Здавалка
Главная | Обратная связь

Хоркхаймер, Адорно. Культуриндустрия



В частности, сторонники критической теории выражают неомарксистский подход к анализу социальных явлений и процессов в обществе. Эта теория разрабатывалась во Франкфуртской школе раннего периода немецкими социальными философами М. Хоркхаймером, Г. Маркузе и Т. Адорно. Одной из основных работ М. Хоркхаймера и Т. Адорно, в которой изложены проблемы массовой коммуникации была работа «Диалектика просвещения», опубликованная в 1947 г. В отдельной главе этой работы «Индустрия культуры. Просвещение как массовый обман" авторы особо рассматривали место и роль массовой коммуникации в современном мире. При этом основным вопросом был вопрос о положительных и отрицательных последствиях рациональности в современную эпоху. В философии Просвещения ХVIII в. человеческая рациональность связывалась с возможностями прогресса. Однако, по мнению Адорно и Хоркхаймера, в условиях современного мира использование науки, технологических достижений нередко имеет обратные тенденции, мир становится предметом технического регулирования. Причем значительную роль в этих процессах играет индустрия культуры. Культура выражается в новых культурных формах, таких как индустрия развлечений и потребления. Материалы культуры, таким образом, становятся товаром, и ценность этого товара определяется не художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена. Существенную роль в распространении материалов культуры играют, по мнению авторов, средства массовой коммуникации. При этих обстоятельствах материалы искусства преобразовываются в массовую культурную продукцию, и культура подчиняется логике товарного обмена. Это способствует тому, что потребности массовой аудитории не удовлетворяются, ибо массы получают не то, что они хотят, а то, что им предлагается. Далее, авторы утверждают, что технологии массовой коммуникации разобщают, изолируют людей друг от друга, способствуют ослаблению межличностного общения, ослаблению чувства моральной солидарности между людьми. Представители Франкфуртской школы предприняли попытку теоретического анализа роли и места массовых коммуникаций в обществе ХХ в. показали, что массовые коммуникации играют центральную роль в жизни современного человека, они выполняют функции социализации, выступают как средства досуговой деятельности, посредниками в политических вопросах, участвуют в производстве и распространении информационных материалов, подчас оставляя в стороне вопросы восприятия информации.

Мнение, что в культуре сейчас царит хаос, ошибочно. Сегодня культура на все накладывает печать единообразия. Кино, радио, журналы образуют собой систему. Градостроительные проекты, которые призваны увековечить индивидуума в качестве якобы самостоятельного в гигиеничных малогабаритных жилищах, тем самым лишь еще основательнее подчиняют его противнику, тотальной власти капитала. Модель культуры - ложная идентичность всеобщего и особенного. Вся масскультура является идентичной.

Кино и радио не искусство, а индустрия, пр-во. Док-во – их доходы, которые они сами демонстрируют.Господствует техническая рациональность – феномен стандартизации и серийного пр-ва. Виновна не сама техника, а то, как она функц-ет в экономической системе. Потребитель не играет роль субъекта, он лишь слушатель. Любой всплеск в кач-ве таланта стан-ся собственностью индустрии. Расположение публики есть часть системы. Экономический механизм: то, что не укладывается в их систему, не проходит.

Все отрасли сплетены очень тесно и зависят друг от друга. Любое различие (ценовое, качественное) – лишний повод классификации всех потребителей, их систематизации. Конкуренция и возможность выбора иллюзорны. Телевидение – синтез радио и кино. Экранизации романов воздействуют сильнее, т.к. синтез чувственного восприятия. Потребителям уже более не нужно классифицировать ничего из того, что оказывается предвосхищенным схематизмом процесса производства. Цель клише – объединяться в систему.

