Здавалка
Главная | Обратная связь

Кто из советских писателей, представленный к Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго», у себя на родине подвергся травле.



1. И.Бродский;

2. Б.Пастернак;

3. Е.Евтушенко;

4. В. Некрасов

 

65. Как называется направление в итальянском киноискусстве и литературе 40-50-х гг. ХХ в., возникшее на волне антифашистского Сопротивления, борьбы за демократическое национальное искусство:

Неореализм

2. модернизм;

3. сюрреализм;

4. неоклассицизм?

 

66.Кому принадлежит авторство романа «Оттепель», название которого стало использоваться для обозначения периода развития советского государства 1953-1956 гг.:

1.В.Дудинцев;

2. И.Эренбург;

3. К.Симонов;

4. В.Шкловский?

 

 


Приложение 3

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (СЗФ РПА Минюста России)

 

Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина

Билеты к зачету по дисциплине «Право и история художественной культуры»

Билет №1

1. Понятие права. Человек и общество (государство) как субъекты права.

2. Образы государства и власти в монументальной архитектуре (Древний Египет, Афины).

 

Билет №2

1. Понятие закон (норма) в юриспруденции и культуре.

2. Образ правосудия в архитектуре (римские базилики).

 

Билет №3

1. Понятие культуры, структура культуры.

2. Фрески комнаты Папского трибунала Рафаэля Санти и идеи государства, права и правосудия.

 

Билет №4

1. Правовая культура и правовое сознание.

2. Идея «Свободы», выраженная в живописи титанами эпохи высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).

 

Билет №5

1. Правовое воспитание: предмет, цель, сущность и проявления.

2. Московский Кремль – символ становления государственной власти в России.

 

Билет №6

1. Художественная культура как социально-культурный феномен.

2. Портрет Екатерины II Д. Г. Левицкого и идея просвещенной монархии.

 

Билет №7

1. Связь права и искусства. Соотношение понятий этический и эстетический идеал.

2. Социальные противоречия общественного развития в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

 

Билет №8

1. Искусство и формирование общественной морали.

2. Судопроизводство начала XIX в. в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

 

Билет №9

1. Функции права и культуры.

2. Литография «Законодательное чрево» О. Домье.

 

Билет №10

1. Творец и толпа (общество, потребитель) в массовой, народной и элитарной культуре.

2. Картина И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета».

 

Билет №11

1. Человек, его права и свободы как высшая ценность культуры.

2. Трибунал в картине Ф. Гойи «Инквизиция».

Билет №12

1. Человек и мир в первобытном искусстве.

2. Карикатура «Служители правосудия» О. Домье.

 

Билет №13

1. Человек и мир в искусстве Античности

2. «Камера смертника» художника Михая Мункаша.

Билет №14

1. Человек и мир в европейском средневековом искусстве.

2. «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова.

 

Билет №15

1. Человек и мир в искусстве эпохи Возрождения.

2. И. Е. Репин и его картины «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью».

Билет №16

1. Человек и мир в русском допетровском искусстве.

2. Образ Ивана Грозного в творчестве И. Е. Репина.

Билет №17

1. Нравственный и художественный идеал в реалистическом искусстве.

2. «Дети – жертвы пороков взрослых» – скульптурная группа
М. М. Шемякина.

Билет №18

1. Нравственный и художественный идеал искусства модернизма.

2. «Аллегория клеветы» С. Боттичелли.

Билет №19

1. Нравственный и художественный идеал искусства постмодернизма

2. Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена и идеи Великой Французской революции 1789 г.

 

Билет №20

1. Классический, модернистский и постмодернистский типы (модели) культуры.

2. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Билет №21

1. Юриспруденция как высшая добродетель общественной морали.

2. Русское музыкальное эпическое искусство (А. П. Бородин,
А. И. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский).

 

Билет №22

1. Мифологические истоки морали и права.

2. «Божественная комедия» Данте Алигьери и уголовное право.

 

Билет №23

1. Кризис морали и его отражение в культуре 20 века.

2. Цикл «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака и судебная практика.

 

Билет №24

1. Правосудие и наказание в образах Фемиды и Немезиды.

2. А.Ф. Кони как правовед, и творческая личность, его роль в правовом воспитании и просвещении русского общества.

 

Билет №25

1. Юриспруденция – образ справедливости.

2. Роль деятелей культуры в развитии юриспруденции (Г.Р. Державин и др.).

 

Билет №26

1. Деятели художественной культуры – юристы по образованию.

2. Судопроизводство России в произведениях Ф. М. Достоевского и
Л. Н. Толстого.

