Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование актива подразделения и организация его работы



Актив воинского подразделения представляет собой целостное в социально-психологическом отношении образование – группу, объединенную координирующим воздействием командира единством задач, стоящих перед коллективом, своей ответственностью перед ним, чувством взаимной связи и поддержки. Чувство принадлежности к активу является предпосылкой успешной общественной работы, вносит в нее дух коллективности.

Сформированность актива в качестве социально-психологической группы, располагающей своей системой отношений, некоторыми особыми нормами поведения (повышенное чувство ответственности), способствует росту его авторитета в подразделении. При этом условии актив четко выделяется из массы воинов, сохраняя и упрочивая вместе с тем самые тесные связи с ними.

Командиры (начальники), технические и хозяйственные руководители в Вооруженных Силах в своей деятельности опираются на общественность воинской части, подразделения, широкий круг передовых воинов, уполномоченных самим коллективом или назначенных, самоотверженно ведущих большую общественную работу.

Разумеется, опора на актив означает, прежде всего, большую и сложную работу с ним, требующую от командира глубокого понимания роли, методов деятельности, психологии активистов, взаимоотношений между ними и остальными членами воинского коллектива. Опора на актив невозможна без заботливого подбора, расстановки, обучения и воспитания активистов, направления их усилий на решение задач, стоящих перед воинским подразделением. Но эта работа окупается сторицею: усилия командира, приложенные к активу, приводят в действие огромный резерв воспитания личного состава и мобилизации его на достижение конкретных целей. Хорошо подобранный, обученный и воспитанный актив становится надежным помощником командования подразделением в выполнении боевых заданий, планов боевой и общественно-государственной подготовки, укреплении воинской дисциплины.

И поэтому тот военный руководитель, который не находит времени для делового общения с активистами, заведомо ограничивает свои возможности по сплочению и воспитанию коллектива. Однако, как показывает практика, командиры подразделений умеют ценить помощь воинов-общественников, считают, что благодаря этой помощи они могут с более высоким качеством решать задачи воинского воспитания, поддерживать высокое морально-психологическое состояние воинов и боеготовность подразделения, более оперативно решать текущие вопросы повседневной жизни.

Вопрос о дальнейшем улучшении деятельности актива, о повышении его роли в жизни воинских коллективов подразделений является актуальным. Его разрешение обеспечивается улучшением руководства активом со стороны командира, совершенствованием их теоретической подготовки, умений и навыков в проведении этой работы. Важное место здесь занимает изучение психолого-педагогических основ деятельности актива и руководства им.

Общие психолого-педагогические проблемы организации и деятельности актива были разработаны А.С. Макаренко и другими российскими педагогами. В педагогической и социальной психологии актив рассматривается обычно как ядро трудового (учебного) коллектива, как система органов его самоуправления и общественных организаций. Специфические черты психологии актива воинского подразделения анализируются в ряде работ по военной психологии и педагогике.

Актив и его деятельность являются важным фактором в системе взаимоотношений воинского коллектива. Наряду с отношениями управления и личностными взаимоотношениями, он образует специфическую сеть, объединяющую воинов ответственностью перед коллективом. Эти отношения создаются благодаря тому, что ряд важнейших внутриколлективных проблем решается непосредственно самими членами коллектива – отдельными воинами или коллективными органами, уполномоченными для этого коллективом. Каждый из этих органов в процессе работы вовлекает в сферу своей активности весь коллектив, и в то же время сам включается в сферу ответственности других органов коллектива. Таким образом, благодаря деятельности актива, общественной работе в целом формируются более тесные и содержательные связи между воинами, способствующие сближению людей, обмену опытом, обеспечивающие единое понимание целей деятельности и проблем подразделения.

Все то, что вносит система общественной работы в жизнь воинского коллектива, существенно обогащает управление воинским подразделением, разрешает такие вопросы работы с людьми, которые обычно остаются вне личного контроля и воздействия руководителя. Актив усиливает управленческие воздействия командира, поддерживает их своими мероприятиями, которые нередко проводятся без непосредственного участия руководителя. Благодаря умелой опоре руководителя на актив, а через него и на общественность роты в целом совершенствуется и сама структура процесса руководства подчиненными, достигается слияние организаторской и воспитательной деятельности командования.

