Понятие
| Содержание понятия
|
Управление
| деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
|
Объект управления
| биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района
|
Субъект управления
| выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
|
Внутришкольное управление
| целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
|
Педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как
| совокупность следующих систем:
Дидактической
Воспитательной
Материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Административного управления школой
Наличие административной системы обусловлено необходимостью объединения в единую систему дидактической, воспитательной, материально-технической подсистем и подсистемы ученического самоуправления.
|
Дидактическая
| состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.
|
Воспитательная
| включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.
|
Материально-технического обеспечения
| учебно-воспитательного процесса (помещения и оборудование, технические и наглядные средства обучения и воспитания, подсистема финансового обеспечения) и др.;ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности) и др
|
Административное управление
| с подсистемами управления учебной, воспитательной и другими видами работы.
|
Система решает задачи
| связанные с разносторонним воспитанием и развитием воспитанников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Личность не формируется по частям. Эта комплексность и составляет одну из особенностей управления педагогическими системами.
|
В управлении принимают участие все:
| администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вынужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями.
|
Управленческие отношения в образовании
| являются воспитательными.
Воспитатели, будучи управляющими по отношению к воспитанникам, руководят ими, а воспитанники усваивают эти отношения в качестве правильных представлений, то есть осуществляется воспитание. Отсюда вытекают высокие требования к моральному облику руководителя, воспитателя, учителя
|
Особенность управления педагогическими системами
| одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности.
|
Школа
| имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой(или тесно связана с государством). Без тесного взаимодействия с семьей, обществом, государством достижение общей цели воспитания невозможно. Процесс взаимосвязи должен быть управляемым. В этом также состоит особенность управления педагогическими системами.
|
Особенности управления в образовательной системе
| руководство разновозрастными объединениями; преобладание моральных стимулов над материальными; необходимость личного знания управляемым управляемых; высокий уровень компетентности руководителя в области образования.
|
Принципы управления педагогическими системами:
| демократизация и гуманизация
системность и целостность
рациональное сочетание централизации и децентрализации
единство единоначалия и коллегиальности в управлении
объективность и полнота информации
принцип делегирования полномочий
|
Управленческая информация распределена по различным признакам:
| · по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
· по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
· по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
· по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др
|
Виды управленческой ответственности
| общая — за создание необходимых условий деятельности;
функциональная — за конкретные действия.
Полномочия делегиру ются должности, а не индивиду, который ее занимает в данный момент. Подлежат делегированию: рутинная и под готовительная работы, специализированная деятельность, частные вопросы. Не подлежат делегированию: функции руководителя, установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов; руко водство сотрудниками, мотивация их труда; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; необычные, ис ключительные дела; срочные дела, не оставляющие време ни для объяснения и перепроверки; задачи строго довери тельного характера.
|
Демократизация и гуманизация управления
| предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений
|
Системность и целостность в управлении
| предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация данного принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них;
|
Рациональное сочетание централизации и децентрализации
| принцип наименьшего воздействия. Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы
|
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении
| имеет целью преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.