Здавалка
Главная | Обратная связь

Об огнестрельном оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах, взрывных устройствах см. коммент. к ст. 222.



Общие положения о порядке ввоза на территорию России и вывоза из России оружия и патронов к нему сформулированы в ст. 17 Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

 

Перемещение взрывчатых веществ через таможенную границу регламентируется Приказом Минэкономразвития РФ от 28.08.2000 N 29 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий".

Предметом контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188, может быть любое огнестрельное оружие: боевое, служебное, гражданское (спортивное, охотничье как с нарезным стволом, так и гладкоствольное). В комментируемой статье отсутствует оговорка, включенная законодателем в ст. 222 УК ("за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему").

Предметом контрабанды по ч. 2 ст. 188 следует также признать и основные части огнестрельного оружия, определяющие его функциональное назначение (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы), тем более в случаях, когда оружие перемещается в разобранном виде.

Вооружение и военная техника определены в ст. 1 Федерального закона от 19.07.98 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <1> как "комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники)".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

 

Оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (ст. 1 Федерального закона от 18.07.99 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

 

О материалах и оборудовании, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорится в целом ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., например, Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 05.05.2004 N 580 // СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881; Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2003 N 36 // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 208; Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2677.

 

Здесь имеются в виду материалы и оборудование так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия и средств его доставки. Общие принципиальные положения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в отношении материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, предусмотрены в Федеральном законе "Об экспортном контроле".

О культурных ценностях, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, и о самих этих правилах говорится в Законе РФ от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <1>. Положения Закона конкретизированы в Приказе Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 "О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

<2> БНА РФ. 2008. N 24.

 

О стратегически важных сырьевых товарах, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорилось в Указе Президента РФ от 14.06.92 N 628 "О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров" и в Постановлении Правительства РФ от 26.06.92 N 434 "Об утверждении Перечня стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации", которые в настоящее время не действуют.

12. Для привлечения к ответственности по п. "б" ч. 3 ст. 188 необходимо установить, что служебное положение должностного лица, его должностные полномочия использовались именно для перемещения товаров через таможенную границу одним из указанных в законе способов. Поэтому субъектом контрабанды с использованием служебного положения могут быть прежде всего должностные лица, являющиеся сотрудниками Федеральной таможенной службы, осуществляющие таможенный контроль, таможенное оформление и проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, а также должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие это для контрабандного перемещения товаров. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК.

13. Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "в" ч. 3 ст. 188), может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении вреда здоровью любой степени тяжести, а также в его убийстве. При этом квалификацией по п. "в" ч. 3 ст. 188 охватывается нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, легкий и средней тяжести вред здоровью, а также тяжкий вред здоровью (ч. ч. 1 и 2 ст. 111 УК). В случаях причинения при совершении контрабанды лицу, осуществляющему таможенный контроль, тяжкого вреда здоровью с особо квалифицирующими признаками (ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК), а также при посягательстве на его жизнь содеянное квалифицируется по совокупности п. "в" ч. 3 ст. 188 и ч. 3 (ч. 4) ст. 111 УК либо ст. 317 УК (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Лицами, осуществляющими таможенный контроль, являются сотрудники Федеральной таможенной службы, а также сотрудники пограничных органов, выполняющих в ряде случаев функции таможенной службы. Одна лишь угроза насилием, не реализованная в его фактическом применении, не дает оснований для квалификации контрабанды по п. "в" ч. 3 ст. 188.

14. Особо квалифицированным видом контрабанды (ч. 4 ст. 188) является ее совершение организованной группой (см. коммент. к ст. 35). В организованную группу могут входить и должностные лица таможенных органов.

15. При контрабанде драгоценных металлов и природных драгоценных камней, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств и боеприпасов не исключается при наличии реальной совокупности преступлений привлечение к ответственности также по ст. ст. 191, 220, 221, 222, 223, 226, 228, 228.1, 229, 234 УК, предусматривающим ответственность за хищение или вымогательство этих средств (веществ) и предметов. Возможна также совокупность контрабанды с незаконным пересечением Государственной границы РФ (ст. 322 УК), подделкой документов, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК) и рядом других документов.

 

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

 

Комментарий к статье 189

 

В соответствии с Федеральными законами: от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 19.07.98 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и от 18.07.99 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" в целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности, а также соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания действует система экспортного контроля.

Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона "Об экспортном контроле"). Методом экспортного контроля является, в частности, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающими лицензирование или иную форму их государственного регулирования.

2. Предметом преступления являются сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы и услуги, которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, технологий, научно-технической информации, работ и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (контролируемые товары и технологии), определяются списками (перечнями), устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ по представлению Правительства РФ также утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения. Вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

3. Объективная сторона может быть выражена одним из следующих действий: 1) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; 2) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; 3) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; 4) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Во всех случаях указанные действия совершаются незаконно, т.е. в нарушение установленного порядка и правил экспортного контроля. В ст. 30 Федерального закона "Об экспортном контроле" к числу нарушений законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля отнесены: осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями без лицензий или разрешений; получение лицензий или разрешений посредством представления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения; нарушение требований и условий лицензий или разрешений и др.

4. Преступление совершается умышленно. Мотивы и цели преступления могут быть любыми, за исключением желания оказать помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

5. Субъект преступления специальный - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (см. примечание к ст. 189).

6. Проблема разграничения преступлений, предусмотренных ст. 189, и контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК) возникает в случае незаконного экспорта сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль, поскольку в иных случаях, предусмотренных ст. 189, либо вообще нет пересечения таможенной границы, что необходимо для контрабанды, либо отсутствуют предметы контрабанды. Следует иметь в виду, что суть контрабанды заключается в незаконном перемещении соответствующих товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д., тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, указанных в ст. 189, ответственность должна наступать именно за контрабанду. Субъектом контрабанды могут быть и лица, не наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

7. Незаконный экспорт или передача технологий, научно-технической информации, сырья, материалов, оборудования и т.д., которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, квалифицируются как государственная измена, если эта информация и сведения составляют государственную тайну и переданы иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а равно если они не являлись государственной тайной, но передавались по заданию иностранной разведки также для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Незаконный экспорт или передача соответствующих технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, лицом, которое имело допуск к этим сведениям или которому они были доверены или стали известны по службе и к тому же наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, при отсутствии признаков государственной измены квалифицируется по совокупности ст. ст. 189 и 283 УК.

 

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

 

Комментарий к статье 190

 

1. Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России. Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей определяется главным образом Законом РФ от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Незаконный вывоз из России и ввоз в нее культурных ценностей с нарушением установленного порядка перемещения таможенной границы преследуется законодательством об ответственности за контрабанду. В ст. 190 ответственность установлена только за невозвращение в Россию названных культурных ценностей, вывезенных на законном основании, если такое возвращение в установленный срок является обязательным.

2. В ст. 9 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" установлено, что вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей: а) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность и отнесенные в соответствии с законодательством к особо охраняемым объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; г) культурные ценности, созданные более ста лет назад. Очевидно, именно перечисленные культурные ценности следует рассматривать как предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран.

Временный вывоз из России допускается только в отношении культурных ценностей, указанных в п. п. "б", "в", "г" приведенного выше перечня. Он осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок; осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях (ст. 27 Закона).

3. Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. При положительном решении выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. При временном вывозе в свидетельстве указывается цель и сроки вывоза культурных ценностей, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами России (Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938.

 

4. Преступление считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т.п.), и иные уважительные причины.

5. Преступление совершается умышленно. Виновный осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезены за пределы страны на определенный срок и подлежат возврату, срок, установленный для возврата этих ценностей, наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.

6. Ответственным за преступление может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей, либо должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

7. Если должностные лица и другие представители государственных и негосударственных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и им подобных организаций, уполномоченные на временный вывоз культурных ценностей, а также уполномоченные физического лица - собственника вывезенных ценностей, находясь за рубежом, противоправно и безвозмездно с корыстной целью обращают эти ценности в свою пользу или в пользу третьих лиц, они несут ответственность и за невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния (как таможенное преступление), и за хищение чужого имущества (хищение предметов, имеющих особую ценность).

 

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

 

Комментарий к статье 191

 

1. Правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом устанавливается Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1>. Другими важнейшими нормативными актами являются: Постановление Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением" <2>; Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 <3>; Постановления Правительства РФ: от 01.12.1998 N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы до аффинажа" <4>; от 27.02.2003 N 127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" <5> и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

<2> СП РФ. 1992. N 6. Ст. 29.

<3> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291.

<4> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058.

<5> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.

 

2. Драгоценными металлами являются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а природными драгоценными камнями - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 8 "Об утверждении порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням" <1>). Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (п. 3 ст. 22).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 310.

