Здавалка
Главная | Обратная связь

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА



НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК

Организационные формы производства и предприятий АПК. Организационно-экономические основы кооперативов; хозяйственных товариществ и обществ; государственных и муниципальных унитарных предприятий; объединений предприятий; крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения и особенности управления в них.

Понятие и составляющие системы хозяйства. Классификация систем хозяйства. Требования, предъявляемые к рациональной системе хозяйства. Факторы формирования системы хозяйства. Система растениеводства и система животноводства: элементы, содержание и организационно-экономическое значение.

Экономическая сущность и формы специализации предприятий. Факторы специализации производства. Принципы рационального сочетания отраслей предприятия. Специализация, кооперирование и комбинирование производства. Специализация – основа производственной типизации предприятий. Организационно-экономическое обоснование рациональной производственной структуры предприятия. Оценка эффективности специализации предприятия.

Экономическая сущность и принципы хозяйственного расчета. Экономические, организационные и социальные условия обеспечения деятельности предприятий на самофинансировании. Формы хозяйствования и формы внутрихозяйственного расчета. Организация внутрихозяйственных (внутрипроизводственных) отношений.

Значение производства зерна. Размещение производства. Планирование на предприятиях производства и использования зерна. Организация основных рабочих процессов при производстве зерна. Оплата труда работников, занятых производством зерна. Организация реализации и хранения зерна. Организация семеноводства. Пути повышения эффективности производства зерна. Методика определения показателей эффективности производства и реализации зерна.

Концентрация и размеры производства картофеля в специализированных предприятиях. Интенсивные технологии производства картофеля. Организация основных рабочих процессов. Оплата труда работников, занятых в картофелеводстве. Организация реализации и хранения картофеля. Пути повышения эффективности производства картофеля. Методика определения показателей эффективности производства и реализации картофеля.

Организация производства технических культур. Типы и размеры специализированных льноводческих предприятий. Организационно-экономическое обоснование производства продукции льноводства. Формы организации труда. Организация трудовых процессов. Материальное стимулирование работников льноводства. Пути повышения эффективности производства продукции льноводства. Методика определения показателей эффективности производства и реализации льнопродукции.

Понятие и принципы организации кормовой базы животноводства. Источники поступления кормов и системы организации кормообеспечения сельскохозяйственных предприятий. Организация полевого кормопроизводства. Организация производства кормов отдельных видов. Кормовой план и кормовой баланс. Методика оценки эффективности организации кормопроизводства.

Значение отрасли скотоводство, ее размещение, уровень и проблемы развития. Производственные типы специализированных скотоводческих предприятий. Сочетание скотоводства с другими отраслями. Организация воспроизводства поголовья животных. Формы организации труда. Организация основных рабочих процессов. Повышение эффективности скотоводства. Методика определения показателей эффективности производства и реализации продукции скотоводства.

Значение отрасли свиноводство, ее размещение, уровень и проблемы развития. Организация свиноводства. Типы и размеры специализированных предприятий. Организационно-экономическое обоснование производства свинины. Организация воспроизводства поголовья животных. Формы организации труда. Организация трудовых процессов. Материальное стимулирование труда работников свиноводства. Методика определения показателей эффективности производства и реализации продукции свиноводства.

Хранение, переработка и реализация продукции как виды предпринимательской деятельности. Организация хранения. Пути сокращения потерь при хранении продукции. Организация товарной доработки и промышленной переработки продукции: преимущества, виды. Организация реализации сельскохозяйственной продукции: выбор и обоснование каналов реализации, способы реализации.

Список литературы

Основная

1. Гражданский кодекс РФ: Части 1, 2,3 и 4: - М.: ООО «ТК Велби», 2010. – 540 с.

2. Федеральные законы Российской Федерации

3. Ариничев В.Н., Бердников В.В., Грядов С.И. и др. Организация сельскохозяйственного производства. – М.: КолосС, 2004. 504 с.