 

Билет №27

1. Преступление и наказание как предмет искусства.

2. Преступление и наказание по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

Билет №28

1. Искусство и власть.

2. Эзопов язык М. Е. Салтыкова-Щедрина о порядке управления и суде в России.

 

Билет №29

1. Критика и изобличение тоталитаризма в художественной культуре 20 века.

2. «Один день Ивана Денисовича». А.Солженицын.

 

Билет № 30

1. Тюрьма и каторга в русском искусстве.

2. Недостатки российского судопроизводства, вскрытые в творчестве А. П. Чехова.

Билет 31

1. Судоустройство и судопроизводство в античной литературе.

2. Государственные деятели как творческие люди (М. М. Сперанский, А.С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев).

 

*К комплекту зачетных билетов прилагаются критерии оценки по дисциплине из рабочей программы по дисциплине (модулю).

Критерии оценки: Оценка «зачтено» ставится в случае:

Когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Показателями оценивания компетенций выступают знания, умения и навыки (предусмотренные содержанием соответствующих компетенций), демонстрируемые студентами на промежуточной аттестации.

Умеет самостоятельно понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии, давать им научно обоснованную оценку;

Умеет применять полученные знания для анализа условий и причин возникновения и и отражения в художественной культуре правовых идей. Имеет навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Свободно оперирует понятиями и владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения,

или Обладает базовыми знаниями о роли культурологии в системе научных знаний. Обладает базовыми знаниями по вопросу об эволюции взаимовлияния идей права и их культурным отражением. Аргументированно отстаивает свою точку зрения. Знает как отражается государственная власть в художественных образах. способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия

или Имеет представление об основных этапах взаимовлияния права и культуры. Понимает роль и значение культурологии как науки для развития правовой теории и практики. способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям. Приобрел новые знания и умения изучая предмет «Право и история художественной культуры», способствующие повышению интеллектуального и общекультурного уровня

Оценка «не зачтено» ставится в случае, если студент не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Не имеет представления об основных направлениях развития правовых идей и их отражении в художественной культуре. Не понимает взаимовлияние права и культуры. Слабо разбирается в понятийном и категориальном аппарате

 

 


 

Приложение 4

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (СЗФ РПА Минюста России)   Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин    

 

Примерные задания и темы контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине

1. Понятие права и культуры.

2. Право – важнейший элемент цивилизации.

3. Искусство и право – признаки становления цивилизации.

4. Влияние права и искусства на формирование общественной морали.

5. Функции права и культуры.

6. Деятели культуры – юристы по образованию.

7. Творчество А. С. Пушкина и его значение в формировании правовой культуры России.

8. Данте Алигьери и его классификация преступлений и наказаний в «Божественной комедии».

9. Оноре де Бальзак как юрист-просветитель в цикле «Человеческая комедия».

10. Эпоха высокого Возрождения – духовная революция Средневековья.

11. Юриспруденция как высшая добродетель общественной морали.

12. Образ Екатерины II как законодательницы в произведениях
Д. Г. Левицкого и Ф. И. Шубина.

13. Картина В. А. Серова «Второй съезд Советов».

14. Суд святой инквизиции в произведениях Франсиско Гойя.

15. Российский суд в сатирическом лубке.

16. Право и искусство в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

17. Иллюстрации к книге Н. Евреинова «История телесных наказаний в России».

18. Тюрьма и каторга в русском искусстве.

19. Преступление и наказание по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

20. Порядок судопроизводства по произведениям Л. Н. Толстого: «Воскресение», «Живой труп», «Крейцерова соната».

21. Следственная практика в рассказах А. П.Чехова «Злоумышленник», «Суд», «Следователь».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин о государственном механизме, праве и правосудии.

23. Архитектура как отражение идей о государстве и государственной власти.

24. Римские базилики и идеи о справедливости и независимости судей.

25. Московский Кремль – материальное и духовное воплощение государственности.

26. Образ Фемиды – идеал справедливости.

27. Образ свободы в картине Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ».

28. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

29. Борьба русского народа за независимость в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

30. Идеи Великой Французской буржуазной революции в 3-й и 5-й симфониях Людвига ван Бетховена.

 

Критерии оценки:

Оценка «зачтено» ставится в случае:

Когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Показателями оценивания компетенций выступают знания, умения и навыки (предусмотренные содержанием соответствующих компетенций), демонстрируемые студентами на промежуточной аттестации.