Успешное выполнение учебно-боевых задач, стоящих перед подразделением, во многом обусловлено умением командира подобрать, расставить актив и организовать его работу.

В состав актива подразделения могут входить:

♦ нештатные помощники командира роты, взводов по информированию личного состава;

♦ редакторы боевых листков (во взводах);

♦ редколлегии стенной (сатирической) и фотогазеты;

♦ спорторганизатор;

♦ культорганизатор;

♦ совет комнаты информирования и досуга.

Редколлегия стенгазеты, сатирической, фотогазеты и совет комнаты информирования и досуга избираются на собраниях личного состава роты сроком на один год. Нештатные помощники командиров рот, взводов по информированию личного состава, спорторганизаторы и помощники руководителей групп общественно-государственной подготовки назначаются приказом по части, а редакторы боевых листков – командиром взвода. Активисты во временные команды, выделяемые от роты для выполнения различных заданий, в караулы и в других случаях назначаются командиром подразделения.

В работе с активом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

♦ все активисты выполняют общественную работу как дополнительную нагрузку к служебным обязанностям бесплатно и нередко за счет своего личного времени;

♦ все активисты имеют незначительный опыт работы с людьми и ни в каких учебных заведениях этому делу не обучались;

♦ каждый активист обладает своими индивидуальными особенностями, а также имеются особенности в выполняемой каждым из них общественной работе;

♦ все активисты при выполнении общественной работы не пользуются никакими дисциплинарными или административными правами и воздействуют на людей только методами убеждения и личного примера.

Учитывая все сказанное, командир подразделения должен особое внимание уделять подбору актива и принимать в этом деле самое деятельное участие. Подбирая кандидатуры для выполнения тех или иных общественных обязанностей, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека, уровень его подготовки, авторитетность, наличие опыта общественной работы, умение работать с людьми, степень его пригодности к той работе, для которой он подбирается. При подборе активистов нужно обязательно советоваться с офицерами, сержантами роты и другими военнослужащими из числа солдат, пользующихся авторитетом у личного состава, а при необходимости некоторым кандидатурам можно устроить негласную проверку путем определения качества выполнения ими соответствующих заданий.

Одной из обязанностей командира подразделения является повседневное руководство работой актива: воспитание активистов, регулярная постановка им конкретных задач, инструктирование и обучение их практике работы, постоянный контроль и анализ их работы, оказание им необходимой помощи и принятие мер по устранению допущенных ими недостатков. Аналогичную работу со взводным активом должны вести и командиры взводов.

В связи с тем, что активисты выполняют общественную работу как дополнительную нагрузку к своим служебным обязанностям, очень важно создавать активистам необходимые условия для работы, т.е. предоставлять время для составления плана работы, подготовки к беседе, выпуска боевого листка и т. п., обеспечивать активистов материально, например, бумагой, карандашами, бланками боевых листков, газетами, литературой, памятками и т. п.

Вместе с тем, учитывая, что активисты работают за счет своего личного времени и на основе инициативы и высокой сознательности, нужно всячески поддерживать инициативу и полезные начинания актива, поощрять и популяризировать лучших активистов, изучать и распространять их опыт.

Важнейшей задачей актива подразделения является сплочение коллектива. Эта цель достигается, прежде всего, вовлечением личного состава в обсуждение и практическое разрешение конкретных коллективных проблем. Успех здесь во многом зависит от того, насколько глубоко активисты осознают свою личную ответственность за состояние дел в подразделения.

Слово и личный пример активиста являются важным фактором мобилизации коллектива, его морально-психологической готовности к смелым и решительным действиям.

Условиями успешной деятельности активистов являются безусловная личная примерность в службе, высокая сознательность, нравственная зрелость в неформальных отношениях.

В ротах (и им равных), во взводах (и им равных), а также в дежурных сменах и караулах назначаются нештатные помощники командиров рот, взводов по информированию личного состава из числа наиболее подготовленных и авторитетных военнослужащих, являющихся примером для всех и имеющих моральное право вести иформационно-пропагандистскую работу.

