Перечислите и поясните методические приёмы экскурсионного рассказа
Методика в широком смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия. Экскурсионная методика представляет собой частную методику (т.е. служит основой определенного вида деятельности), которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа – это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа – это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Приемы экскурсионного рассказа: Прием экскурсионной справкизаключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики. Экскурсионная справка как краткий и минимальный прием является основным приемом рассказа в обзорных городских, особенно автобусных, экскурсиях. Прием экскурсионной справки может использоваться в сочетании с приемами зрительной реконструкции и локализации событий. Прием описанияпредполагает более подробное знакомство с объектом и требует большего времени, чем справка. Чем большей весомостью обладает объект как памятник культуры, тем больше аспектов может быть выделено для описания и характеристики. В каждом конкретном случаи набор формально-содержательных аспектов и весомость каждого из них могут меняться, однако существует типовой набор аспектов для памятника архитектуры, изобразительного искусства, истории: • история создания (возникновение) памятника; • создатели (заказчики, инициаторы, мастера, строители, инженеры, художники); • конструктивные и объектно-планировочные решения; • художественные особенности объекта; • функциональные характеристики; • «биография» объекта, связь с историческими событиями и лицами; • современное состояние и перспективы использования объектов. Прием описания применяется не только при работе с памятниками, но и при работе с историческими событиями, вызывая у экскурсантов зрительные образы, позволяя им представить, как происходили события, делая их тем самым очевидцами или даже участниками событий. Время, отведенное на описание-характеристику объекта, обычно составляет 2-3 минуты. Прием объясненияпредполагает раскрытие внутренних логических и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полем, то есть совокупность всех знаний об объекте. Тем самым раскрывается сущность объекта и его причинно-следственные связи с миром и человеком. Так, для памятника архитектуры раскрытие внутренних структурных связей предполагает не только выявление конструктивных, планировочных и декоративных элементов, но и всего, что связано с личностью зодчего, ролью в застройке, а также проблемами восприятия, определения общего места в культуре и т. д. Особенность данного приема состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер. Задача приема объяснения - повышать уровень знаний людей о разных областях жизни в процессе знакомства с экскурсионными объектами. Прием комментирования (репортаж)актуален там, где присутствуют действия, развитие, динамика. Этот прием применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причем изменения объекта должны происходить на глазах экскурсантов. На этом основании прием комментирования еще называют приемом репортажа: репортаж - жанр журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, которое в данный момент происходит перед глазами репортера или комментатора. Этот прием делает говорящего и аудиторию очевидцами и участниками события. В силу отмеченных особенностей сфера использования приема комментирования - производственные экскурсии, например рассказ о движущемся конвейере, или комментария при показе строительных работ, при наблюдении за работой токаря у станка. Иногда этот прием может применяться на обычной обзорной экскурсии при комментировании праздничных мероприятий на улицах, швартовки судна в порту, а также при показе экспозиции музеев и выставок - в качестве пояснения к экспонатам. Сложность использования данного приема (за исключением музеев и выставок) состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего. Прием цитирования.Цитаты в экскурсии выполняют различные функции. К цитированию прибегают для создания выразительного зрительного образа, используя для этого описания объектов из художественной прозы и поэзии; для яркого и убедительного подкрепления высказанного мнения; для воссоздания картины событий; для сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического события; для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Прием цитирования способствует оживлению экскурсионного материала, создает эффект достоверности, присутствия заочного свидетеля, погружения в атмосферу эпохи, о которой идет речь. Как правило, цитаты не должны быть длительными, чтобы время цитирования не превышало 30 - 40 секунд. Прием литературного монтажа.Рассказ построен на наборе отрывков из различных литературных произведений (воспоминаний, статей) и документальных материалов, раскрывающих подтему экскурсии или один из вопросов подтемы. Этот прием дает возможность воссоздать картину одного или нескольких событий. Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать только такие отрывки, которые позволяют экскурсантам увидеть динамику событий, представить то, о чем идет речь на экскурсии, зрительно. Прием вопросов-ответов. Важнейшим условием хорошей экскурсии является активная вовлеченность экскурсантов в познавательный процесс, другими словами, наличие обратной связи в коммуникации экскурсовод-группа. На помощь приходит прием вопросов-ответов, использование которого преследует несколько целей. Во-первых, это действенное средство удержать рассеивающееся внимание экскурсантов, особенно детей. Во-первых, любой диалог сокращает психологическую дистанцию между общающимися и повышаем комфортность коммуникации. Наконец, вопросы экскурсовода, особенно предполагающие ответ, делают экскурсантов активными участниками и даже соавторами экскурсии. Характер вопросов может быть самым разнообразным, тем не менее их можно разделить на следующие виды: а) вопросы, не рассчитанные на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии; на эти вопросы экскурсовод сразу же или через некоторое время сам дает ответ, продолжая рассказ по теме; б) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; эти вопросы удерживают внимание экскурсантов, вносят разрядку в обстановку и помогают лучше уяснить тему. Часто вопросы задают и сами экскурсанты, что свидетельствует об обратной связи. Отвечать на них нужно или сразу, быстро, не отвлекаясь от главной темы, или, наоборот, чушь позже на остановке, при переходе от объекта к объекту. Прием отступления.Его суть заключается в том, что в ходе экскурсии экскурсовод намеренно прерывает линию рассказа: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма или художественного произведения. Задача данного приема - снять усталость экскурсантов, поэтому его еще называют приемом освежающего отступления. Итак, методические приемы экскурсионного рассказа строятся на описании его внешнего и внутреннего вида, объяснении его связи с окружающим миром, призваны преобразовывать словесные образы в зрительные, а также быть психологическим регулятором общения экскурсовода с группой. 19. Дайте определение понятия экскурсионный показ, перечислите его задачи и признаки. Показ в экскурсии – это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом, действие (сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта (Емельянов, 1988, с. 73). Задачи экскурсионного показа состоят в следующем: 1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов; 2) показать объекты, которые не сохранились, используя фотографии и рисунки; 3) показать объект таким, каким он был в период описываемого события; 4) воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило на данном месте; 5) воссоздать действие известной личности, которые происходили на данном месте. Показ как важнейший элемент экскурсии, как ее зрительная основа характеризуется следующими признаками. Первичность и главенствующее значение показа. Экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу, так как основной экскурсии является зрительное восприятие и впечатление, полученные при участи других органов чувств. Без показа не существует экскурсии. В большинстве экскурсий зрительные объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений. Активность показа. Показ – это не пассивное, а целенаправленное наблюдение объектов, процесс, требующий активных действий как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов. Логическая последовательность показа. Показ должен быть логически последовательным, целенаправленном, а следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов предопределена логикой изложения материала, темой экскурсии. Последовательность показа объектов означает выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Показ объектов должен осуществляться в направлении от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от общего к частному. Сюжетность показа. Сюжетность показа воплощается через определенный момент действия: хода исторических событий, жизни и деятельности творческой личности или исторического деятеля. Как правило, четкая сюжетная линия просматривается в тематических экскурсиях. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов. Однако существует и бессюжетный показ, например при демонстрации произведений, выполненных в таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет. Парадоксальность показа. Парадокс экскурсионного показа заключается в том, что, во-первых, экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта, во-вторых, экскурсант опять же под руководством экскурсовода видит объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Качество экскурсии и ее результат в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект. В ходе показа экскурсовод выполняет несколько видов действии: ориентирует экскурсантов на определенный объект или его части, детали (обычно до наблюдения); направляет внимание экскурсантов на объект или его части, детали; их более глубокого понимания (в ходе наблюдения); выделяет объект из ансамбля, из ряда подобных ему или из окружающей среды; предлагает экскурсантам сделать выводы на основе своих наблюдений. Таким образом, указания экскурсовода по наблюдению объектов могут даваться до его непосредственного наблюдения, в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения, и в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. 