Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ



Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, радиатора с электровентилятором, радиатора отопителя, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры, камеры сгорания, дроссельный узел, радиатор отопителя (при низкой температуре) и затем поступает к термостату. В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает в рубашку охлаждения (при низкой температуре) или радиатор (при высокой температуре).

 

Радиаторс горизонтальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. Внизу левого бачка радиатора находится сливной кран. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя и наливной горловине.
Расширительный бачокслужит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На корпус бачка нанесены метки «F» (полный) и «L» (низкий) для контроля уровня охлаждающей жидкости. Бачок соединен шлангом с наливной горловиной радиатора.
Водяной насосцентробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостатс твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до (82± 1,5)С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре (82± 1,5) ‘С термостат начинает открываться, а при 95С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентиляторсистемы охлаждения (с пластмассовой крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора, он включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем подключением дополнительного сопротивления. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения. Систему заполняют жидкостью (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40С.

 


6. Система охлаждения КАМАЗ 65117

Система охлажденияпредназначена для обеспечения оптимального теплового ре­жима работы двигателя. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с при­нудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. К основным агрегатам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с электромагнитной или гидромуфтой привода, кожух вентилятора, расширительный бачок, корпус водяных каналов, водяной насос, термо­статы, каналы и соединительные трубопроводы для прохода охлаждающей жидкости.

Схема системы охлаждения с соосным коленчатому валу вентилятором и электромаг­нитной муфтой привода вентилятора приведена на рис. 6.1

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом 8. Охлаждающая жидкость из насоса 8 нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилиндров через канал 9. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, ох­лаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жид­кость по каналам 4, 5 и 6 поступает в водяную коробку корпуса водяных каналов 17, из которой, в зависимости от температуры, направляется в радиатор или на вход насоса. Часть жид­кости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где происходит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника охлаждающая жидкость направля­ется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

 

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически:

- двумя термостатами, изменяющими направление потока жидкости на выходе из дви­гателя в зависимости от ее температуры. После прогрева двигателя температура жидкости на выходе из двигателя должна быть 75.. .95 °С.

- вязкостной муфтой привода вентилятора в зависимости от температуры воздуха пе­ред вентилятором или электромагнитной муфтой привода вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя.

Корпус водяных каналов(рис. 6.1) отлит из серого чугуна и закреплен болтами на переднем торце блока цилиндров.

В корпусе водяных каналов отлиты входная 7 и выходная 11 полости водяного насоса, соединительные каналы 5 и 12, канал 9, подводящий охлаждающую жидкость в блок цилин­дров, каналы 4 и 6, отводящие охлаждающую жидкость из головок цилиндров, перепускной канал 13, канал 15 отвода в масляный теплообменник, полости водяной коробки 17 для уста­новки термостатов, канал 10 подвода охлаждающей жидкости в водяной насос из радиатора.

 

Рис. 6.2. Насос водяной: 1 - корпус водяного насоса; 2 - коль­цо упорное; 3 - крыльчатка водяного насоса; 6 - шкив водяного насоса; 8 - крышка защитная; 11 - сальник; 13 - подшипник с двусторонним уп­лотнением с валиком вместо внутрен­него кольца.  
Водяной насос(рис. 6.2) центробежного типа, установлен на корпусе водяных кана­лов. В корпус 1 запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник 13 с валиком. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник заложена заводом-изготовителем. Пополнение смазки в эксплуатации насоса двигателей не требуется. Упорное кольцо 2 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. На концах валика подшипника напрессованы крыльчатка 3 и шкив 6.

 


В корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и саль­ником, а нижнее - для контроля исправности торцового уплотнения.

Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплот­нения. В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.

Муфта электромагнитная привода вентилятора(рис. 6.3) состоит из неподвиж­ной электромагнитной катушки 10, закрепленной тремя болтами 11 на передней крышке блока цилиндров 13, шкива 9 привода генератора и водяного насоса, соединенного с валом отбора мощности 12 шестью болтами 4 через прокладку 5. На выступающей оси шкива 9 в подшипнике 2 свободно вращается ступица 3 с вентилятором 8. Между ступицей 3 и шкивом 9 установлен фрикционный диск 7, который крепится к ступице 3 болтами 6 через три пружинные пластины 15. Между торцами шкива 9 и фрикционного диска 7 тремя подпружинен­ными регулировочными болтами 1 устанавливается воздушный зазор 0,5...0,7 мм.

В потоке охлаждающей жидкости на входе в двигатель установлен термобиметалический датчик 14 включения вентилятора.

Шкив 9 вращается постоянно с частотой вращения коленчатого вала. При повышении температуры охлаждающей жидкости до 90 °С происходит замыкание контактов термобиметалического датчика 14, подается напряжение на электромагнитную катушку 10 и под дейст­вием электромагнитных сил фрикционный диск 7 прижимается к шкиву 9 в результате, чего за счет сил трения происходит передача крутящего момента от шкива 9 к ступице 3 вентиля­тора.

 


Рис. 6.3. Электромагнитная муфта привода вентилятора.