4. Асташов Н.Е. Организация сельскохозяйственного производства. Учебник для ВУЗов. – М.: Академический проект, 2007. – 463 с.

5. Новые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Конспект лекций. Ю.А. Конкин, В.Т. Водяников, О.В. Богданова и др. / Под ред. Ю.А. Конкина. – М.: 2001. – 86 с.

6. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров, В.А. Удалов, С.И. Грядов и др. / Под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: КолосС, 2008. – 608 с.

7. Яковлев Б.И., Яковлев В.Б. Организация производства и предпринимательство в АПК. – М.: КолосС, 2004. – 424 с.

 

Дополнительная

1. Богданова О.В. Организационно-экономический механизм развития мясопродуктового подкомплекса в АПК региона. Лекция. – Тверь: Издательство ТГСХА «АГРОСФЕРА», 2007. – 47 с.

2. Богданова О.В., Ларионов А.В. Организационно-экономический механизм развития рынка сельскохозяйственной техники. – Тверь: «АГРОСФЕРА», ТГСХА, 2009. – 194 с.

3. Богданова О.В., Ларионов А.В., Леметти Ю.А. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства: проблемы, тенденции и перспективы стабилизации. - Тверь: «АГРОСФЕРА», ТГСХА, 2010. – 212 с.

4. Богданова О.В., Ларионов А.В., Леметти Ю.А. Стратегия устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона: теория и практика. – Тверь: Издательство Тверской ГСХА, 2011. – 166 с.

5. Волков О.И., Девяткин О.В. Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие. – М,: ВО, 2010. – 448 с.

6. Леонова Л.А. Организация сельскохозяйственного производства. Альбом наглядных пособий. – М.: Лань, 2007. – 320 с.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сущность и цели планирования. Основные понятия планирования, определение целей предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения планов. Классификация планов по степени охвата, по содержанию, по предмету планирования, по сферам функционирования, по глубине планирования, по срокам, с точки зрения структуры управления, по возможности изменения плана.

Основные понятия прогнозирования, классификация по масштабности, периоду и цели. Основные понятия плана, проекта, бизнес-план, бизнес-планирование, план предприятия.

Теоретические стратегии и проекты, методология, теоретические стратегии.

Методы прогнозирования: интуитивные (индивидуальные и коллективные), формализованные, функционально-логические, структурные, экономико-математические.

Методыпланирования. Задачи математического программирования, балансовый метод, экспериментальный, экономико-математический, нормативно-ресурсный.

Планирование минимально необходимого объема производства и реализации в натуре. Факторы, влияющие на внутрихозяйственное использование продукции.

Безубыточность проекта как экономическая категория. Постоянные и переменные расходы, влияние цены. Безубыточность продукции животноводства и растениеводства.

Планирование видов инвестиций и форм привлечения капитала для осуществления бизнеса. Классификация инвестиций, виды инвестиций, методы привлечения инвестиций. Финансовое планирование. Операционная, инвестиционная и финансовая деятельность.

Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта, (простые, дисконтные, бальный метод, метод перечня критериев). Коммерческая, бюджетная и народнохозяйственная эффективность инвестиционного проекта.

Жизненный цикл проекта, стадии.Основные этапы жизненного цикла проекта. Границы стадий жизненного цикла проекта. Взаимосвязь стадий проекта, операционного, инвестиционного и финансового цикла. Точка окупаемости и срок возврата кредита.

Планирование показателей рентабельности методом «Дю пон» для различных сфер деятельности предприятий АПК. Понятие ГРАФ дерева-целей. Рентабельность собственного капитала, активов, реализации, ресурсоотдача.

Особенности и содержание стратегического, текущего и оперативного планирования. Основные понятия. Роль бизнес-плана в этих видах планирования.

Стратегическое планирование, задачи и функции стратегического планирования. Процесс стратегического планирования

Особенности и содержание стратегического, текущего и оперативного планирования. Роль бизнес-плана в этих видах планирования. Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Цель оперативного планирования и управления. Перспективное планирование, текущее пла­нирование, нормативный метод, статистико-математический метод. Автоматизация систем планирования.

