Здавалка
Главная | Обратная связь

Базовая классификация лингвистических моделей



1. по охвату структуры языка:

* общие (глобальные) стремятся охватить весь язык: (vocabulary, grammar)

* частные: фонетическая модель русского языка, модель системы гласных

Частная модель обычно входит в набор частных моделей, описывающий определенный уровень языка:

• фонологический уровень

• морфологический уровень

• синтаксический

• лексико-семантический

2. по типологическому статусу:

* универсальные стремятся охватить все языки мира:

* специфические характерны для определенного языка или группы языков: мягкость - твердость согласных рус. языка (не действует в англ., франц.)

3. по гносеологическому статусу:

* модели языка

* модели лингвистических знаний (различные линг.школы)

* модели деятельности лингвиста

4. по конечной цели исследования

* теоретические

* прикладные

5. по используемым методам

* математические модели

* психологические модели

* социологические модели

6. по функциональному статусу

* абстрактно обобщающие модели

* действующие

7. по используемым материальным средствам

* графические

* символьные

* компьютерные

8. В зависимости от предмета моделирования и того, какая сторона речевой деятельности является предметом моделирования, модели речевой деятельности делятся на модели анализа, модели синтеза, порождающие и исследовательские. Это базовая классификация в ФМЛ – Формальные модели в лингвистике.

Моделью анализа называется конечное число правил, способных проанализировать бесконечное число предложений данного языка. Синтаксические аналитические модели получают на «входе» текст, а на «выходе» выдают для каждого предложения запись его синтаксической структуры. Семантические аналитические модели получают на «входе» тот же материал, а на «выходе» выдают смысловую запись (изображение смысла) каждого предложения на специальном семантическом языке.

• Моделью синтеза называется конечное число правил, способных построить бесконечно большое число правильных предложений. Синтаксические синтетические модели используют в качестве исходной информации запись синтаксической структуры предложений, а на выходе выдают правильные предложения данного языка. Семантические синтетические модели получают на входе смысловую запись некоторого предложения на специальном семантическом языке и выдают на выходе множество предложений естественного языка, синонимичных данному предложению.

• Помимо моделей анализа и синтеза, существуют еще так называемые порождающие модели, в некотором смысле промежуточные между моделями анализа и синтеза. Порождающей моделью называется устройство, содержащее алфавит символов и конечное число правил образования (и преобразования) выражений из элементов этого алфавита, способное построить бесконечное множество правильных предложений данного языка и приписать каждому из них некоторую структурную», характеристику.

(((Порождающие модели используются в основном для создания искусственных языков, таких как языки программирования и алгоритмические языки. Для таких языков характерна жесткая структура, простые правила без исключений и, как следствие, ограничение выразительных возможностей. Многочисленные попытки создать, таким образом простой язык (т.е. ограниченный язык) для межнационального общения заканчивался неудачей (эсперанто)))

Исследовательские модели можно подразделить на три класса в зависимости от того, какая информация используется в них в качестве исходной. В моделях первого класса в качестве исходной информации используется только текст, и все сведения о системе, т.е. языке, порождающем этот текст, извлекаются исключительно из текстовых данных. Это классические дешифровочные модели. В моделях второго класса считается заданным не только текст, но и множество правильных фраз данного языка. Практически это значит, что при разработке модели лингвист прибегает к помощи информанта, который по поводу каждой предъявляемой ему фразы должен говорить, правильна она или нет. Информантом может быть и сам лингвист, если он в совершенстве владеет изучаемым языком. Наконец, в моделях третьего класса считаются заданными не только текст и множество правильных фраз, но и множество семантических инвариантов. Практически это значит, что информант должен определять не только правильность каждой предъявляемой ему фразы, но и о любых двух фразах говорить, значат ли они одно и то же или нет. Модели этого класса близки традиционным описаниям. Их смысл сводится к тому, чтобы исследовать какое-либо лингвистическое явление на базе текстов, в результате получается, например, словарь или какая-либо грамматика или ее правила, или же результатом будет описание какого-либо лингвистического явления. Например, в переводе - описание какой-либо трансформации на базе трансформационной модели перевода. Исследовательские модели сейчас активно разрабатываются в корпусной лингвистике, когда исследуется какое-либо множество текстов и, например, строится модель словарной статьи для включения ее в словарь.

