Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспозиция литературного музея. Фото А. Степаненко.



 

Паспорт музея вручила старший научный сотрудник Мурманского областного краеведческого музея С.П. Мартюшова. Добрым напутствием прозвучали ее слова: «Музей – это институт духовной культуры… В Мурманской области есть несколько литературных музеев, но это музеи при библиотеках. А вы - первая библиотека – музей, не просто пионер, а первый пионер в области. Вручая новорожденному музею «Свидетельство о рождении», я желаю нашему музею (а это наш музей, городской, музей для всех мурманчан) не просто долголетия, а бессмертия и процветания».

За два года работы литературного музея 2886 человек стали участниками его мероприятий и познакомились с экспозицией. Предваряет ее фотовыставка «Мурманск в старых фотографиях», на ней – наш город, знакомый и неизвестный, тот, каким его видели мурманчане в 30- 60-х гг. прошлого века. Снимки позволяют ощутить атмосферу довоенного Мурманска и города первых послевоенных десятилетий.

Музейная экспозиция состоит из трех разделов: «Литературная династия Мурманска», «Н.Н. Блинов: Штрихи к портрету старейшего литератора Мурманска», «А.С. Хрусталева: Женщина из морского братства».

 

В центре литературной выставки - стеллаж, посвященный писательской семье Блиновых – Хрусталевой. Здесь представлены книги, копии фотографий и документов из семейного архива. Наиболее интересны фотографии: «Н.Н. Блинов представляет литературную династию» (1979г.) и «Семья писателя в день 90-летнего юбилея А.С. Хрусталевой» (2002г.), а также копия письма С.Панкратова (последнего редактора журнала «Север», ушедшего из жизни в апреле 2005 года) А.С. Хрусталевой.

 

Интересно, что, помимо отдельных изданий каждого автора, существуют книги, в создании которых принимали участие сразу несколько представителей литературной династии. Так, в сборнике «69 параллель» опубликованы рассказы Николая Николаевича и Бориса Блиновых. В первой книге Б.Блинова «Вершина Ян-Майена» опубликована повесть «Ищу вчерашний день (Михаил Кононов)», написанная совместно с братом Николаем. На обложке книги «Флаг на грот-мачте» одно имя – Николай Блинов, но в послесловии читаем: «Эту книгу мы написали вместе с отцом, а послесловие пишу я один, Николай Блинов, младший». Цикл рассказов «Осенние астры» из книги А.С. Хрусталевой «На полубаке» написан ею с сыном Николаем, он же стал иллюстратором книги. Братья Николай и Борис Блиновы - соавторы книги «Друзья из Междурейсового».

Экспонаты рассказывают и о совместной общественной деятельности литературной семьи. На выставке представлено приглашение на вечер «Клуба капитанов», в котором принимала участие семья моряков Блиновых.

Представлена и видеозапись документального фильма ГТРК «Мурман» «Причал судьбы», получившего Диплом Баренц-ТВ Фестиваля 2003 года. «Выбрав захватывающую историю одной семьи, … создатели «Причала судьбы» успешно справились с задачей показать значение человеческого фактора в важный период Российской истории», - говорится в Дипломе.

 

 

На стеллаже представлены также два тематических досье, посвященных жизни и творчеству старших представителей династии – Н.Н. Блинову и А.С. Хрусталевой.

В тематическое досье «Николай Николаевич Блинов: Штрихи к портрету» вошли более ста публикаций 1966-2004 гг. из центральной и региональной прессы. На основе досье в 2004 году был создан одноименный биобиблиографический указатель, также представленный на выставке.

В досье, посвященное А.С. Хрусталевой, вошли более 60 публикаций, в настоящее время продолжается работа над созданием на его основе биобиблиографического указателя «А.С. Хрусталева: Женщина из морского братства».

Выставка рассказывает и об открытии мемориальной доски Н.Н Блинова на доме, в котором он жил в 1948-1984 гг., а также об истории создания музея литературной династии и его работе. Здесь же находится книга отзывов посетителей музея.