При подборе информаторов необходимо учитывать уровень их подготовки, способности, примерность в службе, стремление принимать активное участие в общественной работе. Информатор должен глубоко разбираться в политике и решениях правительства, хорошо знать военное дело, понимать смысл и перспективы происходящих в нем изменений, иметь призвание к общественной работе, обладать высоко развитым чувством ответственности за состояние дел в подразделении, стремлением бескорыстно помогать товарищам в учебе и службе, инициативой в работе. Информатору необходим общительный характер. Он должен пользоваться авторитетом среди личного состава, быть душой коллектива взвода.

Информатор – работник внештатный. За свою работу он не получает никакого денежного или материального вознаграждения и работает на общественных началах. А общественная работа ведется не по приказам. Она основана на высокой сознательности, добровольности, инициативе и самодеятельности самих активистов. Информатор взвода будет работать активно, добросовестно и инициативно только тогда, когда он любит это дело и находит в нем моральное удовлетворение.

Круг обязанностей информатора широк и многообразен. В жизни взвода нет такого вопроса, который так или иначе не касался бы информатора. Однако его главной обязанностью является разъяснение личному составу и проведение в жизнь требований Верховного Главнокомандующего, политики и решений правительства, содействие воинскому воспитанию воинов и мобилизация их на решение задач, стоящих перед взводом.

Чтобы успешно выполнить эту главную обязанность, информатор взвода должен:

– повседневно разъяснять воинам требования Верховного Главнокомандующего, политику и решения правительства, содействовать воспитанию личного состава и повышению его морально-психологического состояния;

– разъяснять воинам очередные задачи взвода и необходимость их выполнения;

– распространять передовой опыт отличников и классных специалистов;

– вести работу с отстающими и недисциплинированными воинами;

– мобилизовать личный состав на укрепление дисциплины и повышение боевой готовности;

– принимать активное участие в организации спортивно-массовой работы и досуга личного состава взвода.

В вопросах боевой подготовки информатор должен уделять особое внимание мобилизации воинов на отличное выполнение конкретных задач и нормативов, на умелые действия на полевых занятиях.

Главное, к чему должен стремиться информатор, – это умение подойти к любому воину и просто, по-товарищески, в непринужденной обстановке разъяснить ему непонятные вопросы, рассеять сомнения и повлиять на него в нужном направлении.

Основными методами воздействия информатора на воинов являются убеждение и личный пример. А для того, чтобы убеждать, надо уметь полностью использовать силу слова. Известно, что правильное, своевременное, метко и от души сказанное слово обладает огромной силой. Словом можно убить человека, но можно и возродить его, вдохновить на великий подвиг. Недаром выдающийся советский поэт В. Маяковский считал слово полководцем человеческой силы. Но вместе с тем он подчеркивал, что для того, чтобы подобрать нужное слово, иногда требуется перебрать «тысячи тонн словесной руды». Учитывая это, информатору необходимо настойчиво овладевать языком культурной речи, ораторским искусством, учиться ценить и подбирать слова так, чтобы каждое слово, каждая мысль били точно в цель.

Но как бы ни была велика сила слова, она должна подкрепляться личным примером. Поэтому информатор должен сам быть примерным воином, а там, где это нужно, первым идти па трудное, опасное дело и увлекать за собой других.

Повседневная работа с информатором – прямой долг командира взвода. Он заботится о повышении уровня знаний и методического мастерства информатора, помогает ему определить вопросы и темы для бесед с личным составом, советует, как использовать средства массовой информации, рекомендует, на кого из воинов и какое оказать воздействие. От командира взвода во многом зависит создание благоприятных условий для работы информатора, его авторитет в коллективе, степень влияния на состояние дел.

Основными формами работы информатора взвода являются индивидуальные и групповые беседы, чтение, разъяснение и обсуждение материалов из газет и журналов, заметки в боевые листки и стенгазеты, изучение с личным составом памяток, призывы, товарищеские советы, шутка и т. п,

Газеты и журналы являются важным средством информации личного состава о решениях правительства, событиях в стране и за рубежом, о трудовых достижениях российского народа, об успехах в развитии науки и техники, о передовом опыте, о вопросах военной теории и практики, о жизни Российских Вооруженных Сил и по многим другим вопросам.