1 - болт регулировочный; 2 - подшипник; 3 - ступица вентилятора; 4 - болт крепления шкива; 5 - прокладка; 6 - болт крепления фрикционного диска; 7 - диск фрикционный; 8 - вентилятор; 9 - шкив привода генератора и водяного насоса; 10 - катушка электромагнитная; 11 - болт крепления электромагнитной катушки; 12 - вал от­бора мощности; 13 - крышка передняя блока цилиндров; 14 - датчик включения вентилятора; 15 - пластина пружинная; А - вырез фрикционного диска; Б - резьбовое отверстие шкива.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 84 °С происходит размыка­ние контактов термобиметалического датчика 14, электромагнитная катушка 10 отключается от источника питания и фрикционный диск 7 под действием упругих сил пружинных пла­стин 15 возвращается в исходное положение, восстанавливая воздушный зазор между фрик­ционным диском 7 и шкивом 9.

В случае отказа в работе датчика 14 электромагнитная муфта может быть включена в постоянный режим работы клавишей на панели приборов изделия, а в случае неисправности электромагнитной катушки 10 фрикционный диск 7 может быть соединен со шкивом 9 меха­нически - тремя болтами М8, для чего нужно совместить три выреза А, расположенные на наружном диаметре фрикционного диска 7, с резьбовыми отверстиями Б в шкиве 9 и ввер­нуть болты с пружинными и плоскими шайбами.

При преодолении глубокого брода вентилятор может быть отключен клавишей на па­нели приборов.

Работа вентилятора с постоянно включенной или соединенной болтами электромаг­нитной муфтой не должна быть длительной, так как это приведет к повышению расхода топлива и переохлаждению двигателя в зимнее время, поэтому при первой же возможности нужно заменить неисправные детали.

Девятилопастной вентилятор 8 диаметром 704 мм изготовлен из стеклонаполненного полиамида, ступица вентилятора 3 - металлическая.

Радиатормедно-латунный, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выпол­нены с жалюзийными просечками, крепится боковыми кронштейнами через резиновые по­душки к лонжеронам рамы, а верхней тягой к объединительному воздушному коллектору.

Термостаты(рис. 6.4) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддер­живать температуру охлаждающей жидкости не ниже 75 °С путем изменения ее расхода че­рез радиатор. В водяной коробке 5 корпуса водяных каналов установлено параллельно два термостата с температурой начала открытия (80+2) °С.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С, основной клапан 12 прижима­ется к седлу корпуса 14 пружиной 11 и перекрывает проход охлаждающей жидкости в ра­диатор. Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную коробку корпуса водяных кана­лов по перепускному каналу 4 с входом водяного насоса.

При температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С, наполнитель 9, находящийся в баллоне 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме. Наполнитель состоит из смеси 60 % церезина (нефтяного воска) и 40 % алюминиевой пудры. Давление от расширяющегося на­полнителя через резиновую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь на­ружу, перемещает баллон 10 с основным клапаном 12, сжимая пружину 11. Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается кольцевой проход для охлаждающей жидкости врадиатор. При температуре охлаждающей жидкости 93 °С происходит полное открытие термостата, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм. Одновременно с открытием основного клапана вместе с баллоном перемещается пе­репускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной коробке корпуса водяных ка­налов, соединяющее ее с входом водяного насоса.



Рис. 6.4. Термостаты:

1 - датчик указателя температуры;

2 - датчик сигнализатора аварийного перегрева;

3 - канал выхода жидкости из двигателя;

4 - канал перепуска жидкости на вход водяного насоса;

5 - коробка водяная;

6 - перепускной клапан;

7 - пружина перепускного клапана;

8 - резиновая вставка;

9 –наполнитель

10-баллон;

11 - пружина основного клапана;

12 - основной клапан;

13 -поршень; 14-корпус;

15 - патрубок водяной;

16 - прокладка.


При понижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже, под действи­ем пружин 7 и 11 происходит возврат клапанов 12 и 6 в исходное положение. Для контроля температуры охлаждающей жидкости, на водяной коробке корпуса во­дяных каналов установлено два датчика температуры 1 и 2. Датчик 1 выдает показания те­кущего значения температуры на щиток приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегре­ва охлаждающей жидкости. При повышении температуры до 98-104 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Расширительный бачокустановлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень запол­нения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена. На горловину бачка навинчи­вается пробка расширительного бачка с клапанами впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной и впускной клапаны объединены в блок клапанов. Блок клапанов нераз­борный.

Выпускной клапан, нагруженный пружиной 3, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 65 кПа (0,65 кгс/см2), впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной 5, препятствует созданию в системе разряжения при остывании двигателя.


Вопросы для контроля:

1. Дайте определение: Назначение системы охлаждения?

2. Назовите виды систем охлаждения?

3. Перечислите преимущества и недостатки различных систем охлаждения?

4. Перечислите элементы системы охлаждения?

5. Расскажите для чего рекомендуется проводить промывку элементов системы охлаждения?

6. Расскажите последовательность включения системы.

Список используемой литературы:

1. ЛАДА ГРАНТА Эксплуатация, обслуживание, ремонт. ООО «Мир Автокниги» 12.03.12. Формат 60x84 1/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26.

2. Hyundai Solaris с двигателями 1,4; 1,6. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство Серия «Своими силами» ООО «Книжное издательство «За рулем». Усл. печ. л. 30,24.

3. KIA Rio III: Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. - М.: ООО «ИДТР», 2012. 320 с.: ил. + эл. Схемы.

4. http://grantaremont.ru/

5. Руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей камаз 65115, 65116,65117 набережные челны 2012г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.