В центре над музейной экспозицией расположена картина Н.Н. Блинова (сына) «Закат на море». Выбор картины неслучаен. Море – это то, что объединило семью Блиновых. Море, Мурманск, семья – вот основные, неразделимые для них понятия. Об этом же говорит и ремарка автора картины, которой он сопроводил свою работу:

«С морем у меня особые отношения. Начать с того, что мое детство прошло в морском северном городе Мурманске. Любимым нашим занятием в детские годы было бродить по обнаженному отливом дну Кольского залива, обнаруживая и исследуя остатки загадочной подводной жизни.

Вся семья у нас оказалась морская. Отец и мать закончили Архангельское мореходное училище и оба ходили механиками по северным морям. Младший брат Борис, окончив ЛЭТИ по специальности "электрооборудование судов" и Московский литературный институт имени Горького, до сих пор плавает по морям-океанам и пишет рассказы и повести о морской жизни. Только мне не выпала морская судьба.

А море, как загадочный и недостижимый мир, всё манит и зовет, но увы, тщетно».

Одна из музейных витрин посвящена основателю литературной династии, Н.Н. Блинову, а вторая – Музе семьи Блиновых, А.С. Хрусталевой.

В верхнем экспозиционном комплексе музейной витрины, посвященной Н.Н. Блинову, - уникальный экспонат, картина известного ненецкого художника Тыко Вылко «Бухта в Новой Земле», подаренная автором своему давнему приятелю, Николаю Демьяновичу Блинову, отцу писателя.

11 апреля 2003 года в день открытия литературного музея старший сын Н.Н. Блинова передал картину, хранившуюся в семье писателя со словами: «Тыко Вылко – художник, близкий по уровню к Пиросмани. В Архангельске есть специальный музей Тыко Вылко. В Мурманске его картин нет. Поэтому я хотел бы, чтобы эта картина была в музее и он был бы единственным собственником картины Тыко Вылки в Мурманской области».

Один из экспозиционных комплексов витрины посвящен пионерскому детству Н.Н. Блинова. Представляет интерес копия фотографии 1924 года, сохранившейся в семье писателя.

 

Сохранились и комментарии к этой фотографии Н.Н. Блинова: «На ней вы видите слет пионерских отрядов города Архангельска у памятника Ломоносову в 1924 году». В верхнем ряду крайний справа – Коля Блинов, звеньевой отряда «Чайка», а позже – вожатый первого городского отряда.

О дальнейшей судьбе Николая Блинова говорят личные вещи моряка и писателя: «Карманный технический справочник» издания 1938 года, морской китель, удостоверение к медали и медаль «За оборону Советского Заполярья».

Последний экспозиционный комплекс - об истории создания книги «Судьбы» и о поездке писателя в Австралию к братьям. В витрине находятся копии фотографий австралийских родственников (матери и братьев писателя), сувениры, привезенные из Австралии, «Грамота пересекающего экватор», пишущая машинка и страница из дневника писателя.

Не менее интересна музейная витрина, посвященная женщине из морского братства, Музе семьи Блиновых, А.С. Хрусталевой. Старший сын, Николай, сумел в нескольких строках рассказать о ее удивительной судьбе.

«Александра Серапионовна Хрусталева, 1912 года рождения, вологодская крестьянка, с 1917 года купчиха, с 1918 года раскулаченная. Закончила Архангельское мореходное училище и с 1930 года механик Мурманского флота. Ходила в "загранку", мерзла во льдах, работала в порту, преподавала в мореходке, воспитывала детей, потом внуков. Теперь у нее три правнука. Каждое утро мама делает зарядку, обливается холодной водой и не меньше двух часов гуляет в любую погоду. Каждый день трудится. Написала и издала три книги воспоминаний о своей жизни»,- писал он в 2002 году, за два года до ее смерти.

О жизни купеческой семьи Хрусталевых рассказывают альбом и фотографии начала прошлого века, старинная посуда, доставшаяся А.С. Хрусталевой в наследство от мамы и бабушки.

В витрине представлены фотографии курсантки Архангельской мореходки Шуры Хрусталевой, единственной женщины - судового механика Александры Хрусталевой и преподавателя мурманского мореходного училища Александры Серапионовны.

