.

Прием комментирования (репортаж)актуален там, где присут­ствуют действия, развитие, динамика. Этот прием применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причем изменения объекта должны происходить на глазах экскурсантов. На этом основании прием комментирования еще называют приемом ре­портажа: репортаж - жанр журналистики, который оперативно сооб­щает о каком-либо событии, которое в данный момент происходит перед глазами репортера или комментатора. Этот прием делает гово­рящего и аудиторию очевидцами и участниками события.

В силу отмеченных особенностей сфера использования приема комментирования - производственные экскурсии, например рассказ о движущемся конвейере, или комментария при показе строительных работ, при наблюдении за работой токаря у станка. Иногда этот прием может применяться на обычной обзорной экскурсии при комментиро­вании праздничных мероприятий на улицах, швартовки судна в пор­ту, а также при показе экспозиции музеев и выставок - в качестве по­яснения к экспонатам.

Сложность использования данного приема (за исключением му­зеев и выставок) состоит в том, что рассказ в значительной своей час­ти не готовится заранее, а носит характер импровизации, то есть со­ставляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходя­щего.

Прием цитирования.Цитаты в экскурсии выполняют различные функции. К цитированию прибегают для создания выразительного зрительного образа, используя для этого описания объектов из худо­жественной прозы и поэзии; для яркого и убедительного подкрепле­ния высказанного мнения; для воссоздания картины событий; для со­хранения особенностей языка и колорита определенного историче­ского события; для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Прием цитирования способствует оживлению экскурсионного мате­риала, создает эффект достоверности, присутствия заочного свидете­ля, погружения в атмосферу эпохи, о которой идет речь. Как правило, цитаты не должны быть длительными, чтобы время цитирования не превышало 30 - 40 секунд.

Прием литературного монтажа.Рассказ построен на наборе от­рывков из различных литературных произведений (воспоминаний, статей) и документальных материалов, раскрывающих подтему экс­курсии или один из вопросов подтемы. Этот прием дает возможность воссоздать картину одного или нескольких событий. Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать только такие отрывки, ко­торые позволяют экскурсантам увидеть динамику событий, предста­вить то, о чем идет речь на экскурсии, зрительно.

Прием вопросов-ответов. Важнейшим условием хорошей экс­курсии является активная вовлеченность экскурсантов в познаватель­ный процесс, другими словами, наличие обратной связи в коммуни­кации экскурсовод-группа. На помощь приходит прием вопросов-ответов, использование которого преследует несколько целей. Во-первых, это действенное средство удержать рассеивающееся внима­ние экскурсантов, особенно детей. Во-первых, любой диалог сокра­щает психологическую дистанцию между общающимися и повышаем комфортность коммуникации. Наконец, вопросы экскурсовода, осо­бенно предполагающие ответ, делают экскурсантов активными уча­стниками и даже соавторами экскурсии.

Характер вопросов может быть самым разнообразным, тем не менее их можно разделить на следующие виды:

а) вопросы, не рассчитанные на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии; на эти вопросы экскурсовод сразу же или через некоторое время сам дает ответ, продолжая рас­сказ по теме;

б) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; эти вопросы удерживают внимание экскурсантов, вносят разрядку в об­становку и помогают лучше уяснить тему.

Часто вопросы задают и сами экскурсанты, что свидетельствует об обратной связи. Отвечать на них нужно или сразу, быстро, не от­влекаясь от главной темы, или, наоборот, чушь позже на остановке, при переходе от объекта к объекту.

Прием отступления.Его суть заключается в том, что в ходе экс­курсии экскурсовод намеренно прерывает линию рассказа: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает со­держание кинофильма или художественного произведения. Задача данного приема - снять усталость экскурсантов, поэтому его еще на­зывают приемом освежающего отступления.

Итак, методические приемы экскурсионного рассказа строятся на описании его внешнего и внутреннего вида, объяснении его связи с окружающим миром, призваны преобразовывать словесные образы в зрительные, а также быть психологическим регулятором общения экскурсовода с группой.

19. Дайте определение понятия экскурсионный показ, перечислите его задачи и признаки.

Показ в экскурсии – это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом, действие (сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта (Емельянов, 1988, с. 73).

Задачи экскурсионного показа состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов;

2) показать объекты, которые не сохранились, используя фотографии и рисунки;

3) показать объект таким, каким он был в период описываемого события;

4) воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило на данном месте;

5) воссоздать действие известной личности, которые происходили на данном месте.

Показ как важнейший элемент экскурсии, как ее зрительная основа характеризуется следующими признаками.

Первичность и главенствующее значение показа. Экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу, так как основной экскурсии является зрительное восприятие и впечатление, полученные при участи других органов чувств. Без показа не существует экскурсии. В большинстве экскурсий зрительные объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

Активность показа. Показ – это не пассивное, а целенаправленное наблюдение объектов, процесс, требующий активных действий как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Показ должен быть логически последовательным, целенаправленном, а следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов предопределена логикой изложения материала, темой экскурсии. Последовательность показа объектов означает выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Показ объектов должен осуществляться в направлении от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от общего к частному.