Командиры (начальники) заботятся о том, чтобы периодическая печать без задержки доходила до информаторов взводов. Информатор, получив новые газеты, должен знакомиться с их содержанием и определять, какие материалы и каким образом в первую очередь довести до личного состава.

Иногда некоторые информаторы из-за неопытности стремятся в первую очередь ознакомить воинов с сообщениями о спорте, фельетонами и т. п., забывая о решениях государственных органов, о жизни страны. Поэтому очень важно, чтобы заместитель командира роты по воспитательной работе и командир взвода регулярно ставили информаторам конкретные задачи по работе с газетами и учили их практике этой работы, при необходимости указывая, на что обратить внимание, что прочесть, что и как разъяснить, обсудить и т. п.

Прежде всего, информатору необходимо прочесть передовые статьи газет, в которых обращается внимание и излагается точка зрения руководящих органов по наиболее важным в данный момент вопросам и задачам российского народа и воинов Вооруженных Сил. Очевидно, что содержание и смысл этих материалов нужно, как правило, в первую очередь доводить до личного состава.

В газетах и журналах печатаются различные по объему, содержанию, сложности и значению материалы. Одни материалы можно прочесть воинам или рассказать о них, и этого будет достаточно, так как они просты и понятны каждому. Другие материалы могут быть труднее для восприятия и их необходимо не только прочесть, но и пояснить, а иногда и обсудить. Есть и такие материалы, к которым нужно возвращаться неоднократно. Поэтому информаторы применяют различные формы работы с газетами и журналами, исходя из учета важности и объема материала, наличии времени, конкретной обстановки и решаемых подразделением задач.

Основными формами работы информатора с газетами и журналами являются:

– совет или рекомендации информатора воинам прочесть тот или иной материал;

– громкая читка сообщений о некоторых событиях;

– краткое изложение информатором смысла больших по объему статей или сообщений;

– чтение и объяснение наиболее сложных вопросов из прочитанного;

– организация коллективного обсуждения отдельных сообщений и статей;

– обзор газетных сообщений о событиях в стране или за рубежом, например, за неделю;

– обзор материалов нового журнала;

– проведение индивидуальных или групповых бесед по наиболее важным решениям и сообщениям и др.

Большое место в жизни войск занимают полевые занятия и боевые стрельбы. Готовясь к ним, информатору целесообразно укомплектовать специальную папку информатора. Опыт доказывает, что в папке информатора нужно иметь не только последние газеты и журналы, а также специальные материалы, посвященные отработке предстоящих задач: выписки из уставов и наставлений, памятки и инструкции личному составу, установленные нормативы по боевой подготовке, материалы для бесед и т. п.

В целом газеты и журналы помогают информаторам ориентироваться в обстановке, задачах, страны, Вооруженных Сил и дают им необходимый материал для работы с людьми. Поэтому очень важно, чтобы информаторы сами регулярно читали газеты и журналы, доводили их материалы до воинов и умело использовали их в воспитании личного состава и в мобилизации его на решение задач, стоящих перед войсками.

Информатор не является начальником по отношению к своим сослуживцам. Он наравне с другими полностью выполняет свои солдатские или сержантские обязанности и, как информатор, не имеет никаких дисциплинарных или административных прав. Он должен много знать, постоянно пополнять свои знания и пользоваться у воинов непререкаемым авторитетом. Очень важно также, чтобы информатор в повседневной жизни никогда не стремился уйти от злободневных волнующих солдат вопросов, а давал на них исчерпывающие ответы и объяснения, решая их при необходимости через командиров (начальников).

Главным условием успеха в работе информатора являются его личные знания, способности и старания. Поэтому долг каждого информатора – глубоко понять всю важность и ответственность своей роли во взводе, настойчиво овладевать искусством агитации и пропаганды, старательно и инициативно выполнять свои задачи.