О педагогической деятельности А.С. Хрусталевой свидетельствует трудовая книжка, альбом, подаренный курсантами ее последнего выпуска 1968 года, настольные часы с дарственной надписью курсантов: «Учителю от благодарных учеников в День 8 марта 1962 года».

 

В витрине находятся все четыре прижизненных издания книг А.С. Хрусталевой с дарственными надписями автора Библиотеке – музею, а также авторская рукопись рассказа «Пирог с секретом».

Александра Серапионовна была обаятельной женщиной, хорошей хозяйкой и очень гостеприимным человеком. В экспозиции представлены ее личные вещи: шкатулка работы палехского художника А. Громова, янтарные бусы, письменный прибор, одно из первых послевоенных изданий кулинарной книги «1000 вкусных блюд» и книга В. Логинова «Кулинарные хитрости», рецензентом которой была А.С. Хрусталева.

Как признание заслуг Александры Серапионовны перед городом стало вручение ей ленты «Почетный житель улицы Октябрьской» и Благодарственного письма первого мэра города – героя Мурманска О.П. Найденова. Они представлены в музейной экспозиции.

В литературной экспозиции представлены книги, копии фотографий и документов, аудио- и видеозаписи, которые рассказывают о младших представителях литературной династии Блиновых – сыновьях писателя, Николае и Борисе.

На выставке, рядом с фотографией мужской средней школы № 1 города Мурманска - фотография ее выпускника 1954 года, золотого медалиста, Николая Блинова.

Профессор Николай Николаевич Блинов (сын) – разносторонне одаренный человек - известный ученый, художник, писатель. И неудивительно, что на выставке, рассказывающей о нем, представлены разноплановые издания. Это первый рассказ Н.Н. Блинова (сына) «Сильнее солнца», опубликованный в журнале «Техника - молодежи» в 1963 году, многочисленные публикации в журнале «Север», романы «Пленники параллельных миров» и «Оглянись без гнева», а также научно-популярные издания– «Глаз и изображение», «О физическом в искусстве» (с репродукциями картин художника и ремарками к ним). Интересно, что в создании учебного пособия для студентов медицинских вузов под редакцией Н.Н. Блинова(сына) принимали участие и внуки Николая Николаевича Блинова – Николай и Андрей.

Младший сын писателя, Борис Николаевич Блинов, - известный в Мурманске человек: прозаик – маринист, автор 9 книг прозы, ветеран «Севрыбхолодфлота», редактор литературного альманаха «Мурманский берег», первый председатель Мурманского областного отделения Союза российских писателей и председатель «Ассоциации творческих союзов Мурманской области». В экспозиции - его книги и копия диплома об окончании Литературного института имени Горького, копии публикаций в периодике, посвященные вручению премий «АСТЭС», и диплом коллективу авторов литературного альманаха «Мурманский берег» - лауреату премии администрации Мурманской области за достижения в области профессионального мастерства, подписанный губернатором Ю.А. Евдокимовым (1996г.). Этой же премией отмечена и последняя книга Б. Блинова «Как воды наполняются морем…»

Но самым удивительным экспонатом, на наш взгляд, стала копия статьи А. Аджубея «Берег счастья» из «Комсомольской правды» 1952 года и фотография артековца Бориса Блинова. В статье рассказывается о жизни в пионерском лагере «Артек», первые абзацы посвящены пионеру из Мурманска Боре Блинову. А с фотографии смотрит улыбающийся мальчишка в пионерском галстуке.

 

Глава 4.

«…писателя другого с такой судьбой у нас нет».

Так удивительно точно известный мурманский поэт Виктор Леонтьевич Тимофеев сказал о жизни своего учителя, Н.Н. Блинова.

И писатель в книге «Судьбы» признавался, что ощутил «соленый вкус собственной жизни, которую не променяешь ни на чью другую».

В фонде музея находится машинописный сценарий литературно-драматической передачи «Семейная традиция» из цикла «Портреты современников», прозвучавшей по Мурманскому радио 3 сентября 1971 года. К сожалению, запись передачи в архивах ГТРК «Мурман» не сохранилась. Тем ценнее этот экспонат.

