Здавалка
Главная | Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ



Понятие Содержание понятия
Управление деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Объект управления биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района
Субъект управления выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Внутришкольное управление целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем:   Дидактической Воспитательной Материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса Административного управления школой Наличие административной системы обусловлено необходимостью объединения в единую систему дидактической, воспитательной, материально-технической подсистем и подсистемы ученического самоуправления.  
Дидактическая состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.
Воспитательная   включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.
Материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса (помещения и оборудование, технические и наглядные средства обучения и воспитания, подсистема финансового обеспечения) и др.;ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности) и др
Административное управление с подсистемами управления учебной, воспитательной и другими видами работы.  
Система решает задачи связанные с разносторонним воспитанием и развитием воспитанников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Личность не формируется по частям. Эта комплексность и составляет одну из особенностей управления педагогическими системами.  
В управлении принимают участие все: администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вынужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями.
Управленческие отношения в образовании являются воспитательными. Воспитатели, будучи управляющими по отношению к воспитанникам, руководят ими, а воспитанники усваивают эти отношения в качестве правильных представлений, то есть осуществляется воспитание. Отсюда вытекают высокие требования к моральному облику руководителя, воспитателя, учителя
Особенность управления педагогическими системами одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности.
Школа имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой(или тесно связана с государством). Без тесного взаимодействия с семьей, обществом, государством достижение общей цели воспитания невозможно. Процесс взаимосвязи должен быть управляемым. В этом также состоит особенность управления педагогическими системами.
Особенности управления в образовательной системе руководство разновозрастными объединениями; преобладание моральных стимулов над материальными; необходимость личного знания управляемым управляемых; высокий уровень компетентности руководителя в области образования.
Принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация системность и целостность рациональное сочетание централизации и децентрализации единство единоначалия и коллегиальности в управлении объективность и полнота информации принцип делегирования полномочий
Управленческая информация распределена по различным признакам:   · по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; · по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; · по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; · по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др
Виды управленческой ответственности общая — за создание необходимых условий деятельности; функциональная — за конкретные действия. Полномочия делегиру ются должности, а не индивиду, который ее занимает в данный момент. Подлежат делегированию: рутинная и под готовительная работы, специализированная деятельность, частные вопросы. Не подлежат делегированию: функции руководителя, установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов; руко водство сотрудниками, мотивация их труда; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; необычные, ис ключительные дела; срочные дела, не оставляющие време ни для объяснения и перепроверки; задачи строго довери тельного характера.  
Демократизация и гуманизация управления предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений  
Системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация данного принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них;
Рациональное сочетание централизации и децентрализации принцип наименьшего воздействия. Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении имеет целью преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.