 

Список литературы

Основная

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 260 с.

2. Бугров А.В. Основы стратегического планирования. Учеб. пособие. – Тверь: ТГСХА, 2006. – 70 с.

3. Бугров А.В. Особенности составления бизнес-планов. Учеб. пособие. – Тверь: «АГРОСФЕРА» ТГСХА, 2009. – 64 с.

4. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 176 с.

Дополнительная

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2007. – 287 с.

2. Деловое планирование (методы, организация, современная практика): Учеб. пособие /* Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 193 с.

3. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: ИИД «Филинъ», 2005. – 204 с.

4. Прогнозирование и планирование экономики / Под ред. В.И. Борисевича. – Мн.: Экоперспектива, 2007. – 431 с.

5. Черняк В.З., Черняк А.В., Довиденко И.В. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие. – М.: РДЛ, 2003. – 272 с.

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

Исторические этапы развития науки менеджмента. Отличительные особенности древних организаций и современных. Школы менеджмента: школа научного управления (рационалистическая) школа; классическая (административная) школа; школа человеческих отношений (науки о поведении); школа науки управления (количественных методов). Подходы к менеджменту: системный; процессный; ситуационный. Развитие и особенности менеджмента в России.

Менеджмент: субъект и объект управления. Характеристика управленческого труда. Формы управленческого труда.

Внешняя и внутренняя среда организации. Характеристика внешней среде: сложность, подвижность, неопределенность, взаимозависимость и взаимосвязанность. Вешние факторы прямого и косвенного воздействия. Внутренние характеристики организации.

Типы организационных структур. Механические организационные структуры: функциональная, дивизиональные (продуктовые, ориентированные на потребителя, региональная). Адаптивные организационные структуры: проектная и матричная. Особенности построения, достоинства и недостатки.

Функции менеджмента: основные и конкретные. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. Функция организация. Виды полномочий. Типы административного аппарата при штабных полномочиях. Функция мотивация. Содержательные теории мотивации (Т. Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, т. Мак Клелланда). Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости, комплексная модель Портера – Лоулера). Функция контроль. Виды контроля и этапы проведения контроля.

Управленческое решение. Виды решений: интуитивное, основанное на суждении, рациональное, уравновешенное, импульсивное, рискованное, инертное и осторожное. Этапы принятия управленческого решения.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок действия трудового договора. Особенности заключения трудового договора. Прекращение трудового договора.

Особенности кадровой работы на предприятии. Персонал организации. Кадровая служба и ее основные функции. Этапы кадровой работы: поиск (внешние и внутренние средства привлечения), привлечение (внешние и внутренние источники), отбор и найм. Особенности кадровой работы в условиях кризиса.

Требования, предъявляемые к деловым и личным качествам менеджера. Модель менеджера: знание и умения, личные качества, навыки и способности, ограничения в развитии личности, ресурсы менеджера, этика менеджера. Характеристика лидерства и власти. Формы власти. Стили управления: демократический, авторитарный, либеральный и смешанный.

Система управления персоналом: кадровая политика, подбор кадров, оценка. ротация и обучение.

 

Список литературы

Основная

1. Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. –М.: Дело, 1996 г.

2. Радугин А.А. Основы менеджмента (Учебное пособие). – М.: Центр, 1997 г.

3. Менеджмент организаций (учебное пособие). –М.: 1997 г.

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. –М.: 1997 г.

5. Королев Ю.Б. Менеджмент в АПК.М.: 2000 г.

Дополнительная

1.Мильнер Б.З. Организационные структуры управления производством. – М.:, 1997 г.

2.Менеджмент в схемах (пособие для подготовки к экзаменам).- М.:, 1999 г.

3.Макаренко М.В. Производственный менеджмент (учебное пособие).- М.: 1998 г.

