Виды, причины и стадии наступления банкротства
Для того чтобы достичь поставленных при проведении процедур банкротства целей, необходимо выявить причины, приводящие предприятия к кризису. Исходя из понимания причин сложившейся ситуации, можно сделать вывод о том, с каким видом банкротства мы столкнулись, и какие меры могут и должны быть предприняты для исправления положения. Виды банкротства: ♦ несчастное банкротство наступает не по вине должника, а вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от его воли и действий: стихийные бедствия, политические потрясения, общий экономический кризис. Требует принятия специальных мер, государственной поддержки или соответствующего ситуации щадящего отношения к предприятию; ♦ неосторожное банкротство возникает как результат неэффективной деятельности предприятия, принятия рискованных решений. Это обычный и самый распространенный в нормальной рыночной экономике вид банкротства; ♦ ложное (фиктивное) банкротство возникает в том случае, когда у должника, объявившего о банкротстве, в действительности имеются возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Является уголовным преступлением; ♦ преднамеренное банкротство наступает по вине (умыслу) участников, собственников имущества должника или иных лиц, имеющих право давать обязательные для предприятия указания или возможность иным образом определять его действия. Все причины банкротства можно разделить на несколько групп: объективные и субъективные, общие и особенные, внешние и внутренние. Остановимся на внутренних факторах риска наступления банкротства. Они обусловлены ошибочными действиями менеджмента. При качественном управлении могут быть не только распознаны, но и предотвращены. Но, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, они становятся причинами 80 % случаев экономической несостоятельности компаний. Основные внутренние факторы риска наступления банкротства. 1) Организационные недостатки при создании предприятия: -неправильно выбранная организационно-правовая форма,; -ненадежные партнеры-учредители; -неблагоприятное место расположения; -нецелесообразная организационно-производственная структура. Это недостатки носят долгосрочный характер и могут вызвать кризис на любой стадии развития субъекта. 2) Чрезмерно торопливое расширение бизнеса без достаточного знания рынка, возможностей финансирования, не соответствующее спросу предложение продукции. В результате появляется потребность в привлечении значительных объемов краткосрочных заемных средств, что может привести к зависимости предприятия от кредиторов. 3) Грубые ошибки менеджмента на давно работающем предприятии.Самоуспокоенность, отсутствие критической точки зрения до тех пор, пока все в порядке, отсутствие долгосрочной концепции развития, перегруженность текущей работой, низкая квалификация управленческого персонала приводят к тому, что предприятие перестает адекватно отзываться на изменения внешней среды. 4) Недостаток собственного капитала. Вынуждает прибегать к заимствованиям, что представляет собой значительный риск, особенно в условиях инфляции. Это может привести не только к зависимости от кредиторов, но и парализовать на длительный срок расчеты предприятия с другими кредиторами, вынудить уплачивать штрафы и пени. 5) Неэффективная хозяйственная и инвестиционная деятельность.Выражается в накоплении сверхнормативных остатков незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, замораживании активов, привлечении заемных средств в оборот на невыгодных условиях. Это приводит к замедлению оборачиваемости и дефициту собственного оборотного капитала, увеличению расходов и снижению рентабельности. 6) Низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства, неэффективное использование ресурсовПриводит к снижению качества продукции, увеличению издержек и в конечном счете к утрате конкурентоспособности, убыткам и «проеданию» собственного капитала. 7. Нерациональное распределение прибыли.Направление значительных сумм на потребление, а не на развитие предприятия, что приводит его к постепенной деградации. 8. «Плохие» потребители,которые платят с опозданием или не платят вообще, что вынуждает предприятие само привлекать заемные средства и приводит к усилению его зависимости от кредиторов, неспособность предприятия отказаться работать с ними или применить способы взыскания дебиторской задолженности, перейти на другие рынки. Обычно несостоятельность наступает не внезапно, а вследствие постепенного, достаточно длительного процесса взаимодействия различных факторов в условиях отсутствия или недостаточности уделяемого высшим менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности компании.
Фазы развития кризисной ситуации, Условно можно выделить четыре фазы развития кризисной ситуации, которая в конце концов заканчивается банкротством предприятия. Каждая из этих фаз характеризуется соответствующими внешними проявлениями. На первой фазе кризиса происходит сокращение объемов продаж и прибыли предприятия, что препятствует его дальнейшему развитию, увеличиваются производственные запасы, растет доля заемного капитала в источниках средств, возникают простои, неритмичность работы. При продолжении этих тенденций наступает Вторая фаза. Характеризуется убыточностью деятельности и прекращением расширенного воспроизводства. Третья фаза проявляется в невозможности осуществления простого воспроизводства, «проедании» созданных ранее фондов, недостатке денежных средств для расчетов, использовании внешнего финансирования на заведомо невыгодных условиях, задержках в выплате заработной платы, увеличении текучести кадров, конфликтах в руководстве. Четвертая фаза характеризуется невозможностью расплатиться по долгам в течение длительного времени, т.е. устойчивой неплатежеспособностью, значительным снижением объемов производства и продаж, убыточностью деятельности, длительными простоями, сокращением персонала. Это состояние общего кризиса, логическим следствием которого является начало процедур банкротства. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|