Здавалка
Главная | Обратная связь

Опыт демократического развития.



Переориентация экономических связей стран Восточной Германии, ликвидация нерентабельных производств, внедрение системы социальной защиты западноевропейского типа вызвали большие сложности. Реформы проводились за счет бюджетных средств. Экономика ФРГ, наиболее развитая в Западной Европе, с большим трудом выдержала бремя модернизации бывшего социалистического народного хозяйства. Преобразования ежегодно поглощали около 5% ВНП единой Германии. У 30% трудящихся бывшей ГДР возникли проблемы с занятостью.

Еще большие трудности переживали восточноевропейские страны. За 1989—1997 гг. производство ВНП в бывших странах социализма возросло лишь в Польше (рост около 10%, причем он начался лишь с 1992 г.). В Венгрии и Чехии оно сократилось на 8% и 12%, в Болгарии — на 33%, в Румынии — на 18%.

Экономический спад объяснялся целым комплексом причин.Стремление к переориентации экономических и политических связей на государства Запада, подписание в 1991 г. большинством восточноевропейских стран соглашений об ассоциации с Евросоюзом не могли дать немедленной отдачи. Участие в СЭВ, несмотря на невысокий уровень эффективности его деятельности, все же обеспечивало восточноевропейским странам стабильный рынок сбыта продукции, в значительной мере ими утраченный. Их собственная промышленность не могла соперничать с западноевропейской индустрией и проигрывала конкуренцию даже на внутренних рынках. Ускоренная приватизация экономики и либерализация цен, названная шоковой терапией, не привели к модернизации экономики. Источником ресурсов и технологий, необходимых для модернизации, могли быть только крупные зарубежные корпорации. Они, однако, проявили интерес лишь к отдельным предприятиям (автомобильный завод «Шкода» в Чехии). Другой путь модернизации — использование инструментов государственного вмешательства в экономику — отвергался реформаторами по идеологическим соображениям.

В течение нескольких лет восточноевропейские страны переживали высокий уровень инфляции, падение уровня жизни, рост безработицы. Отсюда рост влияния левых сил, новых политических партий социал-демократической ориентации, возникших на базе бывших коммунистических и рабочих партий. Успех левых партий в Польше, Венгрии и Словакии содействовал оздоровлению экономического положения. В Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит с 3,9 млрд. долл. в 1994 г. до 1,7 млрд. в 1996 г., в том числе за счет более справедливого распределения налогов и сокращения импорта. Приход к власти в странах Восточной Европы политических партии социал-демократической ориентации не изменил их стремления к сближению с Западной Европой. Большое значение в этом плане имело их вступление в программу «Партнерство во имя мира о с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Кризис в Югославии. Осложнение экономического положения в период проведения рыночных реформ, особенно в многонациональных странах, привело к обострению межнациональных отношений. При этом если разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов.

После разрыва между И.В. Сталиным и И.Б. Тито Югославия не входила в советскую систему союзов. Однако по типу развития она мало отличалась от других стран Восточной Европы. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вызвали обострение ее отношений с СССР. Югославская модель социализма включила самоуправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время сохранялись монополия на власть одной партии (Союза коммунистов Югославии) и особая роль ее лидера (И.Б. Тито).

Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития и не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки и демократизации со смертью Тито сказались на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Однако Югославия столкнулась с иными проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными конфликтами, приведшими к распаду страны.

Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика. Там преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась, Хорватия и Словения вышли из ее состава. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость про-возгласили Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославия (СРЮ). На этом, однако, кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых госу-дарств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1992—1995 гг. оказался в центре внимания всего международного сообщества. Затем на первый план вышло положение этнических албанцев в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Политический протест перерос в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии. Страны НАТО от содействия в налаживании переговоров перешли к угрозам Сербии. В 1999 г. они переросли в военные действия США и их союзников против СРЮ.

В урегулировании конфликтов в Югославии принимали участие миротворческие силы ООН и войска НАТО. Они выявили значительные расхождения во взглядах на основы будущего миропорядка, на принципы урегулирования этнических конфликтов между США, некоторыми странами Западной Европы и Россией.

 

2. Изменения на политической карте мира в конце 80-х-нач.90-х гг. привели к исчезновению традиционного раскола по линии «восток-запад»,что стимулировало действия стран Западной Европы по завоеванию и упрочнению своих позиций в регионе за счет привлечения новых, постсоциалистических государств в свои проекты. Исходя из этого, можно утверждать, что политический, экономический, торговый и военно-стратегический потенциал этих государств велик, что было признано западным миром и подтверждало тезис о важном геополитическом положении стран этого региона, которые традиционно являлись «неким буфером» между Западной Европой и Россией.

Таким образом, выбор западной модели развития, осуществленный в первую очередь странами Центральной Европы, предполагал вступление в НАТО и ЕС – крупнейшие региональные структуры – что и было осуществлено. В результате, «расширение ЕС и НАТО на восток» способствовало к изменению геополитической ситуации в Европе и в мире: с одной стороны, обе из вышеназванных организаций увеличили свое влияние и потенциал за счет принятия новых стран-членов, с другой, новые государства-члены этих организаций также укрепили свои позиции на международной арене.