Умеет самостоятельно понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии, давать им научно обоснованную оценку;

Умеет применять полученные знания для анализа условий и причин возникновения и и отражения в художественной культуре правовых идей. Имеет навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Свободно оперирует понятиями и владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения,

или Обладает базовыми знаниями о роли культурологии в системе научных знаний. Обладает базовыми знаниями по вопросу об эволюции взаимовлияния идей права и их культурным отражением. Аргументированно отстаивает свою точку зрения. Знает как отражается государственная власть в художественных образах. способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия

или Имеет представление об основных этапах взаимовлияния права и культуры. Понимает роль и значение культурологии как науки для развития правовой теории и практики. способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям. Приобрел новые знания и умения изучая предмет «Право и история художественной культуры», способствующие повышению интеллектуального и общекультурного уровня

Оценка «не зачтено» ставится в случае, если студент не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Не имеет представления об основных направлениях развития правовых идей и их отражении в художественной культуре. Не понимает взаимовлияние права и культуры. Слабо разбирается в понятийном и категориальном аппарате

 

 

Составитель:

доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент

 

Г.А. Иванова

(подпись)


 

Приложение 16

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА Минюста России)

 

Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений, презентациий)

по дисциплине

Примерные темы докладов по темам

Название темы (раздела) дисциплины Темы докладов, рефератов
Раздел I. Раздел I. Право в жизни и творчестве деятелей художественной культуры
1.1. Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры Доклады: 31. Понятие права и культуры. 32. Право – важнейший элемент цивилизации. 33. Искусство и право – признаки становления цивилизации. Рефераты: 1. Влияние права и искусства на формирование общественной морали. 2. Функции права и культуры. 3. Деятели культуры – юристы по образованию.
  Раздел II. Право и изобразительное искусство
1.2 Тема 2 Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве Доклады: 1. Творчество А. С. Пушкина и его значение в формировании правовой культуры России. 2. Данте Алигьери и его классификация преступлений и наказаний в «Божественной комедии». Рефераты: 1. Оноре де Бальзак как юрист-просветитель в цикле «Человеческая комедия». 2. Эпоха высокого Возрождения – духовная революция Средневековья. 3. Юриспруденция как высшая добродетель общественной морали. 4. Образ Екатерины II как законодательницы в произведениях Д. Г. Левицкого и Ф. И. Шубина.
  Раздел III. Идеи права и музыка
2.1. Тема 3. Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы. Художественное отображение в живописи преступлений против чести и достоинства Доклады: 1.Личностные и социально-психологические причины конфликтов. и их отражение в искусстве. Рефераты: 1. Соотношение политического и юридического конфликта. Картина В. А. Серова «Второй съезд Советов». 2. Суд святой инквизиции в произведениях Франсиско Гойя. 3. Российский суд в сатирическом лубке. 4. Право и искусство в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».  
2.2. Тема 4.Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского Доклады: 1. Идеи Великой Французской буржуазной революции в 3-й и 5-й симфониях Людвига ван Бетховена. (на примере отрывков из музыкальных произведений) Рефераты: 1. Киевская Русь и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 2. Борьба русского народа за независимость в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». 3. П.И. Чайковский: жизнь и творчество    
  Раздел IV. Право и художественная литература
Тема 5.. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы Доклады: 1. Иллюстрации к книге Н. Евреинова «История телесных наказаний в России». 2. Тюрьма и каторга в русском искусстве. 3. Преступление и наказание по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Рефераты: 1. Порядок судопроизводства по произведениям Л. Н. Толстого: «Воскресение», «Живой труп», «Крейцерова соната». 2. Следственная практика в рассказах А. П.Чехова «Злоумышленник», «Суд», «Следователь». 3. М. Е. Салтыков-Щедрин о государственном механизме, праве и правосудии.
  Раздел V. Архитектура и скульптура, государство, право и правосудие
  Тема 6.Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре Рефераты: 1. Архитектура как отражение идей о государстве и государственной власти. 2. Римские базилики и идеи о справедливости и независимости судей. 3. Московский Кремль – материальное и духовное воплощение государственности. 4. Образ Фемиды – идеал справедливости. 5. Античная архитектура и скульптура как символ государственности 6. Современная архитектура: связь времен.

 

Оценка «зачтено» ставится в случае:

Когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Показателями оценивания компетенций выступают знания, умения и навыки (предусмотренные содержанием соответствующих компетенций), демонстрируемые студентами на промежуточной аттестации.