В кибернетике при описании и экспериментальном тестировании таких моделей используется понятие «чѐрный ящик» (ненаблюдаемый объект, на который можно оказывать определѐнные виды внешних воздействий–стимулов, и наблюдать реакции, возникающие в ответ на то или иное воздействие). Рассмотрим эти модели на следующей схеме (Ю. Д. Апресян):

 

Признаки     Тип модели Что известно лингвисту ВХОД - Характер исходной информации ВЫХОД-Характер конечной информации Цель
Исследовательские Текст (и множество правильных фраз) Текст Грамматика и/или словарь Смоделировать деятельность лингвиста
Аналитические Грамматика и словарь Текст Изображение структуры текста Смоделировать понимание текста
Синтетические Грамматика и словарь Изображение структуры текста Текст Смоделировать производство - генерацию текста
Порождающие Грамматика и словарь Алфавит символов и правила образования и преобразования фраз Множество правильных фраз и изображение их структуры Смоделировать умение отличать правильное от неправильного в языке
Признаки   Тип модели Что известно лингвисту ВХОД - Характер исходной информации ВЫХОД-Характер конечной информации Цель

 

9. Модели различаются не только по направленности на определенный объект, но и по используемым средствам моделирования (алгоритму или исчислению)! Содержательно различие между ними можно пояснить следующим образом: исчисление - это система разрешений (позволений), а алгоритм - это последовательность приказов (команд), т.е. Алгоритм - строгая последовательность предписывающих правил (Алгоритм, записанный на понятном для машины языке, называется программой), а Исчисление - множество разрешающих правил (порядок выполнения не важен). Обычно исчисление имеет вид математической системы, включающей: 1) исходные (первичные, или неопределяемыe) понятия, имена которых образуют уже знакомый нам "алфавит символов"; 2) первичные (недоказываемые) утверждения о связях между этими понятиями (аксиомы); 3)правила вывода новых утверждений (теорем) из уже имеющихся. Вместо аксиом и правил вывода иногда используются правила образования и преобразования выражений из элементов алфавита.

Любая модель, включая исчисление, должна быть представлена в виде алгоритма (или снабжена алгоритмом), чтобы быть реализованной на машине, потому что машина понимает только язык команд, но не язык разрешений.

NOTE: Прежде чем перейти к другим типам моделей, укажем на зависимость, существующую между исследовательскими, аналитическими, синтетическими и порождающими моделями, с одной стороны, и алгоритмами и исчислениями - с другой. Первые три типа моделей оформляются обычно в виде алгоритмов, а для изложения порождающих моделей, как правило, используется форма исчислений.

10. В зависимости от того, какого рода правила используются в модели, различаются вероятностные (статистические) и детерминистские (структурные) модели. Существуют и смешанные структурно-статистические модели. Естественные языки в большинстве случаев устроены таким образом, что немногие правила охватывают основное множество фактов, но для объяснения остающихся немногих фактов, большей частью непродуктивных, требуется очень большое число правил. Поэтому в ряде случаев бывает выгодней объяснить данную совокупность фактов не детерминистской моделью, которая из-за обилия правил может оказаться излишне громоздкой для выполнения некоторой вполне определенной задачи, а вероятностной моделью, которая обходится меньшим числом чисто статистических правил и потому менее громоздка. Потеря в точности правил компенсируется в такой модели ее относительной простотой. В качестве иллюстрации можно сослаться на работу И.А. Мельчука об определении рода французского существительного по концу слова; довольно простые правила позволяют правильно решить этот вопрос в 85 случаях из 100. Для испанского языка аналогичные правила более эффективны: они дают правильный ответ в 95 случаях из 100.Наиболее важными детерминистскими моделями являются модели бинарных дифференциальных структур в области фонологии и морфологии, модель непосредственно составляющих, трансформационная и аппликативная модели в области синтаксиса, модель «семантических множителей» в области семантики.

Содержание термина «модель» в современной лингвистике в значительной мере охваты­ва­лось ранее (в особенности Ельмслевом) термином «теория». Считается, что наименования «модель» заслуживает лишь такая теория, которая доста­точ­но эксплицитно изложена и в доста­точ­ной степени формали­зо­ва­на (в идеале всякая модель должна допускать реализацию на ЭВМ).

Конструирование моделей — не только одно из средств отображения языковых явлений и процессов, но и объективный практический критерий проверки истинности наших знаний о языке. Применяясь в органическом единстве с другими методами изучения языка, моделирование высту­па­ет как средство углубления познания скрытых механизмов речевой деятельности, его движения от относительно примитивных моделей к более содержательным моделям, полнее раскрывающим сущность языка. Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.

Первый – тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.

Второй – составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.

Третий – создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.