 

После Второй мировой войны западные страны использовали НАТО как средство противодействия Организации Варшавского договора. После распада последнего, США разработали план расширения НАТО на восток, используя стремление некоторых стран Центральной и Восточной Европы искать защиту у Запада. В марте 1999 года в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. 29 марта текущего года НАТО официально приняла в свой состав еще 7 государств -- Эстонию, Латвию, Литву, Болгарию, Румынию, Словакию и Словению. Число членов НАТО увеличилось с 16 до 26, сфера ее оборонной деятельности также непрерывно расширяется с западной части на центральную и восточную часть Европы.

ЕС являлся региональной организацией западноевропейских стран. Он стал активно продвигается на пути к политическому объединению при усилиях Франции, ФРГ и других главных членов организации. После окончания холодной войны, страны Центральной и Восточной Европы потребовали вступления в ЕС в целях получения экономических выгод и окончательной интеграции с Европей. Франция, ФРГ и другие страны также приложили усилия по вступлению этих стран, их цель -- осуществление плана "Большой Европы". После напряженных переговоров, продолжавшихся 6 с лишним лет, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Мальта и Кипр 1 мая текущего года вступят в ЕС, таким образом число членов ЕС увеличится с нынешних 15 до 25.

Стоит обратить внимание на то, что Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и другие всего восемь стран Центрально-Восточной Европы и Балтии одновременно вступили как в НАТО, так и в ЕС, соединившись с Западом в политической, военной, экономической областях и в сфере безопасности. Масштабы НАТО и ЕС стали небывало широкими благодаря принятию в свои ряды новых членов. Этот факт показывает, что европейская политическая структура коренным образом изменилась.

Перед странами Центральной и Восточной Европы, которые в последнее время вступили в "альянс или союз", вырисовывается все более сложная ситуация. После окончания холодной войны все эти страны сближаются с Западом для обеспечения безопасности со стороны США и получения экономической поддержки от стран Западной Европы. Однако, поскольку после расширения на восток НАТО непосредственно противостоит России, в отношениях между вступившими в альянс новыми членами и Россией возникают деликатные нюансы. Эти страны находятся на стратегической передовой линии НАТО и являются "правофланговыми" альянса по отношению к Москве, однако они же становятся первой мишенью "ответной реакции" России. Поэтому эти страны, с одной стороны, должны выполнять долг перед НАТО, а с другой -- не могут слишком раздражать Москву.

Кроме того, чересчур "проамериканская" позиция государств Центральной и Восточной Европы неизбежно вызовет недовольство Франции и Германии, которые соблюдают дистанцию в отношениях с США, что усилит противоречие между так называемой "новой и старой Европой". Однако "новая Европа" все-таки не может существовать без "старой Европы", к тому же новые члены ЕС очень нуждаются в финансовой и экономической поддержке ЕС. Поэтому статус стран Центральной и Восточной Европы в отношениях между державами очень специфичен, положение, в котором они находятся, очень чувствительное, а роль крайне деликатная.

 

Вступление в ЕС стран ЦВЕ существенно снизило показатель совокупного ВВП на душу населения, поэтому ряд районов - бывших получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% среднего по ЕС уровня .Однако в долгосрочной перспективе ожидаются определенные положительные перспективы. Существует мнение, что в течение 10 лет после расширения совокупный ВВП ЕС вырастет на 0,5% по сравнению с предыдущим десятилетием - в этом случае отложенный экономический выигрыш перевесит для Союза текущий проигрыш. Также необходимо заметить, что проходит процесс расширения потребительского рынка, снижается уровень безработицы (в странах ЦВЕ безработица в 2004 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом с 8,5% до 8,3%), улучшаются условия для экспансии капитала и корпораций ведущих европейских держав в реальную экономику и на рынки стран ЦВЕ. Но эта экспансия имеет оборотную сторону - утечку инвестиций сверх допустимого уровня вследствие более низких налогов (подоходных, корпоративных, на рабочую силу, НДС) в этих странах.

Для оценки возможностей не формальной, а сущностной экономической интеграции ЦВЕ в ЕС полезно констатировать, что за полтора десятилетия в регионе появились средние слои материально обеспеченного населения и независимое предпринимательство, включая мелкий бизнес, перенимается управленческий опыт развитых капиталистических стран, происходит адаптация законодательства в хозяйственной сфере к нормам и практике ЕС-15, расширяется ассортимент товаров массового спроса и услуг. Темпы, количественные и качественные характеристики этих явлений в разных странах неодинаковы и достаточно условны