20. Дайте определение понятия экскурсионный рассказ, перечислите его задачи и признаки. Экскурсионный рассказ - условно принятое в экскурсоведении название устной части экскурсии: сообщения и пояснения, которые экскурсовод делает в ходе экскурсии; это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им в форме монолога и в соответствии с требованиями устной публичной речи. Рассказ в экскурсии должен быть тематическим, конкретным, логичным, кратким, убедительным, доступно изложенным, научным, предварительно подготовленным. Экскурсионный рассказ выполняет две задачи: 1) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; 2) реконструирует, восстанавливает то, что в данный момент экскурсант не может увидеть. В соответствии с этим существует два вида рассказа: - повествовательный рассказ, который дает экскурсантам представление о том, где и таким образом происходили события; - реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта. Признаки: Подчиненность рассказа показу.Рассказ вторичен по отношению к показу, он дополняет показ зрительного материала и вне показа на экскурсии не используется. Содержание рассказа определяется объектом наблюдения и изучения (природа, производство, музейная экспозиция и т. д.). Использование в рассказе зрительных доказательств.В процессе рассказа происходит трансформация одного вида информации, устной речи, в другой — зрительные образы, поэтому в экскурсионном рассказе отсутствуют устные доказательства: их роль выполняет зрительный ряд. Адресность рассказа. Под адресностью понимается привязка рассказа к наблюдаемым объектам. Рассказывая, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на конкретный объект или его детали, части (здание, памятник природы, работающий конвейер, балкон, пролет моста). Конкретность рассказа.Конкретность требует, чтобы в рассказе преподносился материал, раскрывающий конкретную тему. Неправильно рассматривать конкретность рассказа как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий). Утверждающий характер рассказа.Рассказывая о чем-то, экскурсовод преподносит информацию с максимальной убедительностью, то есть как объективный факт. Наличие в рассказе подтекста.Подтекст - это внутренний, скрытый в речи, дополнительный смысл рассказа экскурсовода. Посредством подтекста экскурсовод выражает свое отношение к тому, о чем рассказывает, дает оценку какому-либо факту в излагаемом мате-риале. Подтекст проявляется в эмоциональности рассказа экскурсовода, в тональности его речи, в жестах и мимике. Экскурсионная методика предъявляет ряд требований к рассказу экскурсовода. Методическая оправданность рассказа зависит от внешнего вида объекта, степени его сохранности. В соответствии с этим рассказ может развиваться по одной из двух линий: 1) экскурсионный объект дошел до современности в полной сохранности, без перестроек и утраты отдельных частей - рассказ начинается с описания объекта или события, с ним связанного; 2) экскурсионный объект не дошел до нас в первозданном виде - в рассказе сначала обращается внимание на реконструкцию объекта, а после этого описываются события, с ним связанные. Следующее требование обусловлено тем, что экскурсионная методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, поэтому в экскурсии должны быть паузы. Во время пауз (переходы и переезды от объекта к объекту) экскурсанты получают возможность обдумать услышанное, закрепить материал в памяти, а экскурсоводу предоставляете/, возможность кратковременного отдыха. Не следует использовать паузы для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного, так как это разрушает «ткань» экскурсии и снижает в дальнейшем уровень восприятия материала. Для экскурсии, где много места занимает рассказ, могут быть характерны моменты «кризиса внимания», которые, по мнению психологов, наступают на 14-й, 25-й, 34-й и т. д. минутах. В это время рекомендуется привести интересный пример, сообщить интригующий факт, подробность или переключить внимание экскурсантов на новый объект и в плане показа, и в плане рассказа. Продолжительность рассказа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом привлечь внимание экскурсантов. Несоблюдение данных требований экскурсионной методики приводит к такому недостатку экскурсии, как лекционность.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|