Пьезоэлектрическая форсунка
Самым совершенным устройством, обеспечивающим впрыск топлива, является пьезоэлектрическая форсунка (пьезофорсунка). Форсунка устанавливается на дизельных двигателях, оборудованных системой впрыска Common Rail. Преимуществами пьезофорсунки являются:
Это стало возможным благодаря использованию пьезоэффекта в управлении форсункой, основанного на изменении длины пьезокристалла под действием напряжения. Конструкция пьезоэлектрической форсунки включает пьезоэлемент, толкатель, переключающий клапан и иглу, помещенные в корпусе. В работе пьезофорсунки, также как и электрогидравлической форсунки, используется гидравлический принцип. В исходном положении игла посажена на седло за счет высокого давления топлива. При подаче электрического сигнала на пьезоэлемент, увеличивается его длина, которая передает усилие на поршень толкателя. Открывается переключающий клапан, топливо поступает в сливную магистраль. Давление выше иглы падает. Игла за счет давления в нижней части поднимается и производится впрыск топлива. Количество впрыскиваемого топлива определяется:
ФИЛЬТРЫ ГРУБОЙ И ТОНКОЙ ОТЧИСТКИ. Качественная очистка топлива в сочетании с качеством самого топлива во многом определяет работоспособность топливной аппаратуры, особенно таких наиболее нагруженных его агрегатов, как топливный насос и форсунки. Топливо перед поступлением в топливный насос высокого давления фильтруется дважды: в фильтрах грубой и тонкой очистки. Фильтр грубойочистки топлива на двигателе ЯМЗ-236М (рис. 9.3, а) имеет сменный фильтрующий элемент 2, вставленный в корпус 3,закрытый крышкой 5.Фильтрующий элемент состоит из хлопчатобумажной пряжи, намотанной на каркас, который изготовлен в виде трубки с большим количеством отверстий. .
В крышку ввернуты пробка для удаления воздуха из фильтра и два штуцера для подвода и отвода топлива. Топливо, поступающее к фильтру грубой очистки, подается к распылителю 9 и стекает по отражателю 10 в корпус 3. Крупные механические примеси и вода осаждаются на дне корпуса, а топливо, которое прошло фильтрующую сетку 11, поступает по центральному, отверстию в топливопровод низкого давления и к топливопод-качивающему насосу. Фильтр тонкой очистки топливадвигателя ЯМЗ-236М имеет сменный фильтрующий элемент 4 (рис. 9.4, а), надетый на стержень 6, приваренный к корпусу 5. Корпус фильтра закрыт крышкой 7, удерживаемой болтом 10, ввернутым в стержень. Фильтрующий элемент представляет собой перфорированный металлический каркас, обмотанный ситцевой тканью. На этом каркасе сформирована фильтрующая масса из древесной муки, пропитанной пульвербакелитом. Чтобы топливо не могло миновать фильтрующий элемент, он пружиной 2 прижат к крышке, имеющей отверстия для его подвода и отвода.
Рис. 9.4. Фильтры тонкой очистки топлива двигателей: а—ЯМЗ-236М; 1— сливная пробка; 2—пружина фильтрующего элемента; 3, 11, 13и 14—прокладки; 4—фильтрующий элемент; 5—корпус; 6—стержень; 7—крышка; 8и 12—пробка; 9—штуцер с калиброванным отверстием; 10- болт
Современные фильтры для отчистки дизельного топлива Дизельные фильтры имеют существенное отличие от бензиновых. Одной из особенностей дизельного топлива является содержание большего процента влаги, для предотвращения попадания влаги в топливную систему в фильтре происходит ее отделение. Вес воды больше веса дизельного топлива, поэтому влага оседает и скапливается на дне фильтра и удаляется согласно его конструкции. Некоторые разновидности фильтров оснащены устройством выявления наличия влаги, и при достижении ею определенного уровня сигнализируют водителю. Вторая особенность дизельного топлива это изменение своих свойств при понижении температуры. Парафины, присутствующие в топливе при низкой температуре кристаллизуются и могут забить фильтр, выведя из строя всю топливную систему. Поэтому в некоторые фильтра устанавливают подогревающий элемент, который предотвращает образование парафинов. Фильтр дизельного двигателя. 1 - Фильтруемое топливо. 2 - Эмульсия после насоса. 3 - Отделение частицы и скопление водных капель. 4 – Очищенное топливо с каплями воды. 5 - Гидрофобный материал. 6 – Отстойник воды Топливные фильтры можно разделить на спиральные и гофрированные. Гофрированные нашли применение в прямоточных фильтрах. В них фильтрующая бумага складывается и скрепляется в местах соединений. Грязные частицы удерживаются фильтрационной бумагой. В спиральных фильтрах бумага свернута по спирали вокруг опорной трубки. Частицы грязи остаются в кармашках полос бумаги. Топливоподкачивающий насос применяют для подачи топлива из топливного бака через фильтры к насосу высокого давления. Электрический топливный насос применяется в топливной системе бензиновых двигателей с распределенным впрыском топлива. В двигателях с непосредственным впрыском топлива, а также дизельных двигателях электрический насос используется в контуре низкого давления для предварительной подачи топлива к насосу высокого давления. Электрический топливный насос создает давление топлива в пределе 0,3-0,4 Мпа (в двигателях с непосредственным впрыском – до 0,7 Мпа). Использование механических насосов в системах впрыска топлива невозможно по причине низкого давления подачи топлива. Топливный насос с электрическим приводом может располагаться в топливопроводе или в топливном баке. На большинстве современных автомобилей топливный насос встроен в топливный бак. Такая схема обеспечивает лучшее охлаждение насоса, сокращает вероятность потерь за счет отсутствия всасывающей магистрали. С другой стороны, система имеет максимальную длину нагнетательного топливопровода, что повышает его уязвимость.