Умеет самостоятельно понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии, давать им научно обоснованную оценку;

Умеет применять полученные знания для анализа условий и причин возникновения и и отражения в художественной культуре правовых идей. Имеет навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Свободно оперирует понятиями и владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения,

или Обладает базовыми знаниями о роли культурологии в системе научных знаний. Обладает базовыми знаниями по вопросу об эволюции взаимовлияния идей права и их культурным отражением. Аргументированно отстаивает свою точку зрения. Знает как отражается государственная власть в художественных образах. способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия

или Имеет представление об основных этапах взаимовлияния права и культуры. Понимает роль и значение культурологии как науки для развития правовой теории и практики. способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям. Приобрел новые знания и умения изучая предмет «Право и история художественной культуры», способствующие повышению интеллектуального и общекультурного уровня

Оценка «не зачтено» ставится в случае, если студент не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Не имеет представления об основных направлениях развития правовых идей и их отражении в художественной культуре. Не понимает взаимовлияние права и культуры. Слабо разбирается в понятийном и категориальном аппарате

 

Составитель:

доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Иванова

(подпись)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА Минюста России)

 

Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Занятия в интерактивной форме по дисциплине «Право и история художественной культуры»

 

Тема № 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры». Художественные образы и правовая культура. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры». Лекция. Проводится в форме беседы. – 2 часа.

Лекция-беседа предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога. В основе технологии - метод сократического диалектического диалога, а средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории.

Раскроем некоторые приемы, обеспечивающие активность слушателей в лекции-беседе.

1. Вопросы к аудитории в начале лекции и по ходу ее проведения предназначены не для проверки знаний, а для выяснения уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются ко всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы.

С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления. Вопросы могут быть как элементарными, так и проблемного характера.

Продумывая ответ на заданный вопрос, студенты самостоятельно приходят к тем выводам и обобщениям, которые должен был сообщить им преподаватель, понимают глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес к материалу и уровень его восприятия. Педагогическая технология на основе майевтики (понятие, введенное Сократом: род духовного «повивального» искусства, с помощью которого можно помочь собеседнику «родить» собственную мысль) помогает внести личностные смыслы и рефлексию в процесс познания. При такой форме занятий преподаватель следит за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления обучающихся.

2. Приглашение к коллективному исследованию, беглая «мозговая атака». Преподаватель предлагает слушателям совместно сформулировать комплекс позиций или закономерность процесса, явления. При этом он обращается к опыту и знаниям аудитории. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он подводит теоретическую базу под коллективный опыт, систематизирует его и «возвращает» слушателям уже в виде совместно выработанного тезиса. Таким образом, лектору удается не только сообщить слушателям теоретическую информацию, но и убедить их в необходимости сделать ее для себя руководством к практическому действию.

 

Вопросы для беседы:

1. Расскажите об искусстве и праве в первобытном обществе.

2. Раскройте сущность художественной культуры как формы идеологии.

3. Как соотносятся производственные отношения и эстетическое восприятие мира?

4. Раскройте сущность права как система общеобязательных норм.

5. Каковы виды художественной культуры?

6. Расскажите о взаимосвязях сферы художественной культуры и права.

7. Поэзия, музыка и право: каковы точки их соприкосновения?

8. Расскажите об эпохе Возрождения как духовной революции Средневековья.

9. Выявите сущность социальных революций и их влияния на общественное развитие.

Форма контроля - рефлексия студентов: «Место художественной культуры в моей жизни»

 

Тема № 2. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи. Отражение правосудия в изобразительном искусстве. Лекция. Проводится в форме лекции-диалога (исследовательский диалог).

 

Лекция-исследовательский диалог. Во введении общая познавательная задача ставится так, чтобы представить учебную проблему в целом и ориентировать их на совместное с преподавателем выделение основных вопросов, положений темы, требующих дальнейшего раскрытия и исследования («, на ваш взгляд, условия образования литературной нормы?»). Общая задача в процессе лекции уточняется и углубляется с помощью частных познавательных задач по основным направлениям темы.

На узловых этапах лекции используются, как правило, 4-6 проблемных вопросов, 7—9 и более проблемных заданий, каждое из которых - ступень в решении основной проблемы, конкретизация основных ее положений, выявление существенных связей и отношений. Основной задачей является раскрытие способов, приемов движения мысли, методики анализа фактического материала (сочетание дедукции и аналогии).

В заключительной части лекции, завершающей тему, используются контрольные вопросы для блиц-опроса, тестовые и поисковые задания для определения уровня усвоения, понимания наиболее важных положений (с использованием мультимедийной техники).

Проблемные вопросы:

1. В чем смысл и значения изучения биографий выдающихся деятелей отечественной культуры - юристов по образованию?

2. Можно ли считать, что А. С. Пушкин был основательно подготовлен в области юриспруденции?

