Здавалка
Главная | Обратная связь

Зал интерьерной куклы



 

Экспозиция включает в себя часть обширной музейной коллекции авторских интерьерных кукол – кукол, не предназначенных для игры, а рассматриваемых как элемент декора помещения. Представлены произведения известных художников, а также студенческие работы – куклы-макеты будущих сценических костюмов. Основные материалы, использованные авторами, - текстиль и папье-маше.

Справа от входа располагается витрина «Цирк» - имитация настоящего циркового представления, где в качестве артистов выступают куклы. Мы можем увидеть группу текстильных жонглеров – работа санкт-петербургского квилт-клуба Людмилы Галумовой, канатоходку, чей костюм выполнен из гофрированной бумаги, клоуна – куклу-марионетку. Произведениями известного петербургского мастера – Романа Шустрова – являются пара воздушных велосипедистов и дрессировщик, выполненные из папье-маше.

Особое внимание стоит обратить на фарфоровых кукол. В дальней части зала находятся Пьеро и Пьеретта – работы художницы Татьяны Бунь – образы персонажей итальянского народного театра – комедии дель арте.

Упомянутые куклы-макеты будущих сценических костюмов располагаются вдоль стены слева от входа. Все это известные сказочные и литературные персонажи, а также неожиданные фантазийные образы. Зритель может увидеть героев сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», современную мачеху Золушки, а также необычную куклу в костюме «Комода».

Идея веселого городского праздника, находящаяся в основе экспозиции, воплощена художником-оформителем Натальей Меренцевой, работавшей также в Зале сказок и зале Лесное царство.

Чтобы прослушать более подробную информацию по упомянутым куклам – выберите соответствующую цифру.

 

Велосипедисты. Роман Шустров

Автором пары велосипедистов, выступающих на арене кукольного цирка, является известный Санкт-Петербургский художник Роман Шустров. Работая с различными материалами, мастер обладает особой творческой манерой и образностью своих персонажей. В музее представлены куклы художника из текстиля или папье-маше, как в данном случае. Поверхность монохромно решенных фигур детально проработана внешне, кроме того сами куклы очень легкие – они пустые внутри. Зритель может найти другие работы Романа Шустрова в зале интерьерной куклы: дрессировщик, находящийся здесь же – в «Цирке», пара музыкантов, дирижер в белом фраке и цилиндре, выполненные из текстиля эти куклы располагаются в других витринах.

 

Лесное царство

 

«Лесное царство» является уникальным выставочным проектом Санкт-Петербургского музея кукол. Перед нами не просто воссоздание сказочного леса, а зал авторской театральной куклы.

Над оформлением пространства работали два художника. Наталья Меренцева, используя натуральные и искусственные материалы, сымитировала природный ландшафт, продумала композицию зала, сумев передать атмосферу сказки и волшебства.

Марина Орлова - художник театральной и интерьерной куклы выполнила большинство представленных персонажей. Работая в самых различных техниках и используя разнообразные материалы, даже такие, как соленое тесто, Марина Орлова создает целый ряд запоминающихся и необычных кукол, некоторые из которых по своему предназначению являются театральными. В композиции, находящейся в правой части зала, «Белая ворона и вороненок» последний является перчаточной куклой и с помощью актера может открывать клюв. Также обращает на себя внимание большое количество масок находящееся в пространстве зала.

В экспозицию включены, как известные сказочные, так и фантазийные персонажи. Здесь мы можем встретить Лесную волшебницу с магическим зельем, прическа которой украшена косточками, водяного и лешего, находящихся на берегу озера и, конечно, увидеть избушку на курьих ножках. Неожиданные жители леса – звездные мишки, необычные пауки и Дракодил находятся выше уровня глаз зрителей.

Особенным решением пространства является отсутствие стекол витрин – какой-либо преграды между экспонатом и смотрящим, что позволяет еще больше окунуться в атмосферу сказки и вымысла.