Устройство электрического топливного насоса Электрический топливный насос состоит из электрического привода (электродвигатель) и насосной части (собственно насос), помещенных в металлический корпус. Все элементы топливного насоса находятся в контакте с топливом. Бензин имеет высокое электрическое сопротивление (более 1 МОм), предотвращающее короткое замыкание. Конструктивно топливный насос представляет собой модуль, в который помимо насоса включаются датчик расхода топлива, сетчатый топливный фильтр, топливозаборник. Работу топливного насоса обеспечивают два клапана – обратный и редукционный. Обратный клапан запирает топливную систему при остановке двигателя. Редукционный клапан поддерживает определенное давление в системе, перепуская часть топлива обратно на впуск. По конструкции различают следующие виды электрических топливных насосов:
В роликовом насосе топливо всасывается и нагнетается за счет вращения ротора и перемещения в нем роликов. При увеличении пространства между роликом и ротором создается разряжение, и топливо заполняет это пространство. Когда пространство заполнится полностью, подача топлива отсекается. По мере вращения ротора происходит уменьшение пространства, открывается выпускное отверстие и топливо под давлением покидает насос. Аналогичным образом происходит работа шестеренного насоса, где топливо всасывается и нагнетается посредством движения внутренней шестерни (ротора) относительно эксцентрично расположенной внешней шестерни (статора). Боковые стороны зуба ротора при вращении образуют в своих промежутках меняющиеся камеры, с помощью которых всасывается и нагнетается топливо. В силу особенностей конструкции роликовый и шестеренный насосы устанавливаются в топливопроводе. В современных системах впрыска предпочтение отдается центробежным (лопастным) насосам, которые обеспечивают равномерную (без пульсаций) подачу топлива и производят мало шума. Вместе с тем, центробежные насосы имеют ограничения по создаваемому давлению и производительности. Центробежный топливный насос устанавливается, как правило, в топливном баке. Рабочее колесо (крыльчатка) центробежного насоса снабжено по периметру многочисленными лопатками. Крыльчатка вращается внутри камеры, в которой находятся два канала определенной формы – всасывающий и нагнетательный. Завихрения топлива, возникающие при воздействии на него лопаток, обеспечивают повышение давления. Работа топливного насоса начинается по сигналу блока управления двигателем, при котором происходит активация реле насоса. Для обеспечения запуска двигателя электрический топливный насос начинает работу сразу с включением зажигания. На некоторых автомобилях включение насоса происходит при открытии водительской двери, т.е. еще до запуска двигателя в топливной системе создается рабочее давление. Электрический топливный насос поддерживает давление топлива в узких пределах. Давление регулируется путем изменения напряжения или с помощью предохранительного клапана. На дизелях ЯМЗ-236М установлен топливоподкачивающий насос поршневого типа. Насос (рис. 9.5) установлен между фильтрами грубой и тонкой очистки топлива. В корпус насоса ввернут цилиндр 12 ручного привода топливо подкачивающего насоса, размещенный над впускным клапаном. Внутри цилиндра находится поршень 13 и шток 14. Втулка 1 штока 2 ввернута в корпус насоса. Эти детали, изготовленные с очень большой точностью, составляют прецизионную пару, раскомплектование которой недопустимо.Топливоподкачивающий насос имеет два привода: ручной и механический. Ручным приводом пользуются для заполнения топливом фильтров, топливопроводов и удаления из топливной системы воздуха. При перемещении поршня 13 рукояткой 15 вверх в цилиндре 12 создается разрежение, открывается впускной клапан 19 и топливо поступает внутрь цилиндра. При перемещении поршня 13 вниз в цилиндре создаётся давление, впускной клапан закрывается, а выпускной клапан 7 открывается и топливо подается к фильтру тонкой очистки. После удаления воздуха из системы ручным насосом поршень 13 опускают вниз и наворачивают рукоятку 15 на резьбовой хвостовик цилиндра; поршень плотно прижимается к прокладке 16.
При работе двигателя действует механический привод топливоподкачивающего насоса. Вращающийся эксцентрик 24,расположенный на кулачковом валу насоса высокого, давления, набегает на ролик 6толкателя 4,вследствие чего сжимается пружина 3и перемещается шток 2(рис. 9.5, б)с поршнем 20,сжимая пружину 22.Под действием давления топлива в полости Анад поршнем впускной клапан 19прижимается к седлу, а выпускной клапан 7 открывается, топливо перетекает по перепускному каналу 26в полость Бпод поршень 20. Когда эксцентрик сбегает с ролика толкателя, пружина 3 возвращает толкатель в исходное положение. Одновременно пружина 22, разжимаясь, перемещает поршень 20 в обратную сторону. Над поршнем в полости А создается пониженное, а под поршнем в полости Б — повышенное давление. Выпускной клапан 7 садится на седло, и топливо из полости Б по каналам насоса и трубопроводу поступает к фильтру тонкой очистки (рис. 9.5, в). Вследствие понижения давления над поршнем открывается впускной клапан 19 и топливо заполняет полость А. При следующем набегании эксцентрика на ролик толкателя рассмотренные процессы повторяются.
Топливный насос низкого давления камаз 65117 Топливный насос низкого давления (ТННД) поршневого типа предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к выпускной полости ТНВД Камаз.
Топливную систему следует прокачивать движением рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в пространстве под поршнем создается вакуум. Впускной клапан, сжимая пружину, открывается, и топливо поступает в полость топливного насоса низкого давления (ТННД). При движении рукоятки вниз нагнетательный клапан открывается, и топливо под давлением поступает в нагнетательную магистраль.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|