Сюжетность показа. Сюжетность показа воплощается через определенный момент действия: хода исторических событий, жизни и деятельности творческой личности или исторического деятеля. Как правило, четкая сюжетная линия просматривается в тематических экскурсиях. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов. Однако существует и бессюжетный показ, например при демонстрации произведений, выполненных в таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет.

Парадоксальность показа. Парадокс экскурсионного показа заключается в том, что, во-первых, экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта, во-вторых, экскурсант опять же под руководством экскурсовода видит объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения.

Качество экскурсии и ее результат в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект. В ходе показа экскурсовод выполняет несколько видов действии: ориентирует экскурсантов на определенный объект или его части, детали (обычно до наблюдения); направляет внимание экскурсантов на объект или его части, детали; их более глубокого понимания (в ходе наблюдения); выделяет объект из ансамбля, из ряда подобных ему или из окружающей среды; предлагает экскурсантам сделать выводы на основе своих наблюдений. Таким образом, указания экскурсовода по наблюдению объектов могут даваться до его непосредственного наблюдения, в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения, и в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем.

20. Дайте определение понятия экскурсионный рассказ, перечислите его задачи и признаки.

Экскурсионный рассказ - условно принятое в экскурсоведении название устной части экскурсии: сообщения и пояснения, которые экскурсовод делает в ходе экскурсии; это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им в форме монолога и в соответст­вии с требованиями устной публичной речи.

Рассказ в экскурсии должен быть тематическим, конкретным, ло­гичным, кратким, убедительным, доступно изложенным, научным, предварительно подготовленным.

Экскурсионный рассказ выполняет две задачи:

1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное;

2) реконструирует, восстанавливает то, что в данный момент экскур­сант не может увидеть.

В соответствии с этим существует два вида рассказа:

- повествова­тельный рассказ, который дает экскурсантам представление о том, где и таким образом происходили события;

- реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта.

Признаки:

Подчиненность рассказа показу.Рассказ вторичен по отношению к показу, он дополняет показ зри­тельного материала и вне показа на экскурсии не используется. Со­держание рассказа определяется объектом наблюдения и изучения (природа, производство, музейная экспозиция и т. д.).

Использование в рассказе зрительных доказательств.В процессе рассказа происходит трансформация одного вида информации, устной речи, в другой — зрительные образы, поэтому в экскурсионном рас­сказе отсутствуют устные доказательства: их роль выполняет зри­тельный ряд.

Адресность рассказа. Под адресностью понимается привязка рассказа к наблюдаемым объектам. Рассказывая, экскурсовод обра­щает внимание экскурсантов на конкретный объект или его детали, части (здание, памятник природы, работающий конвейер, балкон, пролет моста).

Конкретность рассказа.Конкретность требует, чтобы в рассказе преподносился материал, раскрывающий конкретную тему. Непра­вильно рассматривать конкретность рассказа как обилие фактическо­го материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий).

Утверждающий характер рассказа.Рассказывая о чем-то, экс­курсовод преподносит информацию с максимальной убедительно­стью, то есть как объективный факт.

Наличие в рассказе подтекста.Подтекст - это внутренний, скрытый в речи, дополнительный смысл рассказа экскурсовода. По­средством подтекста экскурсовод выражает свое отношение к тому, о чем рассказывает, дает оценку какому-либо факту в излагаемом мате-риале. Подтекст проявляется в эмоциональности рассказа экскурсово­да, в тональности его речи, в жестах и мимике.

Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к рассказу экскурсовода. Методическая оправданность рассказа зависит от внешнего вида объекта, степени его сохранности. В соответствии с этим рассказ может развиваться по одной из двух линий:

1) экскурсионный объект дошел до современности в полной со­хранности, без перестроек и утраты отдельных частей - рассказ начи­нается с описания объекта или события, с ним связанного;

2) экскурсионный объект не дошел до нас в первозданном виде - в рассказе сначала обращается внимание на реконструкцию объекта, а после этого описываются события, с ним связанные.

Следующее требование обусловлено тем, что экскурсионная ме­тодика учитывает особенности восприятия материала. Практика пока­зывает, что непрерывный рассказ недопустим, поэтому в экскурсии должны быть паузы. Во время пауз (переходы и переезды от объекта к объекту) экскурсанты получают возможность обдумать услышан­ное, закрепить материал в памяти, а экскурсоводу предоставляете/, возможность кратковременного отдыха. Не следует использовать пау­зы для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, так как это разрушает «ткань» экскурсии и снижает в дальнейшем уровень восприятия материала.

Для экскурсии, где много места занимает рассказ, могут быть ха­рактерны моменты «кризиса внимания», которые, по мнению психо­логов, наступают на 14-й, 25-й, 34-й и т. д. минутах. В это время ре­комендуется привести интересный пример, сообщить интригующий факт, подробность или переключить внимание экскурсантов на новый объект и в плане показа, и в плане рассказа.

Продолжительность рассказа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом привлечь внимание экскурсантов.

Несоблюдение данных требований экскурсионной методики при­водит к такому недостатку экскурсии, как лекционность.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.