Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 2. Педагогика как наука и искусство. Основные педагогические категории



Педагогика как наука имеет ряд признаков:

педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);

педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;

педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;

педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).

Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие). В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - учителем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.

Объект педагогики - изучение человека. Аспекты изучения - педагогические явления (происходящие в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающие решение определенных педагогических целей и задач) и педагогические факты (сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений). Например, в школе появился новый учитель физкультуры и организовал секцию восточных единоборств. В секцию записалось большое количество желающих, которые стали в ней активно заниматься - это можно рассматривать как новое педагогическое явление для данной школы. Допустим, что руководство школы решило изучить причины стремления учеников заниматься в этой секции и выяснило, что большинство ребят пришли туда под влиянием просмотра телевизионных передач - это ужепедагогический факт.

 

Предмет педагогики - педагогический процесс (целенаправленное воздействие на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности).

Таблица 1

Педагогические термины
Знания Это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения Это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки Это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Знания, умения, навыки (ЗУН) выступают со стороны преподавателя в качестве базовых компонентов содержания образования, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

Таблица 2

Основные педагогические категории- это основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.
Воспитание Это целенаправленный и организованный процесс формирования личности (в трактовке И. П. Подласого). Это целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности (в трактовке М. И. Рожкова). В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых норм) от старших поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер: оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество. В узком социальном смысле - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школы, семьи, учреждений дополнительного образования и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом значении - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом значении - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Понятие ``воспитание'' часто используется для обозначениясоставных частей целостного воспитательного процесса, например, ``физическое воспитание'' и пр.
Обучение Это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества (в трактовке П. И. Пидкасистого).
Образование В буквальном смысле слова образование - формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности - системность знаний и мышления, то есть способность человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Развитие Это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту),индивидуальном (индивидуальные особенности развития) иличностном (возникновение личностных качеств). Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами развития личности (физическое, психическое, социальное и др.).
Формирование Это процесс и результат развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания.
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека, а обучениеспособствует образованию человека как полноценной личности.

2. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:
1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
2) творческое заимствование методов исследований;
3) использование конкретных результатов исследований других наук;
4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. В настоящее время общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы.

Яндекс.Директ

Тебя обманывают?Тебя это достало?Нажми здесь и узнай всю правду о форекс.panorama-61.ru

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.