Здавалка
Главная | Обратная связь

Назовите и охарактеризуйте единицы текстово-документационного обеспечения экскурсионного проекта.



Текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем экскурсии. В нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается их объективная оценка. Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать главное, наметить логический ход изложения материала, обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы к другой или от одного объекта к другому.

К тексту предъявляются следующие требования: краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала (даты, цифры, названия, фамилии и т. п.), полное раскрытие темы, литературный язык.

При подготовке экскурсии составляются два вида текста – контрольный и индивидуальный. Контрольный текст первичен по времени создания и представляет собой тщательно подобранную и выверенную по источникам информацию по теме экскурсии. В большинстве случаев контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, что создает удобства при подготовке новых вариантов одной и той же экскурсии, рассчитанных, например, на различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных текстов экскурсоводов. Таким образом, контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.

Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ о них и событиях, с ними связанных. Исключение составляют отдельные случаи, когда материал невозможно расположить в обзорной городской экскурсии. Здесь контрольный текст – это материал к подтемам экскурсии.

Кроме материалов для рассказа в основной части экскурсии, в него должны быть включены материалы, составляющие содержание вступление и заключение, а также логических переходов между подтемами экскурсии.

Контрольный текст выполняет контрольные функции: при утверждении новой экскурсии уточняется, излагает ли экскурсовод материал в четком, не упускает каких-либо положений и фактов, дает ли нужное толкование тому, что раскрывается в экскурсионной теме.

Контрольный текст должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

«Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии (Емельянов, 1980, С.49; 1998, С. 131). Реально набор материалов помещается в папку, пакет или небольшой портфель.

Назначение «портфеля экскурсовода» сводится к тому, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, дать зрительное представление об объекте. Это целесообразно тогда, когда не все объекты, необходимые для раскрытия темы, можно показать в натуре: что-то не сохранилось, а что-то существует пока лишь в проекте. Одним словом, «портфель экскурсовода» позволяет максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Характер наглядных пособий «портфеля экскурсовода» зависит от темы экскурсии и диктуется ее содержанием, поэтому «портфели» создаются, как правило, по каждой экскурсионной теме.

В «портфель экскурсовода» включается карточки с цитатами, фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, рукописей, репродукции произведений изобразительного искусства, образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции минералов, почв, насекомых, макеты, муляжи.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом, которые даются экскурсоводом при показе экспоната экскурсантам. Иногда пояснения приклеивается с обратной стороны экспоната.

В «портфель» включается только те пособия, которые удобны для пользования и являются наиболее выразительными. Количество их не должно быть велико, чтобы не отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимание. Кроме этого важно, чтобы наглядные материалы, предназначенные для одной экскурсии, не были однообразными (например, только фотографии). Иначе это обеднит экскурсию и не позволит «портфелю» выполнить своего назначения.

В заключении комплектования «портфеля экскурсовода» тщательно продумываются и проверяются на маршруте методические приемы и техника его использования. После этого рекомендации по работе с наглядными материалами «портфеля» включается в методическую разработку экскурсии.

Методическая разработка – это документ, определяющий как провести данную экскурсию, как организовать показ объектов и рассказ о них, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно. Методическая разработка подытоживает и обобщает всю предыдущую работу экскурсовода по подготовке экскурсии. Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: указывать экскурсоводу пути для полного и объективного раскрытия темы, вооружать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять показ и рассказ в единое целое.

Собственно методическая разработка предваряется титульным листом, на котором указывается наименование учреждения, разработавшего данную экскурсию; название экскурсионной темы; вид экскурсии (прежде всего по способу передвижения); продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах); протяженность маршрута; состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия; фамилии составителей методической разработки; дата утверждения документа.

На следующем месте излагаются цель и задачи экскурсии, помещается схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Собственно методическая разработка, отражая композицию экскурсии, состоит из трех частей: вступления, основной и заключительной части. Вступление и заключение оформляются в виде краткого плана, намечающего последовательность действий экскурсовода.

Вступление:

1. познакомится с группой, представив экскурсовода и водителя;

2. напомнить правила поведения на улице, в автобусе, при выходе из автобуса;

3. предупредить о том, что задавить вопросы и делится впечатлениями следует в предоставленное для этого время;

4. назвать тему экскурсии;

5. охарактеризовать маршрут экскурсии;

6. обозначить продолжительность экскурсии.

Заключение:

1. подвести итоги экскурсии;

2. сделать вывод по теме экскурсии;

3. предложить экскурсантам задать интересующие их вопросы по теме экскурсии;

4. указать пути после экскурсионной работы по теме экскурсии.

Основная часть методической разработки оформляется в виде таблицы из семи граф-колонок.

В графе «Маршрут экскурсии» перечисляются участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до места окончания экскурсии, называется пункт начала экскурсии и место окончания первой подтемы, затем – место начала второй подтемы и место ее окончания и т.д. до конечного пункта экскурсии.

