Здавалка
Главная | Обратная связь

Генеративность как основное новообразование в зрелости. Кризис «середины жизни» как оценка жизненной продуктивности.



В 40 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения нет.

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни.

К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента).

Супруги, связанные до этого момента заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения друг к другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.

Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказаться на человеке, его позиции и отношении к жизни. В этот период происходит становление новой «я-концепции».

В период молодости основными новообразованиями являются семья (отношение к ней и внутри нее) и профессиональное становление.

В период зрелости эти новообразования претерпевают изменения, но по-прежнему остаются весьма значимыми. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности.

Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать свое мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его профессиональной деятельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно, чтобы человек в это время нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения. Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осознает, что не стоит искать кого-то другого на роль “испортившего жизнь”, винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой работе, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказанием духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях. По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Наибольший риск для развития личности представляет сведение жизни к удовлетворению исключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдоблизости.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

— развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости);

— смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);

— противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;

Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости: конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к себе.

Старение с точки зрения геронтологии – это фундаментальный биологический и социальный процесс, анализ механизмов которого важен как для установления сущности старения, разработки улучшения социально-экономических условий жизни пожилых и старых людей, так и для формирования определенных мировоззренческих представлений в обществе о пожилом и старческом возрасте.

Старость – заключительный этап старения, который является результатом функциональной недостаточности вследствие внутренних и внешних воздействий, которым человек подвергался в процессе своего развития и последующей жизни.

Периодизация этапа старения

Источник Период Начало старости, лет
Пифагор Ранний исторический
Гиппократ – // – 56–63
Китайские ученые – // –
Средневековые деятели, эпоха Возрождения – // – 50 (мужчины) 30 (женщины)
Русский демограф А.П. Рославский-Петровский 1-я половина XIX в.
Французские физиологи XIX в. 55–60,70
Немецкий физиолог М. Рубнер 1854–1932 гг. 50 (старость)
Ассоциация здравоохранения США 1939 г. 70 (почтенная старость)
Английские физиологи XX в. свыше 50
Немецкие физиологи XX в.
     

 

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости в зависимости от внутренних установок[106].

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворён эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношение к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, даёт ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих "психологической бронёй", чопорных, поглощённых профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща "разгневанным старикам", которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом. Они нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся её.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях, они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворённая потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.