 

Театральный зал

 

Зал театральной куклы знакомит посетителя с самыми различными представителями данного сценического искусства. Здесь мы можем увидеть, как самых простых и известных в обращении кукол – пальчиковых, перчаточных, марионеток, так и более сложных – Яванок, кукол механических и приводящихся в движение с помощью гапита – их управление под силу только профессионалам своего дела. В экспозиции присутствуют работы современных художников и антикварные предметы.

Особую историческую ценность несет набор перчаточных кукол конца XIX века, находящийся в витрине справа от входа, где интересное техническое выполнение соседствует с весьма эмоциональными по характеру образами.

Слева марионетки, привезенные из Индии,

Бирмы и Непала. Образцы ручной работы местных кукольников, а также примеры самобытного костюма и декоративного украшения.

Упомянутые Яванки находятся в дальней части зала за витринами. Их управление осуществляется с помощью тростей, которые крепятся к рукам куклы.

Представленные в экспозиции текстильные панно и аппликации создают яркую и праздничную атмосферу, становясь в контексте пространства практически театральными ширмами.

Чтобы прослушать более подробную информацию по упомянутым куклам – выберите соответствующую цифру.

 

Механический кот

 

Механическая кукла относится к семейству верховых театральных кукол. Ее управление осуществляется системой тяжей, проходящих через весь корпус, и выводящихся на гапит - в данном случае он представляет собой деревянную ручку, соединенную посредством нитей с упомянутыми тяжами. При помощи гапита мы можем заставить нашего кота двигаться по поверхности, шевелить лапами, моргать глазами и открывать рот. А связка сосисок в его лапах добавляет столь необходимую реалистичность и иронию.

 

Тростевая кукла

 

Система тростевых кукол была известна еще в древности. Свое происхождение она ведет из Индонезии – с острова Ява. Отсюда менее известное название Яванка. Главной особенностью является способ управления – с помощью тростей – специальных деревянных или металлических палок, которые крепятся к рукам куклы. Приведение в действие может осуществляться одним или несколькими актерами в зависимости от сложности амплуа персонажа. Спектр движения Яванки довольно широк – ее руки, часто на шарнирах, могут сгибаться в разные стороны, имитируя движения живого человека. Поднимается вверх такая кукла на гапите, который, проходя через туловище, позволяет управлять головой.

Любые образы доступны для исполнения тростевой куклой, что делает ее незаменимой для разного рода спектаклей.

 

Марионетки из Индии, Бирмы и Непала

 

Куклы, привезенные из других стран, уже давно стали частью коллекции музея. Представленные экспонаты появились лишь в конце 2011 года и дают зрителю возможность соприкоснуться с искусством и древнейшими традициями кукольного представления стран Востока. Перед нами - пример ручной работы местных актеров-кукольников – сувенирная театральная кукла. Эти марионетки путешествуют вместе с их авторами по родной стране и, участвуя в спектаклях, являются объектом продажи. Перед желающими разыгрываются сцены как нравоучительного, так и шутливого характера и всегда являют собой невероятно красочное зрелище.

Среди персонажей заклинатель змей, воины с мечами в руках, танцовщица в бирюзовом платье. Сами куклы относятся к 1970-1990-м гг., и являются уникальными в своем роде.

 

 

 

2 этаж

Общая информация

 

Экспозиция второго этажа связана в первую очередь с образом Санкт-Петербурга. Здесь мы можем вспомнить, как об истории города, так и узнать в некоторых персонажах отголоски его современного облика. Среди представленных объектов находятся интерьерные и сувенирные куклы, макеты зданий и костюмов, а также некоторые студенческие работы.

Часть пространства занимают существующая при музее мастерская «Потешный промысел», где изготовляют сувенирных кукол. Художниками разработано множество моделей костюмов разных стран и эпох, благодаря чему им подвластны практически любые образы. Для создания куклы используются фарфоровые головки, раскрашиваемые вручную, и различные виды текстиля и фурнитуры, из которых мастера создают готовые образы небольшими тиражами или в единственном экземпляре. Г лавное внимание уделяется созданию кукол в национальных костюмах народов России.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.