Здавалка
Главная | Обратная связь

Ситуационная модель Фидлера.



Фидлер выявил 3 фактора, влияющих на поведение руководителя:

1. Отношение между руководителем и членами коллектива (лояльность и доверие к руководителю, и его привлекательность для подчиненных).

2. Структура задачи (привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации).

3. Должностные полномочия (объем законной власти).

Стили лидерства

 

Стиль лидерства - это совокупность средств и методов психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы.

Понятие стили лидерства охватывает собой всевозможные взаимодействия и взаимоотношения, которые складываются между лидером и другими членами группы. Однако в тех случаях, когда это понятие употребляется в социально-психологической литературе, под стилем лидерства понимаются те отношения, инициатором которых в группе выступает именно сам лидер.

Есть три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и нейтральный. Г. М. Андреева дала двухмерное описание этих стилей.

 

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный (директивный) стиль
Деловые краткие распоряжения; запреты без снижения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны. Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов – не система. Позиция руководителя – вне группы. Дела в группе планируются лидером заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны. Голос лидера – решающий.
Демократический (коллегиальный) стиль
Инструкции в форме предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицании - с советами; распоряжения и запреты – с дискуссиями; позиция лидера – внутри группы.   Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Нейтральный (попустительный) стиль
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицания. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Предложения по разделам работы складывается из отдельных интересов.

 

Однако в социально-психологической литературе появляются еще два стиля лидерства: гибкий и комбинированный.

Комбинированный стиль лидерства- в нем один и тот же лидер использует в практике общения с членами группы элементы всех трех стилей, описанных выше. При этом они представлены в его действиях почти в одинаковой пропорции.

В гибком стиле лидерства, также используются элементы всех трех основных стилей, но они не являются стабильными, время от времени меняются в зависимости от складывающихся в группе ситуации.

Но какой же из стилей лидерства является самым оптимальным? Ученые пришли к выводу, что это демократический стиль. С этим трудно не согласиться: действительно, в демократическом стиле лидерство гораздо более привлекательных черт, чем в других стилях. При таком стиле в группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы, для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Этот стиль лидерства, безусловно, способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач.

Тем не менее, утверждать, что он самый лучший и стремиться нужно именно к нему нет никаких оснований. Нередко предпочтительнее оказываются авторитарный и нейтральный стили лидерства, например тогда, когда плохо организованной, не способной к саморегуляции, слаборазвитой группе необходимо в условиях дефицита времени быстро добиться нужного результата. В этом случае требуется строгая дисциплина, взаимная ответственность, четкая согласованность действий членов группы. Это лучше всего обеспечивается авторитарным стилем. Поэтому практически самым удачным нельзя назвать ни один из вышеперечисленных, а такой, при котором лидер, умея вести себя по-разному: и авторитарно, и нейтрально, и демократически, и гибко, тонко чувствует атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого меняет свой стиль лидерства.

 

 

Заключение

 

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Лидеры бывают разные и группы, в которых они образовываются, тоже абсолютно разные, но к каждой группе можно найти свой подход. Это самое главное, что нужно запомнить лидеру. Отталкиваясь от вышеизложенной информации о теориях лидерства, видах лидеров и стилях лидерства, каждый должен в будущем, став руководителем, найти свой метод ведения людей за собой. Тогда он сможет добиться высокой отдачи от работников, что приведет к улучшению рабочего процесса, а значит и поставленных целей.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Социальная психология, Немов Р. С., Алтунина И. Р./ учебное пособие. – СПб.:Питер, 2008.-432 с.

2. Психология и психоанализ власти, Райгородский Д. Я.,Т.1. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ»,1999.-608 с.

3. Организационное поведение. Учебно-методическое пособие для студентов экономических вузов, Обушак С. И. –Гатчина: Издательство Ленинградского областного института экономики и финансов, 2007.-40 с.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.