Вот что рассказывается о детстве Н.Н. Блинова в радиопередаче:

«Вместе со своими сверстниками, архангельскими мальчишками и девчонками, Николай был в гуще всех бурных событий города…

Но самое яркое воспоминание детства – выпуск школьного журнала. Задумал его он, Николай. В журнале помещались разные заметки, были даже рассказы и стихи. До сих пор хранятся у Николая Николаевича его стихи, которые когда-то были напечатаны в этом журнале. Конечно, сделаны они по-детски, но мысли, вложенные в них, по-взрослому серьезные. Стихи о революции, о жертвах, принесенных во имя свободы, о светлом будущем…

Сначала ребята печатали журнал на машинке в одном – двух экземплярах и распространяли по школе. Позднее отец Коли - Николай Демьянович- научил ребят печатать на гектографе. И стал их журнал «Костер» известен всем школьникам Архангельска… Это первое авторство оставило заметный след в жизни Николая Николаевича Блинова».

Сохранились воспоминания об этом же событии самого Н.Н. Блинова. Об издании «Костра» писатель рассказывает в 11 номере журнала «Вожатый» за 1968 год (журнал – один из экспонатов литературного музея). Название публикации – «Первый городской».

«Чайки» выпустили журнал «Костер». Журнал вышел в 12 экземплярах с двухцветными рисунками. Печатался он на машинке химической лентой. Картинки рисовались сине-красным химическим карандашом. Затем каждую страницу оттискивали на желатиновой массе, с которой и делались двенадцать оттисков. Первый номер был выпущен «Чайкой», следующие номера стала выпускать отрядная редколлегия и «Костер» стал отрядным журналом».

Стихи Николая Блинова, печатавшиеся в архангельском журнале «Костер», действительно сохранились. Александра Серапионовна в 2003 году передала в музей блокнот под названием «Стихозы»со стихами начинающего поэта - ученика четвертой архангельской школы.

В блокноте 50 стихотворений. Условно можно выделить несколько тем. Как дань эпохе 20-х годов прошлого века – стихи о революции, строительстве нового мира, о жизни пионеров. Но не только об этом стихи молодого Николая Блинова.

Много здесь и пейзажных стихотворений, например: «Весенняя песня», «Осенние думы», «Зимние сумерки». Как предчувствие будущей судьбы, связанной с морем, - стихи «Моря гладь неспокойна сегодня…», «Ночь над морем», «Мой карбас», «Разбитая шхуна», «Чайка».

Вот одно из стихотворений юного поэта.

ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ

 

Вот окончилась лютая вьюга,

Снег на землю с высот не летит.

И с далекого милого юга

В гости ласточка с песней спешит.

По полям и лесам раздается

Песня милой идущей весны.

Сердце радостно, трепетно бьется

После долгой томящей зимы.

И идет она, сыпля цветами,

Озаряя сияньем поля,

Убирая цветными коврами

И сады, и леса, и луга.

Всюду песня весны раздается,

Все ликует в потоке живом.

Песня громче и громче несется,

В ней поется о счастье земном.

 

В блокноте и первая рецензия на творчество четырнадцатилетнего поэта. Вот отрывок из нее:

«Я б на месте этого маленького даровитого поэтика ушел бы от слов «кровь», «кровавый», «изнеможенье», «победа», «вопль», «груда тел» и т.д., ушел бы к исканиям слов нежных, ярких, сверкающих, чудно – новых и певучих.

Вдохновение – единственное оправдание, единственная сущность и ценность всякого творчества (я не говорю о журналистике и газетной работе). Но… Вдохновение надо полить потом, иначе – оно никчемно. Надо работать над каждою строкой, над каждым словом. Надо быть к себе беспощадным, кроить и перекраивать тысячи раз, не щадить ни мозгов, ни души. А работать стоит, ей-богу, стоит – поверь мне. У тебя славное перо.

27 ноября 1922 года.

Архангельск».

Автор рецензии неизвестен. Возможно, это журналист, один из сотрудников газеты «Волна», где с 1921 по 1925 гг. секретарем редакции работал отец Н.Блинова, Николай Демьянович.

Вновь обратимся к тексту радиопередачи «Семейная традиция».