 

Предметом преступлений по ст. 191 являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных и драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, не завершенной производством готовой продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.). Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 в качестве предмета преступления имеет в виду лишь природный жемчуг.

К ювелирным и иным бытовым изделиям из драгоценных металлов и камней, не являющихся предметом рассматриваемых преступлений, относятся ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и культа, часы, портсигары, табакерки, чернильные приборы и т.д. Нельзя считать предметом рассматриваемых преступлений также сусальное золото, оружие, ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней или с их использованием (Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.

 

Приказ Роскомдрагмета от 30.10.96 N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным").

3. Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством РФ. При предъявлении обвинения и признании лица виновным в совершении незаконной сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом следует указывать конкретное правило совершения таких сделок, которое было нарушено в данном случае.

Незаконность сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними). Незаконными будут также сделки, совершенные с нарушением установленного законодательством порядка (правил) (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения, нарушение приоритетного порядка приобретения и др.) с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями.

4. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.80 N 3 "О судебной практике по делам о нарушении правил о валютных операциях").

5. Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.

6. Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления, либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный источник (способ) приобретения названных ценностей делает незаконным последующее их хранение, перевозку или пересылку.

Под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение - длящееся преступление: оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.

Перевозка - любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с применением любого транспортного средства.

Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.

Для ответственности по ст. 191 достаточно совершения любого из этих действий.

7. Рассматриваемые преступления могут быть совершены только умышленно, когда виновный осознает, что совершает незаконную сделку или незаконно хранит, перевозит или пересылает природные драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, и желает совершения этих действий. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.

8. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении возраста 16 лет.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, совершенный лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, с использованием служебных полномочий, при наличии всех признаков состава злоупотребления полномочиями квалифицируется по совокупности ст. ст. 201 и 191 УК.

9. Хищение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и последующее совершение с ними незаконной сделки квалифицируется по совокупности ст. ст. 158 - 162 УК (в зависимости от способа хищения) и ст. 191, даже если эти предметы похищены у лица, владевшего ими незаконно.

Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозку или пересылку также следует квалифицировать по совокупности названных статей.

10. Незаконная перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу РФ при обстоятельствах, указанных в ст. 188 УК, охватывается ст. ст. 191 и 188 УК.

11. Незаконные, при отсутствии лицензии, добыча и производство драгоценных металлов и природных драгоценных камней и последующие сделки, хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов и камней образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 191 УК.

12. Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 191 относятся как к случаям совершения незаконных сделок, так и к незаконному хранению, перевозке или пересылке драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

13. Крупный размер преступления (п. "б" ч. 2 ст. 191) определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, превышающей 250000 руб. (примечание к ст. 169 УК). При установлении стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга следует руководствоваться ценами на эти металлы и камни, существовавшие на момент совершения незаконных сделок с ними, перевозки или пересылки, а при незаконном хранении - по состоянию, когда деяние было прекращено самим лицом или пресечено правоохранительными органами. При этом используются цены покупки на цветные металлы, ежедневно котируемые Центральным банком РФ, а стоимость драгоценных камней определяется на основании заключения геммологической экспертизы.

14. О понятиях группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, и организованной группы см. коммент. к ст. 35.

 

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней

 

Комментарий к статье 192

 

1. Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ может осуществляться исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию). Федеральным законодательством установлен обязательный порядок передачи добытых и произведенных драгоценных металлов, за исключением самородков, для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <1>, и приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, самородков драгоценных металлов и добытых из недр или рекуперированных драгоценных камней управомоченным органам исполнительной власти РФ или субъектов РФ для пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

 

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и порядок работы таких организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.98 N 972 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4097.

 

2. О драгоценных металлах и драгоценных камнях см. коммент. к ст. 191 УК.

3. Аффинажем называется процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

4. Крупный размер нарушения правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней определен в примечании к ст. 169 УК стоимостью предметов преступления, превышающей 250000 руб.

5. Преступление совершается умышленно.

6. Субъектом могут быть физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК), а также должностные лица (примечание 1 к ст. 285 УК). В частности, субъектом рассматриваемого преступления могут быть руководитель организации, добывающей драгоценные металлы и драгоценные камни или занимающейся производством драгоценных металлов, а также физические лица - члены артелей старателей, добывающие полезные ископаемые на основании лицензии, лица, нашедшие самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, и т.д.

