Здавалка
Главная | Обратная связь

СМИ и «культуриндустрия»



Массовая культура и массмедиа: общее и единичное.

Общая характеристика критической теории. СМИ как инструмент социального господства и принуждения.

Роль СМИ в формировании «культуриндустрии» и «одномерного человека» (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе). Концепция гегемонии А.Грамши. СМИ и символическое конструирование идеологии (Дж.Томпсон). СМИ как источник мифологизации и форма контроля сознания (Г.Шиллер). Дж.Гербнер и Анненбергская школа коммуникаций: культивационный анализ телевидения. «Развлекая себя до смерти»: Н.Постман о деструктивном влиянии телевидения.

Ограничения критической теории.

СМИ и «культуриндустрия»

Прежде всего, определимся с тем, что же такое – культуриндустрия.

1. Как понимали Адорно и Хоркхаймер «индустрию культуры»?
2. В чем суть подхода Адорно и Хоркхаймера в связи с анализом текстов СМК?
3. Что значить жить перед телевизором, «развлекая себя до смерти»: взгляд Н. Постмана?

Философ Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество) и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

 «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]

 «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

 «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

 «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

 «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

 «вся совокупность внебиологических проявлений человека»[3];

Массовая культура, поп-культура, масскультура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима).

Дебор, Ги-Эрнст (28 декабря 1931, Париж — 30 ноября 1994, Овернь) — французский писатель, художник-авангардист, философ и режиссёр. Автор книги «Общество спектакля» (1967). Общество спектакля - книга, написанная Ги Дебором в 1967. Книга посвящена анализу современного западного общества с леворадикальных позиций. Суть современного состояния Ги Дебор определяет как утрату непосредственности: "всё что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление". Термин "спектакль" означает "самостоятельное движение неживого" или "общественные отношения опосредованные образами". Важную роль в становлении общества спектакля сыграли средства массовой информации - "это новшество обернулось настоящим Троянским конём", пишет Ги Дебор. В книге проводится также детальный анализ марксизма и развития революционной теории, которая оказалась перед лицом двух новых факторов: революционной иллюзии и классовой бюрократии.

Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.