Культуриндустрия: превосходство технической детали над произвденеием. Ликвидация идеи произведения. Заменяется формулой эффектов. Весь мир становится пропущенным через фильтр культуриндустрии. Хорошо известное ощущение кинозрителя, воспринимающего улицу, на которой стоит кинотеатр, как продолжение только что закончившегося зрелища именно потому, что последнее всегда ориентировано на точное воспроизведение обыденного восприятия мира. Блокируется фантазия. Человек предугадывает конец фильма. Если он очень внимателен, все равно не работает мозг. Степень требуемого внимания достигается автоматически. Стереотипное претворение всего, даже того, что еще не успело стать мыслью, в схему механической репродуцируемости оставляет далеко позади себя по ригоризму и значимости любой из ныне действующих стилей. Авангардистское искусство – антагонист культуриндустрии. Культуриндустрия окончательно абсолютизирует имитацию. Система культуриндустрии первоначально возникает в либеральных индустриальных странах, равно как и то, что именно здесь успеха добиваются все характерные для нее медиа, в особенности кино, радио, джаз и иллюстрированные журналы.Европа до фашизма была в этом плане отсталой. В условиях господства частной монополии на культуру действительно "тирания оставляет в покое тело и переходит к решительной атаке на душу. Властитель более уже не заявляет тут: ты должен думать, как я, или умереть. Он заявляет: ты волен думать не так, как я, твоя жизнь, твое имущество, все твое останется при тебе, но начиная с этого дня ты будешь чужаком среди нас "2. То, что не выказывает своей конформности, обрекается на экономическое бессилие. Новое – исключение новизны. Все вращается циклически по одному и тому же кругу. Культуриндустрия – отступление от серьезного искусства в той мере, в которой бедняк, приходя с работы, хочет отдохнуть и плыть по течению.

друг с другом несогласующиеся элементы культуры, искусства и развлекательных практик посредством подчинения единой цели сводятся к одной-единственной ложной формуле: тотальности культуриндустрии. Сутью ее является повторение. Культуриндустрия продолжает оставаться развлекательным бизнесом. Развлечение становится пролонгацией труда в условиях позднего капитализма. Отвлечься от трудового процесса на фабрике и в бюро можно только уподобившись ему на досуге. Этим неизлечимо больно всякое развлечение.

Удовольствие, с которым воспринимается учиняемое над экранным персонажем насилие, превращается в насилие над самим зрителем, развлечение - в тяжкую повинность.

Культуриндустрии чужда сублимация, ей свойственна репрессия. Неустанно выставляя напоказ вожделеемое, женскую грудь в облегающем свитере или обнаженный торс атлетически сложенного героя, она лишь попросту распаляет несублимированную похоть. Красота подавляется поставляемыми голливудом штампами, клише и образцами. Красоту заменяет юмор.смех становится инструментом обмана в счастье. Эротизация означает, что совокупление никогда не произойдет. Кастрация общества.

Происходящее сегодня слияние культуры развлечением приводит к деградации культуры. Получение удовольствия – бегство от последней возможности оказать сопротивление. Прогресс в деле оглупления не должен отставать от синхронного ему прогресса интеллектуального развития.

Кульутриндустрия уже не приглашает к самоидентификации с героем. Каждый должен понять, что счастливый жребий может вытянуть только один из миллиона, поэтому проще сразу отказаться от этой мечты. Даже самые абстрактные идеалы социальной гармонии и общественного блага оказываются слишком конкретными в эпоху универсальности рекламы.

Единственный выбор, который предоставляется - это либо соучаствовать, либо остаться не у дел. Культуриндустрия продолжает поставлять стереотипы, несмотря на развитие техники. Она живет кругооборотом. воспроизводит жизнь только тех, кто ему верен.

Культуриндустрия использует трагизм, он становится ее благоденствием, делает блеклость подвергнутого цензуре счастья интересной и интересность - удобной для пользования. Мораль массовой культуры является упрощенной моралью детских книжек вчерашнего дня.культуриндустрия указывает трагизму положенное ему место в рутинном ходе событий.

Героизация посредственного входит в состав культа дешевизны. Господствующий вкус заимствует свой идеал из рекламы, из расхожего образа красоты. Потребитель становится идеологией индустрии развлечений, от чьих институций ему не удается ускользнуть. Все имеет ценность лишь постольку, поскольку может быть обменено, но не потому, что оно само что-то представляет собой.

Развивается система премирования. Кульутра становится сходной с рекламой. Все, что не несет на себе ее клеймо, является экономически подозрительным. Реклама и культуриндустрия сливаются друг с другом.

Одномерный человек

«Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества» - книга фрейдомарксистского теоретика Герберта Маркузе, отобразившая результат его длительного исследования современного ему общества[1]. Является продолжением «Критической теории общества», разрабатывавшейся Франкфуртской социологической школой, к числу представителей которой принадлежал и сам Маркузе. Впервые книга вышла в 1964 году в США и в 1967 году.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.