Во взводах, а при необходимости в отделениях, расчетах, экипажах и отдельных командах выпускаются боевые листки. Выпускаются они по мере необходимости на учениях, стрельбах и других полевых занятиях, в карауле, во время проведения парково-хозяйственных дней, спортивных состязаний и т. п., но не менее одного раза в неделю. Редакторы боевых листков назначаются командирами взводов.

Редактор боевого листка подбирается из числа наблюдательных воинов, хорошо знающих русский язык, умеющих хорошо писать и рисовать, внимательно подмечать основные события в жизни взвода и давать им принципиальную оценку. Работает редактор боевого листка под непосредственным руководством командира взвода, который регулярно ставит ему конкретные задачи, обучает практике работы, обеспечивает его всем необходимым для своевременного выпуска боевых листков (бланки боевых листков, карандаши, краски и т. п.) и представляет ему для этого необходимое время. При подготовке каждого очередного номера боевого листка редактор опирается на помощь сержантов, информатора взвода.

Боевые листки выпускаются, как правило, на специальных бланках, красочно изготовленных типографским способом. Сверху под заголовком нужно указывать номер и дату выпуска боевого листка.

Размер боевого листка небольшой, поэтому, чтобы отразить в нем дела взвода и призвать личный состав к выполнению конкретной задачи, в нем должно быть 3–5 кратких заметок. Обычно весь бланк боевого листка разделяется на 2–3 вертикальных полосы. В левой колонке, как правило, помещается передовая статья, написанная командиром взвода, его заместителем или сержантом и посвященная основной задаче, которую предстоит решать взводу. В ней кратко разъясняется смысл данной задачи, показываются пути ее решения и личный состав призывается выполнить се отлично. Все остальное место занимают краткие заметки, каждая из которых посвящается одному конкретному факту. В этих заметках отмечаются передовые воины, показывается их опыт, а также критикуются отдельные недостатки, допущенные воинами. Не разрешается критика командиров и недопустимо оскорбление человеческого достоинства воинов. Каждая заметка имеет свой заголовок, который должен быть кратким – в 2–3 слова – и точно выражать смысл данной заметки. Все факты и фамилии, о которых пишется в боевом листке, должны быть проверенными и точными. В конце каждой заметки пишется воинское звание, фамилия и инициалы се автора, а в конце боевого листка – воинское звание и подпись редактора. Можно помещать в боевом листке фотографии, рисунки, карикатуры и дружеские шаржи с соответствующим кратким пояснительным текстом.

Писать все заметки боевого листка следует не скорописью, а печатными буквами, чтобы они легко читались. Заголовки заметок рекомендуется писать разным цветом, чтобы они выделялись и отличались друг от друга. Серьезные ошибки допускают те редакторы, которые помещают в боевые листки 1–2 заметки, написанные скорописью, неразборчивым почерком, общими фразами без конкретных фактов и фамилий. Такой боевой листок очень трудно прочесть, а если и прочтешь, то все равно он ничего не даст. Поэтому необходимо обращать внимание как на содержание, так и на привлекательность художественного оформления каждого боевого листка.

По содержанию каждый боевой листок обычно посвящается одному конкретному вопросу. И если взводу предстоит, например, участвовать в тактическом учении или стрельбах, то и все материалы боевого листка посвящаются решению этой задачи.

Задача редактора, чтобы боевые листки, листки-молнии выпускались в любых условиях: на учениях, стрельбах, занятиях, в карауле, при выполнении тех или иных заданий. При этом важна оперативность в работе. Весть об успехе одного воина, неудаче другого, действиях того или иного отделения, экипажа, расчета должна стать достоянием сразу же, во время занятий или вскоре после их окончания.

Листки-молнии выпускаются обычно на учениях, стрельбах, во время парково-хозяйственных дней, под руководством командира взвода. Каждый листок-молния посвящается пропаганде одного конкретного факта об отличившемся воине. Всего в листке-молнии должны быть 2–3 хорошо продуманных предложения с призывом равняться на передовых.

Командир взвода должен постоянно уделять внимание работе редактора боевого листка. Создавать ему нормальные условия для работы, оказывать всестороннюю помощь.