Сохраняются более низкая по сравнению с ядром Европы технологическая и инфраструктурная оснащенность экономик, более низкое качество культуры труда и рабочей силы и, как следствие, невысокая конкурентоспособность большинства производимых в регионе товаров и услуг. Никто не в состоянии дать точный прогноз о сроках преодоления этого отставания, как и с уверенностью предположить, что оно вообще произойдет, поскольку за это время развитые страны также не будут стоять на месте. В странах ЦВЕ есть отрасли и предприятия, выполняющие роль флагманов в движении реальной экономики к стандартам Запада, но вне сырьевого и добывающего сектора их пока слишком мало (например, полиграфическая индустрия в Польше, автомобилестроение в Чехии, гостиничный бизнес и электроника в Венгрии). Во многих странах региона после вхождения в ЕС был закрыт ряд предприятий по причине их неконкурентоспособности. Хотя эти предприятия в основном государственные, в целом сохраняется чрезмерно высокая (по меркам Запада) роль государства в экономике. Не преодолена система административного контроля над ценами на сельскохозяйственную продукцию

Оставляет желать лучшего и интеграция иностранного и национального секторов промышленности. Она остается слабой, собственное производство стран ЦВЕ резко отстает по показателям эффективности, качеству продукции и оплате труда от предприятий с иностранным участием. Иностранные инвесторы открывают в странах ЦВЕ собственные производства, работающие по модульному принципу, а традиционные низкоприбыльные отрасли остаются вне зоны их интереса. К тому же отрасли промышленности в странах «Новой Европы» все более тяготеют к "монопродукции"

При такой модели ухудшение положения крупных материнских компаний тут же негативно сказывается на деятельности их предприятий в восточноевропейском регионе. В-третьих, несмотря на высокую динамику экспорта, в последние годы ухудшается внешнеторговая сбалансированность. Данная ситуация особенно болезненна для Польши, где отрицательное сальдо импортно-экспортных операций вдвое превышает размер иностранных инвестиций.

И главное, в результате опоры на ТНК, как основной источник технологических инноваций, сфера науки в восточноевропейских странах оказалась на положении изгоя. Почти целиком распалась индустриальная и научно-исследовательская деятельность. Прикладные исследования были частично или полностью прикрыты. В целом за время постсоциалистической трансформации страны ЦВЕ «растеряли» от половины до 75% своих научных кадров. Подобная ситуация вызывает беспокойство даже в Брюсселе, где считают, что страны ЦВЕ должны осуществить соответствующие изменения в экономической стратегии и политике, чтобы наверстать отставание в инновационной сфере от западного сообщества.

Однако стоит заметить, что после вступления стран ЦВЕ в Европейский Союз стало возможным повышение занятости и конкурентоспособности национальных экономик благодаря проникновению в экономику крупных зарубежных транснациональных корпораций. Этому способствовала политика восточноевропейских стран, рассматривающих зарубежные инвестиции как одно из наиболее эффективных направлений интеграции в западноевропейское пространство, как основную движущую силу реструктуризации, единственную возможность получения доступа к современным технологиям и значительным финансовым ресурсам. Для деятельности ТНК в этих странах были созданы все условия: предоставлены налоговые льготы и каникулы, организованы зоны свободной торговли, приняты другие важные макроэкономические решения.

В итоге предприятия с полным или частичным участием иностранного капитала занимают сегодня серьезные позиции в экономике многих стран ЦВЕ. Так в Чехии и Польше на них приходится уже более половины выпускаемой продукции, в Венгрии - почти две трети. Одновременно технологическое облагораживание промышленности этих стран сопровождается существенным увеличением их экспортных возможностей. С 1995 по 2002 гг. совокупный объем экспорта в регионе вырос на 60%. Сегодня доля стран ЦВЕ в совокупном импорте стран зоны евро составляет 13%, что равняется доле США

Особенно заметен рост экспорта в высокотехнологичных отраслях промышленности -авиационной, электронной, химико-фармацевтической, в производстве средств связи. Оснащенные современным оборудованием, эти отрасли стали выделяться более высоким уровнем производительности труда, качеством выпускаемой продукции, отвечающим требованиям ЕС, и как следствие - конкурентоспособностью на внешних рынках. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) в регионе быстрее всего развивали Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Хорватия - в 2004 году оборот рынка ИТТ в этих странах превысил $19 млрд. По данным Всемирного банка, в 2002 году доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте Венгрии составляла 25%, Чехии - 14% (для сравнения в Германии - 17%). При этом в экспорте восточно-европейских стран сокращается доля сырья. Так, за последние 10 лет доля сырья в польском экспорте сократилась с 60% до 20%

Необходимо отметить, что в условиях соперничества между ведущими державами за лидерство в Евросоюзе перед средними и малыми государствами-членами возникла проблема выбора линии поведения: либо быть расколотыми и войти в команду какого-либо «гранда» либо формировать собственную консолидированную позицию относительно перспектив Европейского Союза и последовательно отстаивать в рамках складывающейся политической системы свои специфические интересы. Главным препятствием на пути создания такого «мини-союза» являются разные производственно-экономические, социально-демографические, территориальные и другие возможности развития стран ЦВЕ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.