3. Какие «плюсы» (положительные признаки) и какие «минусы» (негативные черты) вы видите в постановке юридического образования в Петербургском Училище правоведения (по материалам, касающимся В. В. Стасова, П. И. Чайковского).

4. Каковы, на ваш взгляд, перспективы научной разработки (в дипломных сочинениях, а, возможно, и в диссертациях) темы «Л. Н. Толстой и право»?

5. Можно ли сказать, что время и усилия, потраченные на приобретение дипломов юристов В. Д. Поленовым, Н. К. Рерихом, не прошло даром? Если это так, то почему?

6. Что наиболее впечатлило вас при ознакомлении с материалами о роли права в жизни и творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Л. Н. Андреева, И. Э. Грабаря?

7. Подберите, из числа приведенных ниже, наиболее подходящие, на ваш взгляд, заголовки к очеркам об упоминавшихся в лекции выдающихся деятелях культуры – юристах по образованию:

 

Тема №3. «Исполнение уголовных наказаний в творчестве зарубежных и отечественных художников». Практическое занятие. Проводится в форме занятия-дискуссии.

Вопросы для обсуждения

1. Кто оказал влияние на формирование творческих взглядов В. И. Сурикова?

2. Какое историческое событие нашло отражение в картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»?

3. Расскажите историю написания Т. Г. Шевченко графической серии «Притча о блудном сыне».

4. Какие стороны жизни арестантов отражены в картинах Н. Я. Ярошенко?

5. Что такое историческая живопись?

6. Каков идейный смысл картин И. Е. Репина «Под конвоем», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и «Не ждали»?

7. Опишите образ главного героя картины Михая Мункачи «Камера смертника».

8. Какую легенду положил в основу своего замысла К. Д. Флавицкий при написании картины «Княжна Тараканова»?

9. За что Шевченко был сослан, отдан в солдаты с запрещением «писать и рисовать»?

 

Тема № 4.«Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. Отображение проблем права и государства в эпических произведениях
М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Роль права в жизни и творчестве
П. И. Чайковского». Лекция. Проводится в форме лекции-дискуссии с использованием фрагментов аудиозаписей музыкальных произведений.

1. Роль музыки в жизни общества и человека.

2. Музыкальная деятельность человека и ее разновидности.

3. Стадии реализации права.

4. Социальные функции музыки.

5. Отражение общественного развития XV – XVII вв. в произведениях И. С. Баха.

6. Идеи французских просветителей в творчестве Л. ван Бетховена.

7. Социальное содержание и значение музыки периода Великой французской революции.

8. Третья «Героическая» симфония Бетховена как отражение результатов Великой Французской революции 1789 – 1804 гг. в музыке.

 

 

Тема 5. «Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы» Проводится в форме лекции-диалога

Проблемные вопросы:

 

1. Какие характерные особенности судебного процесса запечатлены в произведениях Гоголя и Чехова?

2. Как в произведениях классиков русской литературы о суде проявляется их гражданская позиция?

3. В чем видел Салтыков-Щедрин основные пороки царского правосудия?

4. Каким, по мнению Достоевского и Чехова, должен быть следователь? И каким быть не должен?

5. По каким причинам Островский оказался в полицейских списках неблагонадежных элементов?

6. Как можно объяснить название романа Достоевского «Бесы»?

7. В чем видели русские писатели основные причины преступности? Согласны ли Вы с теорией Ломброзо о врожденной склонности к преступлению?

8. Как показаны в романах Толстого и Достоевского жертвы самодержавного правосудия?

9. Какие цели преследовал Чехов, отправляясь на о. Сахалин? Достиг ли он этих целей?

10. Кому из русских писателей принадлежат слова «Мир спасет красота»? Как Вы это понимаете?

 

 

Составитель:

доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Иванова (подпись)

 

 


[1] Наименования разделов (тем) указываются согласно рабочей программе дисциплины (модуля), практики

[2] Количество вопросов рассчитывается следующим образом:

- для экзамена (25x3+20%) где 25 – количество студентов в группе (по приказу Минобнауки № 1367), 3 – количество вопросов в билете, 20% - количество

- для зачета (25x2+20%) где 25 – количество студентов в группе (по приказу Минобнауки № 1367), 2 – количество вопросов в билете, 20% - количество

[3] Количество тестовых заданий для промежуточной аттестации зависит от объема изучаемой дисциплины: от 72 до 108 часов – как правило не менее 60 вопросов; от 144 до 216 часов – не менее 120 вопросов; от 252 до 684 часов – не менее 180 вопросов. Комплект тестовых заданий включает не менее 2-х вариантов тестов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.