7. Лицо, уклонившееся от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней и совершившее с ними сделку в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, либо хранившее, осуществившее их перевозку или пересылку, подлежит ответственности по совокупности совершенных преступлений (ст. ст. 191 и 192 УК).

8. Лица, незаконно, без лицензии осуществляющие добычу либо производство драгоценных металлов или драгоценных камней и нарушающие требование ст. 192, несут ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) и за последующие незаконные сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями, их хранение и т.д.

Полученные в результате незаконных действий ценности обращаются в доход государства. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 2 ст. 30 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").

 

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

 

Комментарий к статье 193

 

1. Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики России, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Часть валютной выручки юридических лиц - резидентов подлежала обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации после зачисления ее на счета этих юридических лиц в уполномоченных банках РФ по рыночному курсу иностранных валют в соответствии с порядком, установленным Центральным банком РФ.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> в принципе сохранил правило, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности (ст. 19). Статья 21 Федерального закона, предусматривавшая обязательную продажу части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке, действовала лишь до 01.01.2007.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

 

В то же время названным Федеральным законом (ст. 12) установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

2. Под иностранной валютой понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые или изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном контроле и валютном регулировании").

3. Резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту в следующих случаях: а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами РФ - в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с содержанием резидентами объектов на территориях иностранных государств - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках; в) при использовании иностранной валюты, полученной резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами Российской Федерации для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий; г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ.

4. Уполномоченными банками считаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

5. Нормативные акты обязывают субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации, а равно обеспечить возврат ранее переведенных за рубеж валютных средств в случае непоставки товаров по импортному контракту. Соответственно, о выполнении объективной стороны состава рассматриваемого преступления можно говорить, во-первых, в случаях, когда субъект просто не обеспечил выполнение этих обязанностей, хотя мог это сделать, а во-вторых, когда он к тому же принял специальные меры к невозврату валюты (поручение контрагенту перечислить валюту на иной счет, чем счет организации-резидента в уполномоченном банке, находящемся в Российской Федерации, израсходование этих средств за рубежом и т.д.).

В зависимости от оснований поступления средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, установлены различные предельные сроки исполнения этой обязанности, истечение которых определяет момент совершения преступления.

6. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - умышленное преступление. Мотивы и цели его совершения могут быть различными, что должно быть учтено при назначении наказания.

7. Субъект преступления специальный, им является руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Соучастниками специального субъекта могут быть и другие лица.

8. Невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте влечет уголовную ответственность при условии крупного размера рассматриваемого деяния, который определяется суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 30 млн. руб. (примечание к ст. 193 УК).

9. С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организаций, следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 193 и 199 УК.

Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также должно быть квалифицировано по совокупности преступлений.

 

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

 

Комментарий к статье 194

 

1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5) таможенные сборы (ст. 70).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. ст. 89 и 90 Таможенного кодекса Таможенного союза), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случаях для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 3 млн. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий - неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.

5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей может быть декларант.

Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, чтобы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2001. N 5. С. 19, 20.

 

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. коммент. к ст. 35.

8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 36 млн. руб.

 

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

 

Комментарий к статье 195

 

1. В комментируемой статье предусмотрены три разных состава преступления, которых объединяет то, что все они совершаются при наличии признаков банкротства, возникших в силу различных объективных и субъективных причин, но не по умыслу индивидуального предпринимателя, руководителя организации и других субъектов рассматриваемых преступлений, и влекут причинение крупного ущерба, как правило, кредиторам организации (предпринимателя).

2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> под банкротством понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). Примерно так же определяет понятие банкротства Федеральный закон от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

<2> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

 

Гражданский кодекс РФ установил, что по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда (ст. 65), а также индивидуальный предприниматель (ст. 25), которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения, а гражданин, если к тому же сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Кредитная или иная финансовая организация признается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) после отзыва у кредитной или иной финансовой организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной или иной финансовой организации перед ее кредиторами и (или) исполнения обязанности по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Указанные обстоятельства называются признаками банкротства. Банкротство считается имеющим место только после признания факта несостоятельности арбитражным судом. Законы о несостоятельности (банкротстве) и Гражданский кодекс РФ определяют порядок действий по удовлетворению требований кредиторов к несостоятельному должнику при банкротстве и очередность удовлетворения этих требований.