Стенная печать и другие средства информации занимают важное место в жизни воинского коллектива и руководстве им. Они являются источником информации по внутриколлективным проблемам, средством обмена опытом, приобщения каждого человека к делам всего коллектива. Стенная газета предает гласности события и факты, достойные внимания, разъясняет нормы воинского поведения, обогащает личный состав пониманием традиций коллектива, воспитывает любовь к своему подразделению и части.

Воины, входящие в состав органов стенной печати, радиогазеты, изучают передовой опыт, описывают достижения в учебе и службе, дают им должную оценку и таким образом вносят свой вклад в систему ценностей воинского коллектива. Стенная печать и другие средства внутренней информации в подразделении призваны пропагандировать опыт передовых солдат и сержантов, развивать товарищескую критику недостатков.

Условиями эффективности работы этой группы актива являются актуальность поднимаемых вопросов, мастерство в литературном и художественном оформлении газет, организаторские способности членов редколлегий, своевременное и правильное реагирование командования на информацию.

Особое значение имеет отношение к газете авторитетных в коллективе воинов, умение их опереться на материалы стенной печати. В некоторых подразделениях, например, практикуется короткое комментирование особенно удачных материалов стенной печати в выступлениях на собраниях, высказываются рекомендации прочитать те или иные заметки, разъясняется их важность и актуальность.

Культорганизаторназначается командиром подразделения и создает возможности для более полного учета и реализации культурных интересов и запросов личного состава. Он изучает формы и методы работы клуба, библиотеки, комнаты досуга. Эта работа требует специальных художественных наклонностей, навыков культурно-массовой работы, организаторских способностей, инициативы. Культорганизатор оказывает помощь командиру в организации досуга личного состава, подготовке и проведении форм массовых мероприятий в подразделении, содействует развитию самодеятельного художественного творчества воинов.

Для непосредственного проведения спортивно-массовой работы в подразделении командиром подразделения назначается спорторганизатор. Он подбирается из числа лучших сержантов или солдат, имеющих физкультурное образование или практический спортивный опыт, активных спортсменов, способных увлечь личный состав и организовать спортивно-массовую работу. Спорторганизатор работает под руководством командира подразделения.

Спортивно-массовая работа включает:

– учебно-тренировочные занятия по спорту;

– спортивные и военно-спортивные соревнования;

– смотры спортивно-массовой работы;

– спортивные праздники, вечера и другие мероприятия.

Спорторганизатор обязан:

– участвовать в организации и проведении спортивно-массовой работы в подразделении;

– оформлять и представлять командиру подразделения материалы выполнения требований Военно-спортивного комплекса и Военно-спортивной классификации;

– вести необходимую документацию и участвовать в наглядном отражении результатов спортивно-массовой работы в подразделении.

Для привлечения общественности к организации информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы в каждой роте создаетсясовет комнаты информирования и досуга, который избирается на собрании личного состава подразделения в составе 3–5 человек обычно сроком на один год.

В совет избираются лучшие солдаты, сержанты и офицеры подразделения, умеющие проводить культурно-досуговые мероприятия, информационную работу, оформлять наглядную агитацию, поддерживать в комнате досуга установленный порядок. Каждый член совета имеет свои обязанности.

К рассмотренным выше основным категориям общественников примыкает резерв актива. Это воины, не входящие в состав органов коллектива, имеющие склонность к общественной работе, интересующиеся проблемами коллектива в целом, готовые внести свой вклад в их разрешение. Они выполняют отдельные поручения органов коллектива и являются потенциальными активистами. С этими воинами в подразделениях проводится определенная работа, направленная на то, чтобы создать хорошую смену действующему активу, сохранить преемственность, укрепить связь актива с остальными воинами.

Задачи активисты решают совместно с командирами, осуществляя их указания и внося свои предложения, действуя специфическими методами. Каждый активист, за какой бы участок он ни отвечал, должен уметь определить свою роль и свой вклад в выполнение требований руководящих органов подразделения.

Благодаря хорошо налаженной системе информации, заботе командира о постоянной информированности активисты имеют возможность своевременно откликаться на важнейшие события в стране, части, подразделении.

