Здавалка
Главная | Обратная связь

Арифмосемиотика и санкхья



Надо отметить, что индийская культура изобилует текстами, в которых приводятся достаточно схожие с древнекитайскими представления о структуре психокосмоса и о путях восхождения. По преданию, все они генетически восходят к ранней форме религиозно-философского учения санкхья, созданного легендарным мудрецом Капилой, который, как предполагается, жил в VII—VI вв. до н.э. Несмотря на свое название (санкхья — букв. “счет, число”), учение не пользовалось развитым символьно-численным аппаратом, и его сходство с китайской арифмосемиотикой наблюдается только в пределах понятийного описания психокосмоса человека. Поскольку в современном востоковедении исследования санкхьи находятся в лучшем состоянии по сравнению с изучением арифмосемиотики, некоторые аналогии могут оказаться полезными для понимания последней. Чтобы не слишком углубляться в эту тему, рассмотрим для примера только один отрывок из “Катха-упанишады” (VI—IV вв. до н.э.), в котором перечисляются уровни психокосмоса по направлению восхождения.

Предметы [чувств] (артха. — В.Е.) выше чувств (индрии. — В.Е.), Мысль (манас. — В.Е.) выше предметов [чувств]. Разум (буддхи. — В.Е.) выше мысли, Великий атман (атма махан. — В.Е.) выше разума. Неявное (авьякта. — В.Е.) выше великого, Пуруша выше неявного, Выше пуруши нет ничего. Он — завершение, он — конечный путь (Катха-упанишада 1972: 231—232).   Ибо предметы [восприятия] (артха. — В.Е.) — выше чувств (индрии. — В.Е.), и разум (манас. — В.Е.) — выше предметов, И рассудок (буддхи. — В.Е.) — выше разума, великий Атман — выше рассудка. Непроявленное (авьякта. — В.Е.) — выше великого [Атмана], пуруша — выше непроявленного. Нет ничего выше пуруши. Это конечная цель. Это высший путь (Катха-упанишада 1991: 105).

Переводы этого отрывка В.В. Шеворошкиным и А.Я. Сыркиным являются не очень показательными в контексте рассматриваемых здесь проблем. Поэтому следует сделать некоторые уточнения. Начальным пунктом восхождения в “Катха-упанишаде” берутся чувства, точнее, “ощущения” (индрии), подразделяемые на пять известных модальностей. Данное понятие можно соотнести с “сенсуализатором”, символизируемым триграммой Сюнь (1101). Тогда весь остальной набор понятий соотнесется по порядку перечисления с более высокими психокосмическими уровнями (табл. 2.10.21).

Таблица 2.10.21
Код Китай Индия
0010 “эссенциальный дух” (цзин-шэнь)  
1100 “высшая душа” (хунь) “душа человека” (пуруша)
0111 “низшая душа” (по) “непроявленное” (авьякта)
1001 “разум” (и) “великий разум” (атма махан)
1011 “рассудок” (шэнь) “рассудок” (буддхи)
0101 “стремления” (чжи) “эмоции” (манас)
0011   “образы” (артха)
1101   “ощущения” (индрии)

Воспринимаемые органами ощущений предметы предстают в психике как наглядно-чувственные образы, которые и соответствуют в данном случае индийскому понятию артха (“цель”, “причина”, “вещь”, “предмет”, “смысл”, “значение”).

То, что В.В. Шеворошкин перевел как “мысль”, а А.Я. Сыркин — как “разум”, — это манас, понятие достаточно многозначное: “дух”, “душа”, “ум”, “мысль”, “замысел”, “желание”, “намерение”, “эмоции”. В психологических учениях Индии им могла обозначаться и вся психическая сфера целиком, и отдельные уровни. Находясь на более высокой иерархической ступени, чем наглядно-чувственные образы, манас должен означать эмоционально-ценностный уровень. Однако в поздних вариантах санкхьи манас уравнивается с уровнем наглядно-чувственного мышления, а более высокий уровень, связанный с индивидуализацией, обозначается понятием аханкара (“эготизм”, букв. “я делающий”).

Буддхи — это общая способность понимания. Ее санкхьяики соотносили иногда сразу с двумя следующими психическими уровнями. В рассматриваемом случае этот термин можно перевести как “рассудок”, поскольку уровень “разума” занят “великим атманом”. Слово атман здесь переводится как “разум”, хотя в других контекстах оно может означать “дыхание”, “дух”, “душу”, “тело” и др.

На следующем уровне находится “неявное, непроявленное” (авьякта), т.е. невыражаемое в неких психических формах. Это понятие в ряде других санкхьяистских текстов соотносится с понятием пракрити (букв. “претворяющее”). Авьякта пракрити — это то, что производит в нисходящем порядке все перечисленные реалии психокосмоса и, вдобавок, органы действия и физическое тело индивида. То, что производится, — это “проявленная” (вьякта) пракрити. План, по которому осуществляется данное производство, определяется отчасти некими кармическими структурами, присущими авьякта пракрити, а отчасти более высоким уровнем, “интенции” которого она и “претворяет”.

Пракрити в классической системе санкхьи на всех своих уровнях имеет трехчленную структуру, подразделяясь на возбуждающее (раджас), уравновешивающее (саттва) и тормозящее (тамас) начала, что можно уподобить разделению китайского психокосмоса на силы Неба и Земли, между которыми находятся силы Человека.

Последний уровень восхождения в “Катха-упанишаде” обозначается термином пуруша, в словарную статью которого входят значения “человек”, “мужчина”, “человеческий род”, “душа”, “мировой дух”. Несомненно, в рассматриваемом контексте речь идет о индивидуальной душе, причем уточнение, что эта душа принадлежит к человеческому роду, не маловажно, поскольку с этим же уровнем соотносятся и китайские представления о душе-хунь, которой свойственна “человечность” (жэнь).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.