«После детских литературных опытов Н.Н. Блинов долго не брался за перо. Снова начал писать в 30-х годах. Толчком послужила в некотором роде обида. Ему казалось, что журналисты и писатели, увлеченные экзотикой морской жизни, пишут о штурманах, капитанах. А вот о механиках, людях, обслуживающих сложнейшие механизмы, забывают. Для самого же Николая Николаевича и его жены эта профессия была самой поэтичной, самой интересной».

А вот как рассказывает об этом Николай Николаевич в выступлении «Полвека труда и борьбы: Наш заполярный город и мои друзья - мурманчане» (в музее хранится авторский машинописный текст этого выступления):

«Суровое море, обледенение, полярная ночь… Для меня было все необычно. И не только для меня. Мало кто в нашей стране знал о работе моряков-рыбаков в Заполярье. И немногие представляли, как пароходами ловить рыбу в море – океане.

Работая в новых условиях, я надумал познакомить… людей, которые далеки от моря, с условиями жизни в Заполярье, работой наших моряков. Стал писать очерки. К моему удивлению, в 1934 году все очерки были опубликованы в журнале «За рыбную индустрию Севера», издававшемся тогда в Ленинграде.

Читая их в напечатанном виде, я еще раз убедился, как мало представляют даже в недалеком сравнительно Ленинграде редакторы и издатели жизнь нашу и работу. В одном из очерков, на иллюстрациях были нарисованы наши моряки в совиках и малицах, а фраза: «Тяжело вращаются мотыли вала машины», была исправлена: «В машине мелькают мотыльки»!!!

Есть в нашем музее и авторский текст выступления писателя «Этого забывать нельзя». Оно о Мурманске в первые месяцы войны. Автор приводит отрывки из своих записных книжек военных лет. Итак, Мурманск, 1941 год.

«…Первая бомбежка 13 августа. Бомбы на Судоверфь, Рыбный порт, Торговый порт. Город не тронули, наверное, думают захватить в целости и сохранности. Но в Мурманске стало страшно жить и работать.

***

…Сегодня Люба, сестра операционная, рассказала о пленных военных летчиках: «Один, с железным крестом, тонкогубый, гордый, только ноздрями шевелит при перевязках. Хирург Василий Александрович к нему подошел при обходе с самокруткой - «козьей ножкой» в зубах, а он: «Теперь понятно, почему нас так кормят, если герр доктор курит такие сигареты». Другой – совсем мальчишка. Хирург его спросил: «Зачем по поезду пассажирскому стреляли? Ведь там женщины и дети, эвакуированные из Мурманска, там люди». Он ему: «Нам не нужны люди, нам нужно жизненное пространство!»

***

…Николаю Ивановичу позвонили из больницы после обеда. В морге он опознал труп сына по белобрысому чубу, прилипшему на пустую глазницу бывшего голубого глаза. Мы продолжали работать.

***

…Между горящими домами мы увидели молодую маму. Она прижимала к груди дочку, от которой осталась только половиночка…

***

…Война, как сумасшедший с бритвой над колыбелью спящего ребенка…

***

…Вместо домов, улиц, играющих детей какие-то столбики, груды кирпича, головешек, пыли. Голубое закатное небо сквозь дыры закопченных стен домов без крыш.

Мурманск, 1942г. Фото Е. Халдея

***

Мы смеялись и плакали. Кончилась война! Неужели еще такое будет? Люди, что не сошли с ума! Дайте ваши руки! Этого допустить нельзя!»

Имя Николая Блинова неразрывно связано с нашим городом. Литературный музей рассказывает не только о судьбе и творчестве писателя, но и о жизни людей его поколения, об истории Мурманска. Как признание в любви звучат слова одного из выступлений Николая Николаевича Блинова:

«Низкий поклон вам, мурманчане, люди, освоившие Баренцево море, его суровое побережье, Гусиную балку и Канинское мелководье, застроившие наши городские террасы, засыпавшие болота на Пяти углах, годами ютившиеся по восемь – десять человек в десятиметровых комнатах.

Я благодарен судьбе, что мне довелось жить с вами».

Глава 5.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.