МАРКЕТИНГ

Определение маркетинга (классический и современный подходы). Периодизация маркетинговой теории. Маркетинг как действенный инструмент конкурентной борьбы предприятия. Трансформация элементов комплекса маркетинга. Потребитель - ключевой элемент современного маркетинга. Концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция собственно маркетинга, концепция социально-этического маркетинга, концепция «ломая стереотипы».

Потенциал маркетинга какмаксимальная возможность предприятия в использовании всех передовых наработок в области маркетинга. Потенциал маркетингового инструментариякак совокупность средств и возможностей предприятия в реализации маркетинговой деятельности.

Структурные составляющие маркетингового потенциала: маркетинговые исследования, сегментация (выбор) целевого рынка, товарная политика предприятия, процесс ценообразования, сбытовая политика предприятия, персональные продажи, рекламная деятельность, стимулирование сбыта, формирование общественного мнения.Элементы современного комплекса маркетинга: потребитель (главный элемент), товар, цена на товар, распределение товара, коммуникации с потребителем.

Классы потребителей (купец, казак, студент, бизнесмен, русская душа). Основные мотивы свершения покупок по классам. Понятие жизненного цикла товара (идейное осмысление, внедрение, рост спроса, зрелость, спад спроса, завершение производства). Стратегии ценообразования («снятие сливок», цена дискриминации, цена проникновения). Понятие канала распределения и виды каналов в зависимости от числа участников.Основные коммуникационные технологии (реклама, PR, мерчендайзинг, брендинг, директ-маркетинг).

Модели (варианты) организации маркетинговой службы предприятий (функциональная; товарная; функционально-товарная (функционально-продуктовая, матричная); региональная. Сущность, преимущества и специфические особенности моделей.

Понятие коммуникационных технологий, виды современных коммуникаций с потребителем.ATL- (традиционная реклама) и BTL-технологии (Consumer Promotion, Trade Promotion, Direct Marketing, Event Marketing).Проблемы информационной перегрузки потребителя. Маркетинговые способы «взлома» защитных реакций мозга потребителя на информационную перегрузку.

Понятие и принципы маркетингового исследования. Два генеральных направления теории маркетинговых исследований (формализация исследования (школы Ф. Котлера, Д.Ф. Кокса, Р.Д. Базела, Ф. Букереля); неформальный анализ (школа К. Симмондса).Количественные методы (опросы, физиологические измерения, эксперименты, потребительские панели). Качественные методы: метод фокус-групп, глубинными интервью, наблюдения.

Маркетинговый анализ как моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово-сбытовой деятельности фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования. Оперативный (операционный) и стратегический маркетинговый анализ.Методы анализа динамики рынка, анализа структуры рынка и его отдельных элементов, стихийность.

Федеральный уровень (Конституция РФ, Налоговым (ч. 2), Гражданским и Уголовным кодексом РФ, ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «О рекламе», ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О связи и др).

Региональный уровень (Постановления Губернатора(ов) Тверской области: 1) от 16 апреля 2001 г. N 167 "Об утверждении приоритетных направлений региональной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001 - 2005 годы"; 2) от 05 апреля 2005 г. N 171 "Об утверждении приоритетных направлений региональной политики в сфере защиты прав потребителей на 2006 - 2009 годы". Основная цель потребительской политики, приоритетные направления региональной потребительской политики. Консумеризм как общественное движение, направленное на защиту прав потребителей называется.

Список литературы

Основная

1. Акулич И.Л. Маркетинг / И.Л. акулич. – М.: Высшая школа, 2010. – 528 с.

2. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2012. – 224 с.

3. Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики. – М.: КноРус, 2010. – 680 с.

4. Гавриленко Н.И. Маркетинг. – М.: Академия, 2011. – 192 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2011. – 816 с.

 

Дополнительная

1. Алешина И.В Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 384 с.: ил.

2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика. 2007. – 320 с.: ил.

3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 624 с.: ил.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: Финпресс, 2008. – 496 с.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг: большой толковый словарь. – М.: Омега-Л, 2009. – 264 с.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.