Здавалка
Главная | Обратная связь

Внешние факторы аттракции



К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, фак­торам аттракции можно отнести следующие:

1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации;

2) эмоциональное состояние партнеров по общению;

3) пространственная близость.

Напомним, что потребность в аффилиации — это потребность создавать и под­держивать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью (по­дробнее понятие аффилиации рассматривалось в главе «Потребность в общении»). Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значитель­ной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выражен­ной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избега­ющего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, по­стоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества ока­зывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на началь­ном этапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмот­рено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение челове-

ка распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Эго состояние можно описать словами — «сегод­ня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет. Эксперимен­тально установлено, что человек, переживающий поло­жительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или по­давленном настроении. Для человека с негативными эмо-иями другие люди либо просто не существуют (он их не

видит), либо на них переносится его плохое настроение

(они его раздражают, досаждают и т. п.). Таким образом, то, как мы относимся к дру­гим и как они — как нам кажется — относятся к нам, может быть лишь частью наше­го общего эмоционального состояния, на которое влияют самые разнообразные фак­торы внешней среды: политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка и многое другое.

Пространственная близость — еще одна внешняя детерминанта межличностно­го предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим об­разом: три прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Воздействие данного фактора имеет решающее значение для установления меж-личностяых контактов. В детские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих в одном подъезде или доме, а также из одноклассников. Ве­роятнее всего, и брачными партнерами становятся люди, либо живущие недалеко друг ог друга, либо те, кто учатся и/или работают вместе. Пространственная бли­зость влияет и на продолжительность отношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием простран­ственной разделенное™. Поговорка «с глаз долой, из сердца — вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддержания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить тем, что (пользуясь языком теории обмена) получаемые в результате этих отношений «награды» переве­шивают затраченные усилия.

Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции преж­де всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (соци­альной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструкту­рой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и даже взаимопомощи. Следствием может стать близкое личное знакомство между ними.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.