В графе «Место остановки» указываются точки маршрута, где для осмотра объектов предусмотрена остановка на пешеходной экскурсии, предполагается выход из автобуса или осмотр объектов из окон автобуса без выхода из него. При заполнении данной графы следует точно и конкретно указывать место остановки, избегая расплывчатых формулировок – «Центральная площадь», «ул. Жукова» и т.п.

В графе «Объекты показа» соответственно маршруту экскурсии перечисляются основные и дополнительные объекты (здания и их части, панорамы, монументы, памятные места и другие объекты культурно-исторического и природного наследия), которые показывают группе на остановке, в ходе перемещения группы к другим объектам или остановкам.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые объекты (высокое здание, башня, колокольня).

В графе «Продолжительность экскурсии» указывается ориентировочное время пребывания на каждом участке маршрута, которое представляет собой сумму времени, затрачиваемого на показ объекта, рассказ о нем и на передвижение экскурсантов к следующей остановке.

В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» называется подтема, раскрываемая на данном участке маршрута, в данное время и на обозначенных в графе 3 объектах, а также в виде плана формулируются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в пешеходной экскурсии по г. Омску «Душа старого Омска» одна из подтем носит название «Основание г. Омска», при раскрытии которой освещаются следующие вопросы: экспедиция И. Бухгольца, краткая история основание города, деревянная крепость.

Данная графа должна содержать краткие записи, а количество основных вопросов, раскрывающих подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» перечисляются рекомендации по технике ведения экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, выполнении санитарно-гигиенических требований, особенно во время загородных экскурсии, правилах поведения экскурсантов в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, требованиях по охране природы и правилах противопожарной безопасности и т.д. Например, могут быть сделаны следующие записи: группа располагается так, чтобы все видели вход в здание; группа переходит на другую стороны улицы через подземный переход (светофор); во время переезда к следующему объекту экскурсантам предоставляется отдых; на данной остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования; рассказ ведется при замедленном движении автобуса.

В графе «Методические указания» даются рекомендации по использованию наиболее эффективных для раскрытии данной подтемы методических приемов показа и рассказа. Приведем примеры записей, которые могут быть сделаны в этой графе: дается справка об объекте; используется прием зрительного сравнения; необходимо пояснить терминологию; показать фотографии и репродукции из «портфеля экскурсовода»; использовать в рассказе старые названия улиц для создания образа прошлого; показать сохранившиеся части старой постройки; использовать прием репортажа; задать вопросы экскурсантам; процитировать отрывки из произведения; указать варианты логического перехода к следующей подтем.

Объем методической разработки зависит от количества экскурсионных объектов, числа освещаемых подтем, продолжительности и протяженности маршрута. Как правило, он не должен превышать 6-12 страницу печатного текста.

Таким образом, значения методической разработки заключается в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет соотношения основных элементов экскурсии – показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике и технике ведения экскурсии и, наконец, дисциплинирует экскурсовода.

Индивидуальный текст является основой рассказа экскурсовода или представляет собой готовый для исполнения рассказ. Индивидуальный текст содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Материал размещается той же последовательности в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной из подтем экскурсии. Все части индивидуального текста строится по следующей схеме: характеристика объекта; общий материал, посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району, краю; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом или местом; обобщения и выводы по раскрываемой подтеме; логический переход к следующей подтеме.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и строится в полном соответствии с маршрутом экскурсии. Индивидуальный и контрольный тексты совладают по содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делаются по отдельным подтемам и по теме экскурсии в целом.

Ведь, находясь у одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же, но делают это по-разному. Поэтому идентичное содержание в разных индивидуальных текстах может передаваться разными оборотами речи, то есть иметь разное словесное наполнение, может излагаться с различной последовательностью одинакового материал в рассказе и, наконец, может подтверждаться разными фактами. Кроме этого, у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну и ту же тему, может быть разная степень эмоциональности и они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и рассказа.

Таким образом, имея один контрольный текст в качестве эталона содержания, можно построить несколько индивидуальных текстов, в которых найдут отражение особенности речи экскурсовода и его манера ведения экскурсии.

Индивидуальный текст следует писать от 1 лица, тем самым выражая свою индивидуальность.

Для удобства пользования индивидуальный текст рекомендуется перенести на карточки, где полностью или в краткой форме записываются данные от объекта, основные мысли рассказа, цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняются несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов дословно.

Для приема (сдачи) экскурсии и ее утверждения обязательна следующая документация по теме экскурсии:

1) список литературы по теме (перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при разработке данной темы);

2) карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут (содержат сведения, характеризующие экскурсионный объект: вид памятника, его названия, события, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания памятника, источники информации о нем).

3) контрольный текст экскурсии (содержит подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему; содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов);

4) индивидуальный текст экскурсовода (содержит материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом; содержит характеристику объектов и событий);

5) схема (карта) маршрута (показывается путь следования группы, обозначаются начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам);

6) «портфель экскурсовода» (содержит фотографии, схемы, чертежи, копии документов, образцы продукции предприятий и другие наглядные пособия);

7) материалы по теме экскурсии (рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, цитаты из литературных произведений и т.п.);

8) методическая разработка экскурсии (содержит рекомендации по проведению экскурсии: называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.