3. Часть 1 ст. 195 имеет в виду ситуации, когда появились признаки банкротства индивидуального предпринимателя или юридического лица. Предстоит удовлетворение имущественных требований кредиторов за счет имущества обанкротившегося должника. В целях извлечения материальной выгоды либо любых других, в нарушение интересов кредиторов субъекты преступления скрывают имущество, на которое может быть обращено взыскание, имущественные права или имущественные обязанности, сведения об имуществе, о его размере и местонахождении либо иную информацию об имуществе, имущественных правах или обязанностях, отчуждают или уничтожают имущество, а также в этих же целях скрывают, уничтожают, фальсифицируют бухгалтерские и иные учетные документы, отражающие экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Указанные в ч. 1 ст. 195 действия должны рассматриваться как выполнение объективной стороны преступления независимо от того, совершаются они при наличии признаков банкротства до судебного решения о признании должника банкротом либо после такого решения.

4. Крупный ущерб, исчисляемый суммой, превышающей 1,5 млн. руб., является обязательным последствием во всех составах криминального банкротства. Этот ущерб причиняется в первую очередь кредиторам, но в некоторых случаях он может быть причинен и юридическому лицу - должнику.

5. Преступление совершается умышленно. Виновное лицо осознает, что неправомерно совершает действия, указанные в ч. 1 ст. 195 (скрывает имущество, имущественные права или обязанности, сведения об имуществе и т.д.), при наличии признаков банкротства, т.е. зная о своей как индивидуального предпринимателя или организации несостоятельности (неоплатности), предвидит возможность причинения этими действиями крупного ущерба и желает либо сознательно допускает (безразлично относится) соответствующие последствия.

Хотя в законе ничего не сказано о цели совершения подобных действий, представляется, что такой целью является уменьшение конкурсной массы, подлежащей распределению между кредиторами, либо сокрытие ее фактического размера. В противном случае многие указанные в законе действия подпадают под признаки других преступлений (например, хищение имущества юридического лица, уничтожение или повреждение имущества, уничтожение или подделка документов).

6. Субъектом неправомерных действий при банкротстве по ч. 1 ст. 195, кроме индивидуального предпринимателя и руководителя организации-должника, могут быть учредители (участники) юридического лица - должника, председатель и члены совета директоров (наблюдательного совета) этого юридического лица, другие представители учредителей (участников), лица, входящие в состав временной администрации, назначенные судом с целью проведения различных процедур банкротства, арбитражные управляющие (временный, административный, внешний, конкурсный), а также различные управленческие работники организации-должника.

7. Часть 2 ст. 195 говорит об ответственности за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам. При установлении признаков рассматриваемого преступления следует руководствоваться положениями Федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве)" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", где сформулированы правила удовлетворения требований кредиторов и, в частности, строгая очередность удовлетворения их имущественных требований при конкурсном производстве.

Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований данной очереди.

О крупном ущербе, причиненном кредиторам, как о последствии преступления см. п. 4 коммент. к рассматриваемой статье.

Важным признаком объективной стороны является обстановка совершения преступления - наличие признаков банкротства (см. п. 2 коммент. к рассматриваемой статье).

8. Субъектом преступного деяния по ч. 2 ст. 195 могут быть руководитель юридического лица, его учредитель (участник), а равно индивидуальный предприниматель. Применительно к ч. 2 ст. 195 руководителем организации-должника можно, безусловно, считать внешнего и конкурсного арбитражных управляющих, назначенных арбитражным судом для проведения соответствующих процедур банкротства (внешнего управления и конкурсного производства) и осуществления иных полномочий, а также руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией. Соучастниками преступления могут быть любые другие лица, организующие, подстрекающие или содействующие совершению неправомерных действий при наличии признаков банкротства.

9. Преступление совершается умышленно, при осознании виновным всех фактических обстоятельств объективной стороны составов преступлений (в том числе наличие признаков банкротства), предусмотренных ч. 2 ст. 195, желании или сознательном допущении причинения крупного ущерба.

Мотивы преступления, как правило, корыстные, хотя могут быть и иными, что на квалификацию содеянного не влияет.

10. Часть 2 ст. 195 непосредственно не предусматривает уголовную ответственность для кредиторов. Однако в ст. 14.13 КоАП РФ говорится об ответственности кредитора, принявшего в ущерб другим кредиторам неправомерное удовлетворение от должника при наличии у последнего признаков банкротства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким уголовно наказуемым деянием может быть подстрекательство к совершению преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 195 (реже - другие виды соучастия) или же злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК).

11. Воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной и иной финансовой организации (ч. 3 ст. 195) может иметь место, когда руководитель юридического лица или кредитной или иной финансовой организации отстранен от управления с возложением его функций соответственно на внешнего или конкурсного арбитражного управляющего либо руководителя временной администрации. Применительно к обычным организациям это происходит при осуществлении таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство, а для кредитной организации - когда приостановлены полномочия исполнительных органов кредитной организации или когда конкурсным управляющим при банкротстве кредитной организации утвержден арбитражный управляющий. Если имело место воспрепятствование деятельности временного или административного управляющего, виновные лица могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) при наличии признаков этого преступления.

12. В ч. 3 ст. 195 не указаны все возможные виды действий (бездействия), которые образуют объективную сторону преступления. Уклонение или отказ от передачи документов или имущества упомянуты как разновидность воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего или руководителя временной администрации.

Преступлением следует признавать любые действия (бездействие), если они мешают арбитражному управляющему или руководителю временной администрации кредитной и иной финансовой организации выполнять возложенные на них законом обязанности, что повлекло за собой последствие в виде крупного ущерба.

13. Преступление совершается умышленно, с прямым или косвенным умыслом.

14. Субъектом преступления по ч. 3 ст. 195 может быть не только отстраненный от управления руководитель организации, но и другие управленческие работники и иные лица, препятствующие законной деятельности арбитражного управляющего или руководителя временной администрации по любому мотиву.

 

Статья 196. Преднамеренное банкротство

 

Комментарий к статье 196

 

1. В отличие от ситуации, которая имеется в виду в ст. 195 УК, здесь признаки банкротства создаются преднамеренно и целенаправленно.

2. О понятии банкротства и признаках банкротства см. коммент. к ст. 195.

3. Объективная сторона преднамеренного банкротства может осуществляться различными действиями (бездействием): разбазаривание своего имущества и имущества, предоставленного другими лицами; продажа имущества по заниженным ценам и совершение иных, заведомо убыточных сделок; заведомо невыгодное использование кредитов; предоставление кредитов или имущества в аренду лицам, которые не собираются их возвращать; отказ заключения выгодной сделки; невзыскание кредиторской задолженности и т.д.

Обязательным признаком является причинение такими действиями (бездействием) крупного ущерба, исчисляемого суммой, превышающей 250000 руб.

4. Дискуссионным является вопрос о необходимости решения арбитражного суда о банкротстве как преюдиционного акта для привлечения к уголовной ответственности по ст. 196. Представляется правильной позиция, отрицающая необходимость такого акта, поскольку неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может быть установлена и помимо такого решения.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления могут быть любыми, что не имеет квалифицирующего значения.

6. Субъект преступления специальный, непосредственно указанный в законе - руководитель юридического лица, учредитель (участник) юридического лица, индивидуальный предприниматель.

Арбитражные управляющие, которые выполняют полномочия отстраненного руководителя организации-должника, не могут совершить этого преступления, так как к моменту наделения их полномочиями руководителя организации признаки банкротства уже были.

 

Статья 197. Фиктивное банкротство

 

Комментарий к статье 197

 

1. В случаях фиктивного банкротства юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обладают достаточными активами для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, однако заведомо ложно объявляет о своей несостоятельности в целях введения кредиторов в заблуждение для получения отсрочки или рассрочки причитающихся платежей, скидки с долгов или вообще для неуплаты долгов или же в иных целях.

2. Публичное объявление о несостоятельности может быть реализовано в заявлении о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), поданном в арбитражный суд, подписанном руководителем должника - юридического лица или лицом, его заменяющим, либо должником - индивидуальным предпринимателем, а также в любом публичном заявлении руководителя юридического лица, учредителя (участника) юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

3. Обязательным условием уголовной ответственности является причинение крупного ущерба, определяемого прежде всего потерями кредиторов в виде реального ущерба и упущенной выгоды, в сумме, превышающей 250000 руб. (примечание к ст. 169 УК).

4. Фиктивное банкротство - умышленное преступление, поэтому причинение крупного ущерба охватывается прямым или косвенным умыслом лиц, являющихся субъектами рассматриваемого преступления.

5. Субъект преступления указан в ст. 197.

 

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

 

Комментарий к статье 198

 

1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.