Актив подразделения выполняет свои задачи по изучению, разъяснению и претворению в жизнь решений постановлений правительства Российской Федерации, директив и указаний Министра обороны по мобилизации на этой основе личного состава на качественное выполнение конкретных учебных и боевых задач, по созданию и укреплению благоприятной морально-психологической атмосферы в коллективе своими специфическими методами.

Метод работы актива – это избранная активистом или коллективным органом система средств и приемов воспитания, организации деятельности, личного поведения и влияния на коллектив, обеспечивающая успешное решение данной конкретной задачи. Правильно избранный метод ведет к достижению намеченной цели в силу того, что он устанавливает точное соответствие между структурой деятельности и характером задачи. Применение методов требует овладения ими обученности, способности маневрировать, переходить от одного метода к другому, более эффективному в данных условиях.

Методы общественной работы в Вооруженных Силах сформировались исторически как обобщение практики опоры командиров на общественность. Особенно значительным был вклад в арсенал методов работы актива в годы Великой Отечественной войны.

Обобщая часто практикуемые активом воинских подразделений способы решения стоящих перед ним задач, можно свести в две большие группы.

1. Методы воздействия актива на личный состав и укрепления связей с ним, включающие:

а) методы организаторской деятельности, предъявления требований подбора поручений, проверки исполнения;

б) методы внутриколлективной информации;

в) педагогические методы воспитания.

2. Методы внутренней деятельности актива, объединяющие:

а) методы самообучения, приобретения опыта;

б) специфические методы решения внутренних проблем (например, методы, используемые при подготовке и проведении общих собраний в процессе внутренней работы в комнате информироваия и досуга, сбора материала и подготовки очередного номера радиогазеты подразделения, подготовки информатора к беседе, подготовки и проведения соревнований спорторганизатором подразделения и т. д.).

Специфической особенностью условий, в которых реализуются эти методы, является коллективный характер деятельности актива. Поэтому умение найти свое место в общей работе сотрудничающих друг с другом лиц – важнейшее качество активиста.

Коллективность в работе органов актива нарушается обычно в двух случаях. Во-первых, когда активист, занимающий ключевой пост, подменяет орган коллективного руководства, навязывает ему свою волю, игнорирует его решения. Во-вторых, и чаще всего, коллективность руководства не соблюдается потому, что данный активист не овладел коллективными методами работы, не знает, как привлечь к работе своих товарищей и широкие круги личного состава. Встретившись с неудачами в своих организаторских попытках, он приходит к ложному выводу, что задания лучше выполнять самому, чем поручать кому-либо.

Перед каждой группой актива и перед отдельными активистами стоят специфические задачи, но все они объединены общей направленностью на достижение постоянной боевой готовности подразделения, повышение качества боевой и общественно-государственной подготовки, укрепление воинской дисциплины и воинского порядка.

Занимая важное место в воспитании воинского коллектива, актив, в свою очередь, нуждается в руководстве, в помощи, педагогических и организаторских воздействиях, которые бы направляли его на решение актуальных задач.

Система работы командира с активом, как показывает опыт передовых частей, включает в себя решение следующих задач:

♦ подбора и расстановки активистов, формирования актива;

♦ обучения и воспитания активистов, сплочения выборных коллективных органов и актива в целом, создания благоприятных организационных и морально-психологических условий для его деятельности, в частности, формирования у коллектива правильного отношения к активу, понимания его роли, назначения и своих общественных обязанностей;

♦ привлечения актива к решению конкретных задач, поставленных перед воинским подразделением, путем уточнения его обязанностей и постановки новых задач, разъяснения того, что ожидает командование от актива, указания на нерешенные вопросы, на необходимость проявления инициативы, распределения задач между отдельными группами активистов, инструктажа о формах и методах работы;

♦ изучения и оценки работы и достигнутых результатов, учета и обобщения передового опыта, проявленной инициативы, включает оценку деятельности активистов, информацию личного состава о вкладе актива в решение задачи, разбор непосредственно с активом, поощрение наиболее отличившихся в общественной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.