Здавалка
Главная | Обратная связь

Сергей Старостин, историк-архивист, подполковник внутренней службы в отставке



Эти слова Юзефа Мацкевича стали лейтмотивом презентации книги вологодских историков «Поляки в Вологодской области: репрессии, плен, спецпоселение (1937–1953 гг.)». Презентация прошла 5 февраля в Вологде, 12 февраля -- в Польском доме в Санкт-Петербурге. Монография – результат трехлетней работы Сергея Старостина, историка-архивиста, подполковника внутренней службы в отставке, и Александра Кузьминых, профессора кафедры философии и истории Вологодского института права и экономики, доктора исторических наук. Книга, насчитывающая почти 700 страниц, состоит из трех разделов: о Большом терроре и «польской операции» (1937-1938), о польских военнопленных и интернированных солдатах (1939-1949), а также о спецпоселении (1940-1946). Издание содержит подробный документальный, картографический иллюстративный материал, мини-биографии 600 человек, подвергшихся политическим репрессиям. Издание книги осуществлено при финансовой поддержке Консульства РП в Санкт-Петербурге.

«Катынь» могла быть под Вологдой..

Презентация в Вологде длилась 3 часа. Вологжан привлекли новые факты, которые открыли и впервые опубликовали в своей книге авторы. В предыстории создания лагерей военнопленных в СССР, например, фигурирует предложение Берии создать под Вологдой в небольшом монастыре — Заоникиевой пустыни - особый лагерь для военной элиты антагонистических СССР воинских формирований. "Так что «Катынь» могла быть под Вологдой. Но Сталин этот план отклонил, указав на целесообразность создания такого лагеря в южных областях", — отметил один из авторов Александр Кузьминых.
Начиная с 1939 года, однако, на территории Вологодской области было создано несколько подобных лагерей. Один из первых - самый "элитный», под №150 располагался под Грязовцем. Там "побывали" немцы, финны, венгры, французы, евреи. Польские офицеры, уцелевшие после «Катыни», попали сюда первыми в 1939 гг. Параллельно с 1940 года на Вологодчину стали прибывать спецпереселенцы: "осадники" и беженцы, жившие на бывших польских территориях, присоединенных перед войной Сталиным. Они пополнили местный контингент репрессированных поляков - жертв польской операции НКВД 37-38г.г. На презентации выступили Генеральный консул Петр Марциняк, историки из Жешува и Гданьска – Петр Хмелевец и Януш Маршалец.Дали оценку монографии и рассказали о своих параллельных исследованиях периода сталинизма Иван Джуха, создатель греческого мартиролога жертв политических репрессий и Валерий Есипов- специалист по творчеству В. Шаламова. В память о жертвах сталинского террора – поляках и гражданах Польши - на вечере прозвучал вальс до-диез-минор Шопена в исполнении засл. артистки РФ Елены Распутько. На следующий день авторы книги показали польской делегации и представителям вологодской «Полонии» место заключения военнопленных под Грязовцем – лагерь №150. Предварительно они посетили районный краеведческий музей, увидели уникальную фотовыставку работ бывшего военнопленного лагеря, а также этнографическую

и краеведческие экспозиции музея. На месте развалин бывшего Корнильево_Комельского монастыря, где располагался лагерь военнопленных, у поклонного креста в память о погибших и умерших были зажжены поминальные свечи.

 

 

Авторы книги на презентации

 

 

«Свой плен они считали недоразумением»

Сергей Старостин, историк-архивист, подполковник внутренней службы в отставке

Александр Кузьминых, профессор кафедры философии и истории Вологодского института права и экономики, доктор исторических наук :

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.